Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»

17.09.2010


Протоиерей Евгений Соколов объяснил истоки неприязни к русскому народному творчеству …

«Вызывает бесконечное удивление и грусть отношение к русской сказке русского православного священника. До понимания глубины русской сказки нужно еще суметь дорасти. Ибо, на мой взгляд, наши великие русские писатели до духовной высоты русской сказки явно не дотягивают. То, что в русской сказке лаконично, красиво, назидательно и очень по-доброму изложено на одном листе, в романах русских писателей занимает сотни страниц. Когда-то мне это пришлось доказывать в очном споре на Рождественских чтениях отцу Андрею Кураеву», - заявил нам руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов.

Напомним, что клирик Санкт-Петербургской епархии иерей Димитрий Сизоненко, выступая на круглом столе, посвященном введению ОПК в школе, в Просветительском центре при Феодоровском соборе, заявил, что «фольклор - это та же массовая культура, возникшая в эпоху романтизма. Конечно, это лучше, чем современный масскульт. Гораздо лучше, если девочка надевает сарафан, чем если изображает из себя Ксюшу Собчак. Когда у ребенка нет еще навыков культуры, то он начинает с массовой. Просто не нужно преувеличивать роль фольклора. Фольклор, что явствует из самого названия, это народная культура, т.е. субкультура». По его мнению, «когда фольклор, или русская литература, или история становятся «троянским конем», который мы пытаемся начинить православным содержанием, то происходит большая подмена».

«К великому сожалению, - продолжил комментарий протоиерей Евгений Соколов, - для многих из нас содержание русской сказки - китайская грамота. Помню, в одном университете долго добивался от преподавателей и студентов ответа на вопрос: почему плачут дед и баба в сказке "Курочка Ряба", если курочка просто помогла им разбить яичко после их многочисленных безуспешных попыток? Как мышка в сказке "Репка" идет помогать кошке? При этом хорошо бы исходить из понимания, что это русская народная сказка. Отцу Дмитрию дерзну дать простой совет: чтобы понять глубину, мудрость, загадочность и даже сакральность русской сказки, неплохо бы для начала понять и полюбить источник этой сказки - народ русский! А остальное, право, приложится».

Напомним, что позицию отца Димитрия также подверг критике известный русский писатель, секретарь Правления Союза писателей России Владимир Крупин. «Надеюсь, что иерей Димитрий Сизоненко столь уничижительно высказался о фольклоре не намеренно, а просто у него так получилось. Давайте подумаем над тем, а почему великая просвещенная античная культура не приняла Христа и подвергала великим мучениям тех, кто исповедовал Христа? Почему Русь удивительно хорошо восприняла приход в свои пределы веры православной? Именно из-за устного народного творчества. Баба-Яга, лешие, русалки и прочее, - это, действительно, наивные плоды воображения, которые, однако, не губили душу ребенка. Но ведь были еще великие произведения народного творчества, которые провозглашали те же истины, которые исповедует Христианство - доброта, любовь к ближнему, верность супружескому браку. Все это было в русском фольклоре. Сказка «Колобок» говорит о необходимости послушания, «Курочка Ряба» - это вообще величайшая сказка, порицающая суетную, тщетную погоню за богатством. Это были удивительные, ценные уроки, которые получал малыш», - подчеркнул В.Крупин.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 14

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. В.Н.Шульгин : бред Филимонова
2010-09-17 в 22:08

Вы, пардон, бред несёте. Ну хоть Пушкина откройте, об Арине Родионовне вспомните, которая ему сказки сказывала. У Вас что бабушки не было? Невежество - не довод, милейший (правда, "нахальство - второе счастье"). Учиться Вам Руси надобно. Впрочем, сердце не научишь.

Или я чего не понял?
13. Makarius : Re: «Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»
2010-09-17 в 21:56

Фольклор целостное явление. Его нельзя дробить на жанры, отдельные обряды и т.д. Фольклор как форма народного сознания и проявление его самобытности представляет собой культурно-психологический исток религиозного сознания и во многом определяет восприятие Христианства. Русское Православие в высшей степени самобытно при всей Вселенскости, а его почва и подножие- народное сознание. Душа, сотворившая русскую сказку с ее идеалами добра и мудрости вопреки здравому смыслу глубоко восприимчива к Евангельской притче и Христианским ценностям. Вспомните Алешу Карамазова. Перечитайте внимательно "Братья Карамазовы" и почувствуйте эту связь. В творчестве Достоевского Православие органически переплено с народно-поэтическим мышлением. Когда писатель говорит, что русский человек всегда верил в правду-справедливость, он обращается именно к народному архетипу. Но подлинный синтез удел гения, а не Смердякова. Однако, это уже общее место.
12. Филимонов : Re: «Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»
2010-09-17 в 21:02

"о.Андрей русскую сказку как феномен низводит до афанасьевского уровня"


- опять же, я не большой специалист в этом вопросе, но насколько я понимаю, Афанасьев не столько сам собирал, сколько обрабатывал чужие материалы, например, тех же братьев Кириевских. При советской власти было издание народных песен П.В. Киреевского, так там немало текстов, пестрящих многоточиями и с абсолютно похабными сюжетами.

С другой стороны, опять же, если я правильно понимаю, понятие о "народном", близкое к современному, было заимствованно отечественными деятелями с Запада. То самое представление о "нации" как субъекте истории и культуры, которое использовалось и в Французской революции, и в многочисленных масонских по сути своей мятежах 1818-49 годов, и т.д. Сбор и обработка "народного" творчества шли в значительной мере именно под влиянием таких идей, которые в Российской Империи выродились в идею "служения народу", в попытки сочинения в псевдонародном стиле прокламаций и всяких там песен подрывного содержания... Мне кажется, об этих аспектах формирования того, что сегодня называется "русским фольклором" забывать не стоит. По крайней мере, генезис того корпуса текстов, которые сегодня считаются "народными" заслуживает исследования, не знаю делалась ли кем-нибудь такая работа, или нет? По крайней мере, знать об этом было бы крайне полезно и интересно...
11. Александр Изгоев : Девятый, Девятый! Как слышишь?
2010-09-17 в 19:16

Может, Анастасия скажет что-нибудь увещевательное в ответ г-ну Макариусу о фольклоре и Православии?

Ну, хоть сама с собой поговорит, что ли...
10. Constantin : Re: Makarius
2010-09-17 в 19:05

[quaote]фольклор-древнейшая форма национального сознания, та благодатная почва, откуда выросли язык, Православие и культура.


А поподробней про русские фольклорные корни православия можно? :)
9. Makarius : Re: «Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»
2010-09-17 в 18:52

Нелюбовь к русскому фольклору самая настоящая Смердяковщина. Как Смердяков ненавидел в своем убожестве все русское и что Русью пахло, так и те, кто называет русский фольклор субкультурой, пытаются искоренить русский дух из общественного сознания. Русское Православие неотделимо от Русскости, от сознания народа, а фольклор-древнейшая форма национального сознания, та благодатная почва, откуда выросли язык, Православие и культура. Народное творчество никакого отношения к массовой культуре не имеет. Даже с чисто семиотической и культурологической позиции это полнейший абсурд и искажение.
8. Иван Прокофьев : 5. Филимонов
2010-09-17 в 18:21

Так что, повторю, к фольклорной тематике относиться надо разумно, не впадая в поклонение гуслям, пляскам и "заветным сказкам", а отбирая и используя только то, что нам годится для помощи в церковном деле.


Так об этом и речь. А о.Андрей русскую сказку как феномен низводит до афанасьевского уровня (аутентичность там под большим вопросом) и начинает ополчаться на всех защитников народной культуры. Это очередной нечистоплотный прием.
7. Urus : На ком. 4
2010-09-17 в 18:09

Чудны дела твои, Господи! Всё в статье было "запутанно и туманно". Но тут опять, будто из-под земли-матушки, появился богатырь мысли Андрей Вячеславович и опять нам убогим всё "объяснил": и про "курочку-татарушку" (она же Ряба) и про колобка-иноходца, и про противную "Русскую какбынародную линию".
Правда, в своих "интертрепациях" "куриной проблемы" он, оказывается, вовсе не оригинален (см., например: http://timur0.nm.ru/Chicken.htm). И вариантов, а также трактовок сказки про курочку Рябу, существует огромное множество. Но разве остановит богатыря вся эта фигня многоголосая? Чешется язык могучий, просится наружу...
Уж очень, видимо, хотелось ему пнуть "инакомыслящую" "Русскую Народную Линию". Вот и не удержался, сердешный, от соблазна великого...
6. тов.Сухов : :)
2010-09-17 в 18:00

А вот сериал про "Масяню" относится к русскому народному творчеству или нет? Вообще-то говоря, термин "народное" - ведь не значит, что то или иное в конкретном виде не составлялось отдельно взятым человеком?
5. Филимонов : Re: «Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»
2010-09-17 в 17:48

Да правильно, в конечном счете, Кураев пишет. И кроме того, фигура того же Афанасьева, в обработке которого все эти тексты читают - тоже достаточно странная. Если я правильно понимаю, в своих идеях он был настроен весьма "прогрессивно" и антиклерикально, с удовольствием собирал "сказки о попах", не говоря уже о тщательно отобранной "народной" похабщине...

Церковь ведь не зря испокон веков с глубоким подозрением относилась ко всяческим скоморохам и им подобным. И пляски и игра на народных инструментах постоянно упоминаются в контексте идолопоклонства, разврата и прочих проявлений "народной" (языческой) веры. Так что, повторю, к фольклорной тематике относиться надо разумно, не впадая в поклонение гуслям, пляскам и "заветным сказкам", а отбирая и используя только то, что нам годится для помощи в церковном деле.
4. Иван Прокофьев : Re: «Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»
2010-09-17 в 17:31

о.А.Кураев, мимо такой заметки, пройти не смог.

http://diak-kuraev.l...rnal.com/113036.html
3. Тверитянин : Неприязнь к фольклору - признак невежества
2010-09-17 в 17:31

Первозданная красота, бездонная глубина, поэти-
ческая прелесть русской сказки не требуют осо-бых комментариев. И, если кто-то видит в фольк-лоре признаки "масскультуры", "субкультуры" или даже "троянского коня", то это обличает его в полном незнании той КУЛЬТУРЫ, из которой вышли и классика, и романтика и т.д. Фольклор никак не может собой подменить Православие, поскольку он сам впитывает его в себя: христи-анские сюжеты, мотивы Евангелия чудесным образом переливаются и перекликаются
в русской сказке, и это всем известно... Считаю воспитание фольклором важнейшим факто-
ром, что и есть альтернатива современной анти-
культуры (масс-сурогат, "попса", "рок-увечье").
2. Галина Борсуковская : «Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»
2010-09-17 в 16:59

Все правда, Батюшка! И ведь не только в сказках, но в народных промыслах сохранился богатейший пласт русского народного творчества! И они тоже не получают должной оценки.
Ах, как жаль, что сейчас одни только специалисты знают и могут оценить это бесценное наследие! Вот чему надо учить детей, да и взрослых тоже. Поверьте, это огромная область знаний, целая наука! Но как это интересно и как красиво! Какая будет польза каждому, кто откроет для себя эти знания, и какая радость! Тот уже просто не сможет не любить русский народ.
1. Провинциал : Re: «Чтобы понять глубину русской сказки, нужно полюбить народ русский!»
2010-09-17 в 10:35

Вот уж благодарность батюшке! Есть еще русские священники.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме