Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Он дал формулу нашего национального бытия»

Русская цивилизация / 17.09.2010


Протоиерей Геннадий Беловолов о значении триады графа С.С.Уварова - «Православие. Самодержавие. Народность» …

155 лет со дня упокоения Сергея Семеновича Уварова - хороший повод вспомнить достойного сына Отечества, которого мы сегодня можем назвать настоящим русским государственником. Имя Уварова прочно вошло в историю государственного самосознания нашего народа. Его можно заслуженно поставить в один ряд со старцем Филофеем из Спасо-Елеозарова монастыря, который сформулировал в Московской Руси идеологему "Москва - третий Рим", и назвать его продолжателем. Идея, сформулированная старцем Филофеем, на многие века стала определяющей в выборе вектора внешней и внутренней политики России. А в XIX веке такую же краткую, но емкую формулу дал С.С.Уваров. В трех словах дана исчерпывающая формула нашего национального бытия, которую можно назвать нашим историческим выбором и государственным кредо. В них выражена как политическая форма русской государственности - Самодержавие, так и ее духовное содержание - Православие, а также названа та основа, без которой невозможно ни первое, ни второе - Народность, для которой и существует и первое и второе. 

В принципе, если посмотреть, то любое государство основывается на подобной триаде, только в разных формулировках и идеологическом наполнении. К примеру, наша нынешняя "демократическая" государственность также зиждется на трех основах. Только вместо Самодержавия нам предлагают демократию, вместо Православия - толерантность, а вместо народности - некую вненациональную общность, которая занимается удовлетворением своих потребностей ("общество потребления"). Сергей Семенович Уваров в XIX в. просто назвал вещи своими именами, то на чем реально стояла Российская Империя, и определил то, что являлось её идеалом - гармоничное сочетание этих трех начал.

Теория познается на практике, и тысячелетняя история России доказывает триаду Уварова. Конечно, мы с некоторой условностью говорим, что триада принадлежит Уварову: ему принадлежит честь этой чеканной формулы России. По сути, она существовала всегда, начиная с равноапостольного князя Владимира. Хотя тогда еще не было термина "самодержец", но уже было первенство наследственной власти Великого князя, первенство Православия как души народа и народности как смысла существования того и другого.

Эта формула существовала тысячелетие в жизни России, поэтому мы можем и должны назвать ее историческим законом русского бытия, нарушение которого для России также чревато, как нарушение любого другого объективного закона. Эти три начала не только не противоречат, но как раз дополняют и уравновешивают друг друга. Ведь первым в триаде стоит Православие, т.е. духовное начало, ему подчиняется Самодержавие. Хотя исторически и были попытки конкуренции, когда Самодержавие пыталось встать выше Православия, но в целом русские Самодержцы ощущали себя православными христианами, хранителями и служителями Церкви Христовой. И Православие, и Самодержавие видели себя в народности. Тут можно привести множество примеров и цитат, достаточно вспомнить слова Императора Петра I, который перед Полтавской битвой сказал: "Имейте в сражении пред очами Правду и Бога, поборающего за вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в славе и благоденствии на ваше благосостояние". Я бы эти слова назвал своего рода девизом русских Царей. По сути эти слова воплотил в своем мученическом подвиге и святой Царь Николай Второй. 

Ни одна из частей триады не была самоценной и не могла существовать отдельно сама по себе. Умаление или уничтожение одной из них приводило к умалению других. Мы видим, что с уничтожением Самодержавия в 1917 году весьма пострадала и Русская Церковь: были уничтожены тысячи храмов и монастырей, святынь, убиты тысячи представителей духовенства и мирян, потому что Церковь некому было защитить. Был уничтожен её земной хранитель - Помазанник Божий. В то же время без Православия и Самодержавие превращается в абсолютизм, что мы видим в Европе, и может превратиться в диктатуру. А без народности просто нет ничего, Патриарх остается без паствы, а Царь - без верноподданных.

В том и другом понятии первенствует принцип Царя. В Православии мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа, который пришел на землю как Царь, был распят как Царь, и основал Церковь как Царство. В понятии Самодержавия заложена идея воплощения Царства Небесного на земле, или земного Царства, предваряющего Царство Небесное. Это весьма дерзновенный проект, который не может быть полностью воплощен на земле во всей своей идеальности, но максимально приближает ее к человеку. Если посмотреть, что существует на небе? Демократия? Конституционная монархия? Конечно, нет. Господь Бог единодержавен и мы можем назвать Его - Небесным Самодержцем. Он поступает только в соответствии со Своей волей -благой, мудрой, милостивой. Именно таким представляется и идеал царя земного, который руководствуется не формально-юридическими понятиями, но нравственными категориями, основанными на Православной вере, заповедях Божиих, канонах Церкви. Таким образом, Самодержавие является проекцией и воплощением церковных начал в земной жизни народа. Церковнослужителям запрещено участвовать в политической деятельности, по канонам ни архиерей, ни священник не может быть ни депутатом, ни членом политической партии. (Хотя бывают исключения в особых случаях, можно вспомнить архиепископа Макария, который был президентом Кипра). Но недавно прозвучавшая идея выдвинуть на пост Президента Патриарха Кирилла сразу была отвергнута именно потому, что это не возможно по канонам Церкви. Хотя, 
по духовным и интеллектуальным качествам Патриарх заслуживает этого поста и в настоящее время является одним из немногих объединяющих все наше общество лидеров. Получается, что Церковь лишена возможности воздействовать на государственную политику. Можно много говорить о нравственном влиянии Церкви, но ее призывы остаются гласом вопиющего в пустыне в атмосфере насаждаемой бездуховности. Что мы сейчас и видим. Вот Церковь выступает против абортов, против этого узаконенного убийства младенцев, но кто слушает Церковь? Наша страна занимается детоубийством в массовом масштабе, миллионы младенцев убиваются каждый год. Это невиданный в истории детский холокост. Когда у нас горят деревни и вымирает народ, почему мы не вспомним, что мы занимаем первое место по числу абортов в мире?

А если бы у власти был православный Царь, можно ли представить себе, чтобы он остался равнодушным к убийству своих верноподданных во чреве?! Думаю, что в первый же день восшествия на престол православный Государь запретил бы это безобразие, которое позорит наш народ и призывает на его голову многие кары. Или какой Царь допустил бы выдачу своих юных верноподданных в семьи заокеанских граждан, с полной переменой веры и гражданства. Ведь это предательство наших русских детей.

Триединство Православия, Самодержавия и Народности - являют неразрывное единство государственности, политики, нравственности и традиции. Те, кто пытается изгнать Православие из государственного организма страны, по сути, отвергают принцип нравственности в политике. Тогда и появляется на свет страшный постулат современной политической жизни, сформулированный еще Макиавелли: политика и нравственность несовместимы.

Триада Уварова утверждает то, что власть должна быть нравственна и существует для народа. Именно в этом и состоит смысл Самодержавия как власти, не зависящей от греховной воли людей, но зависящей от святой воли Божией. Надо понимать, что Самодержец не является высшим институтом власти в православном государстве, он выступает своего рода исполнительной властью воли Божией на земле, а Церковь его благословляет и наставляет. А законодательная власть в высшем смысле этого слова принадлежит Богу. Идеальный образ единства триады показан в Ветхом Завете в образах Моисея, Аарона и народа Израилева. Моисей - воплощает принцип Самодержавия, Арон, его брат, - это духовное начало, а Израиль, шествующий за своим вождем - образ народности.

Этот идеологический треугольник в исторической жизни народа и государства представляет собой наиболее жизнеспособную конструкцию. И трагедия России в ХХ веке в том, что она попыталась отказаться от одного из этих компонентов - Самодержавия, тут же пострадала и вторая часть триады - Православие. Народ же, лишенный Православия и Самодержавия, оказался беззащитной игрушкой в руках всемирных экспериментаторов. Эти эксперименты, как ни трудно заметить, продолжаются до сегодняшнего дня. Мы очередной раз пытаемся совершить какой-то исторический фокус - модернизироваться и встать "впереди планеты всей", не имея под собой прочной исторической основы. Думаю, что без учета всего нашего прошлого опыта, без опоры на эту русскую триаду Россия не будет иметь точки опоры для своего возрождения.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 17

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

17. Елена Родченкова : Re: «Он дал формулу нашего национального бытия»
2011-02-13 в 00:04

Автор пишет:"Думаю, что в первый же день восшествия на престол православный Государь запретил бы это безобразие, которое позорит наш народ и призывает на его голову многие кары. "

Увы, первый день начнется с ударов топоров и визга пил - установкой виселиц.
16. lucia : Прихожанка
2011-02-12 в 20:52

А куда Вы прихожанка?
Вша статистика вранье.
15. Владлена : Re: «Он дал формулу нашего национального бытия»
2011-02-12 в 16:28

ВС ё это так. Но нужно что=то делать
14. Владлена : У нас полная апатия населения...
2011-02-12 в 16:27

13. Владлена : Re: «Он дал формулу нашего национального бытия»
2011-02-12 в 16:25

СССР был для народа, но народ не смог этого оценить и он распался...
12. Владлена : Не всё так однозначно. Здесь гоа
2011-02-12 в 16:23

Не всё так однозначно. Здесь говорится скорее об уровне нравственности. А он понижаться начал века с17...
11. Прихожанка : Re: «Он дал формулу нашего национального бытия»
2010-09-23 в 00:44

«…А если бы у власти был православный Царь, можно ли представить себе, чтобы он остался равнодушным к убийству своих верноподданных во чреве?! …»
Зато православный царь оставался равнодушным к процветанию проституции, которая была узаконена. В Санкт-Петербурге в 1913 г. число вузов равнялось числу официально зарегистрированных публичных домов. (http://russbalt.ucoz.ru/publ/27-1-0-295). А Вы о нравственности царского самодержавия!
10. Прихожанка : Re: «Он дал формулу нашего национального бытия»
2010-09-21 в 21:41

«Триада Уварова утверждает то, что власть должна быть нравственна и существует для народа. Именно в этом и состоит смысл Самодержавия …».
Царское самодержавие – власть для народа? Не смешите народ, уважаемый автор! Вспомните, каков был уровень жизни народа в дореволюционной России и сравните его с уровнем жизни в советский период. Продолжительность жизни в царской России была более чем в два раза ниже, чем в СССР.
Годы Средняя продолжительность жизни
всего населения мужчин женщин
1896 — 1897 32 31 33
1926 — 1927 44 42 47
1958 — 1959 69 64 72
1968 — 1971 70 65 74
http://www.medical-e...telnost-zhizni.shtml
В конце 19 века смертность младенцев на первом году жизни была почти в 30 раз, а смертность детей в возрасте 1-4 года - в 80 раз выше, чем в 70-х годах 20 века. Статистику можно продолжить. И она будет не в пользу царского самодержавия. Одни купались в роскоши, а другие прозябали в нищете. Если б царская власть была для народа, не было б и революции (только не надо говорить о её импортировании с Запада). И т. д.
9. Владимир Воробьёв : Re: «Он дал формулу нашего национального бытия»
2010-09-18 в 23:21

БРАВО,ОТЕЦ ГЕННАДИЙ!
8. Голева Т. : Феодулу
2010-09-18 в 14:07

Не получается у нас занавеситься от остальной России и тихо молиться у себя в комнате. "Дым Отечества" проникает и в православные жилища, от него не скроешься и в деревенской глуши. Господь будет наказывать Россию за вступление в сатанинскую глобальную систему, и альтернативные системы учета для православных - это форма исповедничества, а не бытия. Судьба каждого из нас неотделима от судьбы страны. И уповая на милость Божию, как в древности Авраам, мы надеемся получить обетования, о которых открыто нам через богодухновенных угодников Божиих.
7. прот.Геннадий : ответ 2: Царство Небесное начинается на земле
2010-09-18 в 10:49

"Считаю, что «Православие. Самодержавие. Народность» - это действительно круто, но это не самоцель, это вторичное. Первичное - это сиюсекундное занятие сердца Богом".

Господь "первичным" назвал Царство Божие: "ищите прежде всего Царства Божия". Устроение Православного Царства на Русской земле не противоречит идее Царства Божия на небе. Т.е.Царство Небесное начинается на земле. При демократии Вас будут заставлять сердце занимать сникерсами, а в Православном Царстве у Вас будет больше возможностей "занимать сердце Богом".
6. Голева Т. : Re: «Он дал формулу нашего национального бытия»
2010-09-18 в 09:40

Мы должны извлекать уроки из посылаемых нам скорбей и бед. Наши соотечественники извекли уроки из страшной смуты начала 17 века и на Освященном земском соборе поклялись на кресте и Евангелии хранить верность царям из рода Романовых. И эту клятву никто до сих пор не отменял. Никакой последующий церковный собор.
5. Галина Борсуковская : Алексею № 4 - Как Вам не стыдно!
2010-09-18 в 00:49

№ 4. Алексей : "Быль о человеке и царе".

Это не быль, Алексей. Это ложь. И здесь, на РНЛ, и за ее пределами было много публикаций о том кто и как разрушил Российскую Империю, кто организовывал бунты, кто их осуществлял, кто предал и кто убил русского царя. И кто все это оплатил. Я могла бы дать Вам весьма развернутый ответ, со всеми необходимыми ссылками, но тогда мы уйдем в сторону от темы, предложенной автором.
Скажу только, что виновные в трагедии русского народа продолжают свое дело и никакой "метанойи" у них не наблюдается. А кроме того, у них есть одно золотое правило: виноватой всегда должна оказаться жертва. Повторять их клевету на русский народ здесь, на РНЛ просто неприлично. Тем более, что народ здесь достаточно сведующий.
4. Алексей : Быль о человеке и царе
2010-09-17 в 21:56

Представьте себе такую ситуацию. Жил человек. И дал человеку Господь в помощь царя. Человек взбунтовался на царя и убил его. Как вы думаете, даст Господь человеку нового царя, по крайней мере до тех пор, пока у него не произойдет метанойя?
3. Галина Борсуковская : Православие, Самодержавие, Народность !
2010-09-17 в 21:48

Уважаемый отец Геннадий! Спасибо, что обьяснили происхождение формулы, которую мы видим в заглавии сайта РНЛ. Как хорошо, что она здесь! Действительно, это истинная формула Святой Руси. Дай-то Господи, чтобы она воплотилась в жизнь!
Но Вы сами видите, какие сейчас времена. А от того, что нам готовят на будущее, совсем страшно жить становиться. Вот посмотрите здесь же на РНЛ статью Александра Разумовского "Форсайт-Апокалипсис" -
http://www.ruskline....forsajtapokalipsis/
Или вот еще: "Поддерживает ли Дмитрий Медведев антирусскую программу Юргенса и Ко?" Юрия Крупнова -
http://www.ruskline....rammu_yurgensa_i_ko/
Это все те примеры, что оказались под рукой, а есть еще неисчислимое множество других, от которых мороз идет по коже.
- Это то самое управление страной "наемными менеджерами", которое мы имеем вместо Самодержавия.
- Народность у нас в таком состоянии, что народ разобщен уже почти до состояния атомизации. Но все еще предполагается бороться с народностью. И борються.
- Одно Православие осталось у нас. Одна наша надежда. Господь на небесах, и Православная Церковь на земле. И еще наша Родина, которую очень жалко.
Простите нас, Батюшка, если мы плохие христиане. Подскажите, чем православный народ может на деле помочь своей Церкви? Вы говорите, что голос Патриарха, обращенный к властям, звучит точно "глас вопиющего в пустыне"? Но может быть народ может поддержать своего Патриарха? Все-таки демократию у нас обьявили. Источником права и власти по Конституции является народ. Может быть вместе нас лучше услышат?
2. Феодул : «Православие. Самодержавие. Народность» - для духовно немощных, для таких как мы сейчас
2010-09-17 в 20:04

Хотел бы сделать замечание к словам:
"Триада Уварова утверждает то, что власть должна быть нравственна и существует для народа", а также поставить под сомнение "страшный постулат современной политической жизни, сформулированный еще Макиавелли: политика и нравственность несовместимы". Даниил Сысоев говорил, что нравственность без Христа ничто. Вот например в Швеции высокая нравственность, а что толку? (Если не высокая, то докажите). Сколько там самоубийств. Кого Господь любит - того наказывает, это известно всем. Думаю, что Господь нас любит. Что было бы если у нас было все хорошо, ничего делать не надо было - люди спились бы, поубивались, поразленились. Думаю, что одной из основных причин падения Империи Российской была лень.
Считаю, что «Православие. Самодержавие. Народность» - это действительно круто, но это не самоцель, это вторичное. Первичное - это сеюсекундное занятие сердца Богом. Мы, православные, знаем, что нужно жить сегодняшним днем. Занятие сердца Богом - это сегодняшнее занятие, и если мы это выполним, то пошлет Господь нам награду за это.
Это похоже на тему про ИНН: само, это ИНН может и вредно, но не главное. А главное - Христос. Нужно думать о Нем.
Если думать о Христе не хочется, то хотя бы думали о «православии, самодержавии и народности». Но как бы нам не остаться без «православия», «самодержавия» и «народности» в будущем веке.
1. тов.Сухов : «Православие. Самодержавие. Народность» … - это круто.
2010-09-17 в 17:56

Да, это круто и красиво, но...
почему создалось следующее положение вещей? РНЛ почти всегда даёт возможность читателям высказаться, а РЛ почти никогда не даёт. Читатели на три четверти одни и те же, тематика одна и та же на три четверти :)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме