Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»

Владимир  Крупин, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 16.09.2010


Известный русский писатель возмущен оскорбительными рассуждениями петербургского священника о русском фольклоре …

«Надеюсь, что иерей Димитрий Сизоненко столь уничижительно высказался о фольклоре не намеренно, а просто у него так получилось. Давайте подумаем над тем, а почему великая просвещенная античная культура не приняла Христа и подвергала великим мучениям тех, кто исповедовал Христа? Почему Русь удивительно хорошо восприняла приход в свои пределы веры православной? Именно из-за устного народного творчества. Баба-Яга, лешие, русалки и прочее, - это, действительно, наивные плоды воображения, которые, однако, не губили душу ребенка. Но ведь были еще великие произведения народного творчества, которые провозглашали те же истины, которые исповедует Христианство - доброта, любовь к ближнему, верность супружескому браку. Все это было в русском фольклоре. Сказка «Колобок» говорит о необходимости послушания, «Курочка Ряба» - это вообще величайшая  сказка, порицающая суетную, тщетную погоню за богатством. Это были удивительные, ценные уроки, которые получал малыш», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, секретарь Правления Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин, комментируя рассуждения клирика Санкт-Петербургской епархии иерея Димитрия Сизоненко о фольклоре.

Как сообщает официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Вода живая», в Просветительском центре при Феодоровском соборе прошел круглый стол, посвященный введению ОПК в школе. В дискуссии приняли участие священнослужители и преподаватели. В частности, иерей Димитрий Сизоненко высказал свое мнение о значении фольклора. «Фольклор - это та же массовая культура, возникшая в эпоху романтизма. Конечно, это лучше, чем современный масскульт. Гораздо лучше, если девочка надевает сарафан, чем если изображает из себя Ксюшу Собчак. Когда у ребенка нет еще навыков культуры, то он начинает с массовой. Просто не нужно преувеличивать роль фольклора. Фольклор, что явствует из самого названия, это народная культура, т.е. субкультура», - считает священник.

По его мнению, «когда фольклор, или русская литература, или история становятся «троянским конем», который мы пытаемся начинить православным содержанием, то происходит большая подмена. Когда мы читаем «Станционного смотрителя» из «Повестей Белкина» и при этом делаем слишком большой акцент на истории блудного сына, то рассыпается вся воздушная громада пушкинского полотна. Лучше наряду с Пушкиным читать «Исповедь» блаженного Августина, потому что «Повести Белкина» не говорят ни о Христе, ни о православной культуре, а блаженный Августин - говорит. В детстве он полюбил Христа, потом потерял веру, его перестала интересовать Церковь, а заинтересовала языческая образованность, но любовь ко Христу в нем всегда оставалась. А сейчас на каждом шагу встречается Православие, где нет Христа, христианство без Христа, в виде того же фольклора».

«Уничижительно высказаться о фольклоре, - продолжил свой комментарий Владимир Крупин, - значит не отдавать себе отчета в том, что фольклор не просто колыбель письменности, но тот самый фундамент народного сознания, который так органично соединился с Православием. Зачем отец Димитрий уничижает фольклор? Он итак совершенно затюкан и искажен. Если фольклор окончательно выгнать из школы, если не рассказывать детям наши величайшие предания, былины, загадки, легенды, то это их обеднит». 

«Почему наша русская литература является одной из ведущих в мире? Потому что она выходит из подлинного народного творчества. Русский народ был готов принять Православие, поскольку у нас была изначально необычайно поэтическая и весьма воспитанная, культурная нация. Фольклор способствовал принятию нами Православия. Отец Димитрий утверждает, что фольклор возник в эпоху романтизма. Это не соответствует исторической правде, ибо романтизм появился позже фольклора. Он возник как уход от обыденности, от реальной жизни. Но ни романтизм, ни сентиментализм не прижились в России. В нашей стране укоренился реализм как подражание образу и подобию Бога, как познание природы, сотворенной Им. Именно это направление до сих пор преобладает в нашей русской культуре, русской литературе», - отметил русский писатель.

Иерей Димитрий Сизоненко«Наша современная школа очень обеднена тем, - продолжил он, - что в ней нет широкой программы по устному народному творчеству и письменному. Фольклор хотя и прост для восприятия, но он содержит в себе вечные истины. Не могу понять, что отцу Димитрию не понравилось в русском народном творчестве. Он называет фольклор, народную культуру презрительно «субкультурой». Субкультура - это подкультура так же, как суеверие - это не вера. Можно говорить о субкультуре рокеров и байкеров, но ни в коем случае нельзя признать справедливым суждение о том, что народная культура - это всего лишь субкультура. Русское народное творчество - это огромный пласт культуры. На наше народное творчество надо смотреть снизу вверх потому, что в нашем фольклоре есть величайшие откровения и недосягаемые вершины! Наш фольклор показывает величайшие образцы того, как душевные движения подкрепляются действием. Поэтому недопустимо и оскорбительно наш фольклор называть «субкультурой»».

«Совет отца Димитрия Сизоненко не искать в произведениях русской литературы и русского фольклора православного содержания свидетельствует лишь о том, что у него космополитическая ориентация.  Можно читать блаженного Августина, но есть множество произведений русского народного творчества, в которых говорится и о правилах жизненного поведения, и о рае, и об аде, и о святых. Сейчас в космополитах и западниках недостатках нет. Самое страшное то, что теперь все это прививается со школы. Учителя с болью и отчаянием говорят о том, что в школы, как объедки с барского стола, валом валит всякая «гаррипотерщина», дети воспринимают жизнь через экран телевизора, а в школьных программах превалируют западные схемы. Как это стало возможно, что Гарри Поттер сегодня заменяет Ивана Царевича? В западной литературе, в том числе и детской, не встретить таких глубоких смыслов и идей, которые содержатся в нашем фольклоре потому, что у них не было народного творчества, фольклора, подобного нашему. Жестокость их сказок иногда просто поражает, наше же творчество чистое, возвышенное, целомудренное и благородное! Говорить уничижительно о нашей литературе и нашем фольклоре - значит быть тем самым блудным сыном, которого упомянул отец Димитрий, говоря о «Станционном смотрителе». Если же человек, читая нашу литературу, невольно вспоминает евангельские сюжеты, то как ему воспринимать слова отца Димитрия Сизоненко о нашей русской литературе?» - заключил Владимир Крупин.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 38

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

38. Варвара : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-12-14 в 11:37

Из довольно простой мысли священника о том, что не стоит ПОДМЕНЯТЬ православие фольклором, раздули такую бучу, что не знаешь, смеяться или горевать. Никто, в том числе и отец Дмитрий не говорит, что фольклор - это плохо. Плохо, когда православие воспринимается как часть фольклора. Это же очевидная мысль.
Ну почему, почему же мы читаем не то, что написано, а то, что хотим видеть?
37. Провинциал : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 16:42

32. А.В,Шахматов: "Михаил,Вы,что уж очень загнули,когда народ назвали святым."

- А.В., а Святая Русь без святого народа возможна? Что с того, что большая часть этого народа на небесах? У Бога все живы.
36. Провинциал : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 16:39

31. Кир: "Что для вас "русская культурная традиция"? И что зазорного высоко ценить Августина?"

- 1) Моё культурное и этническое наследство, среда мира, в котором я живу.
2) Ничего зазорного нет, но сопоставлять разные категории неправильно и безсмысленно.
3) Экуменизм не мерещится, он - объективная реальность нашей церковной действительности. А экуменизм - "ересь ересей".
35. Провинциал : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 16:32

28. А.В.Шахматов

- Я ничего не хороню, я просто не верю в демократию. Неужто староверы верят?
34. А.В,Шахматов : ВНЕШНОСТЬ - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННОСТИ
2010-09-17 в 16:12

Михаил,Вы,что уж очень загнули,когда народ назвали святым.Да облик и одежда играет важную роль-яркий пример староверы-за триста лет не изменились!
33. Кир : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 15:27

Что для вас "русская культурная традиция"?И что зазорного высоко ценить Августина? Надо чтобы экуменизм везде мерещился?
32. Аноним : 24. А.В.Шахматов
2010-09-17 в 14:48

Нужно всем подлинным хозяйственникам и государственникам сплотиться в одно национально-державное русло, то есть создать движение... «Великая Россия»

Милый Шашматов!Преклоняюсь перед Вашей неутомимостью и верой в счастливый исход предлагаемого. Но будьте же, наконец, реалистом. В наше время целенаправленной ломки веры во все и вся,кто поверит теперь, после всего пережитого, в еще одну "супер честную" партию? Кто за ней пойдет? Есть лишь один вариант - если лидеров ее благословит новый прп. Иринарх или новый игумен всея Руси Сергий.
31. Аноним : 21. Кир
2010-09-17 в 14:26

"Рекомендую анониму учить историю,прежде чем нести ахинею про создавших с нуля"

Надо полагать, что уж Вы то, точно все про нашу историю знаете. Радуясь, отрицаете очевидный факт того, что Иван IV - первый царь в созданном им же государстве Российском. И то, что Сталин (не Ленин и Троцкий) создал советскую государственность, которой никогда и нигде до этого прежде не существовало. Эта неоригинальная позиция отрицания простых и очевидных фактов, в последнее время, к сожалению, заявляется уже не только либерастами, но и по эту сторону баррикад. Что ж, Господь рассудит.
А Вашу рекомендацию учить историю, принимаю с благодарностью и думаю, что всем нам не плохо было бы учить ее, и не по "Сванидзе и К", но используя более авторитетные источники, не поддаваясь на уловки, передергивания и клевету навязываемой антипатриотической (разрушительной)идеологии.
P.S. Мы же с Вами не "внушаемые" люди?
30. Дионисий : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 14:12

Подумаешь о. Дмитрий из экуменистического центра Санкт-Петербуга "Феодоровский собор" Бабку Ёжку поругал, не понимаю чего здесь обсуждать.

Гораздо интереснее его "доклад", сделанного в Москве на конференции памяти прот. Александра Меня, где он восхищается сефардом, который "оригинально" "перевел" Евангелие и благодаря которому мы теперь сможем лучше его понять! А также идеей объединить христианство, мусульманство и иудейство "во имя мира".

Цитата: "В предисловии к своему переводу А.Шураки признается, что ему хотелось вернуть христианству его исторические и духовные истоки – религию Древнего Израиля, а богоизбранному народу вернуть неотъемлемую часть его собственной истории – откровение Иисуса из Назарета."

Полный текст: http://www.feosobor....enter/articles/470/
29. михаил : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 13:39

Мы забываем самое главное - откуда народы, и что характеризует народ.
и другое каждый особенно дети выбирают себе объект подражания. Вот и получется - для одного это прадед в георгиевских крестах с лихими усами и прабабка в сарафане, а для другого майкл джексон - внешне. И делайте выводы. Когда мы хотим одеться, то мы на кого-то хотим быть похожи. На кого? А дети на нас.
Мы перестали быть тем целомудренным, святым народом. А возвращаться не хотим. Стыдно. А почему?
А как красивы черкесски. А казаки при чтении Евангелия в церкви шашку наполовину из ножен доставали.
28. А.В.Шахматов : КАК ПОКОЙНИК
2010-09-17 в 13:29

Провинциал,вы всё хороните,когда будет Россия у Тебя всё получится?
27. Провинциал : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 13:00

24. А.В.Шахматов

- Эх, Ляксандра Василич! Вашими бы устами...
Мне только непонятна ваша надежда на справедливый подсчет голосов и вообще, законность всех мероприятий. Как наши гномы всё проворачивают - известно. А реальных конкурентов - даже не допустят.
26. Дмитрий В.Ч. : 22. Аноним :
2010-09-17 в 13:00

/Он и Евангелие переделал в целях назидательности/
Ну и как, Евангелие лучше стало? Или все-таки хуже?
Вот и я про то же. Переделывая в целях назидательности, можно такое в текст внести, о чем действительный автор и не подозревал. И вносят, бывает.
Так и с фольклором. А наивные люди думают, что фольклор, опубликованный в 19 веке либерально мыслящими писателями - адекватно отражает народный дух.
И всякого, скептически к оным публикантам относящегося, рефлекторно полагают не любящим народ. Не разбираясь, кого он на само деле не любит: русский народ или либеральных публикантов.
Помнится, где-то в 1980-х годах в Германии был большой шум: выяснилось, что "Сказки братьев Гримм" не собраны этими фольклористами, а написаны. А ведь на них не одно поколение немцев выросло, в полной уверенности, что это и есть народная мудрость.
25. Lucia : Кир
2010-09-17 в 12:47

Мы как раз ахинею не несем и знаете. почему? Нам известно значение жтого слова. Мы действуем. так сказать, с открытыми глазами. А вот вы все как раз чистейшей ахинеей заняты, а даже и не знаете об этом.
24. А.В.Шахматов : ДЛЯ КРУГОЗОРА!
2010-09-17 в 12:45

ПРЕДВЫБОРНАЯ ШУМИХА!
Ну, вот, уже предвыборная шумиха на дворе – началась она травлей мэра в кепке, как яркого перестойщика, точнее разрушителя 1000 летней великой русской державы. Стали кучкаваться партийцы, то есть рычаги власти и оппозиционеры, которые, в большинстве своем, псевадопатриоты! К сожалению, партия «Единая Россия», как и «Наш дом Россия», теряет почву под собой, что есть естественно - 70% населения не верят и не ходят на выборы - значит, что нет единства в стране. Партия «Справедливая Россия» тоже сходит на нет – потому, что в стране нет справедливости – 10% богатых и 90% бедных. Зюгановцы и жириновцы - это уже умирающие лебеди, так что не стоит о них даже и говорить. Это означает, что вся власть РФ находится в руках президента и премьер-министра, может быть и хорошо, так как всё могло бы уже давно закончиться кровавой бойней - потому, что у народа терпение уже на гране. Хочется обратиться ко всем землякам, а особенно тем, кто не голосует, то есть не верит в выборную систему по иностранному образцу, проявить благоразумие. Да, печальная картина. Мне, человеку, который любит и болеет за Великую Россию, хочется призвать родной народ задуматься над политическим и экономическим положением в державе, то есть не допустить, чтобы народное недовольство перешло в безумный погром – восстание, хотя атмосфера накалена до предела, поезжайте по городам, селам и областям наше великой Родины и убедитесь сами. Нужно всем подлинным хозяйственникам и государственникам сплотиться в одно национально-державное русло, то есть создать движение, которое могло бы пойти на «демократические» выборы и одержать победу для грядущих поколений! Единственное название спасительного движения может быть – это «Великая Россия», что будет полностью соответствовать великой державе, с её величайшей русской культурой и наукой, что влияет на развитее всего человечества. И очень важно, что такое название политического движения расположит и всех русичей, которые проживают, чуть ли не во всех странах Мира. То есть по примеру Китая - китайцы всюду на планете изжили свои политические и географические границы и служат своей Родине на местах пребывания – поэтому-то у них всё и идет по - хозяйски и по - державному. Да будет так и у нас!
За Всемирное российское единство, А.В.Шахматов.
23. Провинциал : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 10:18

21. Кир

- Не мешало бы понять, о чём говорят люди. Разговор о противопоставлении известно святого, более почитаемого в католичестве, с русской культурной традицией. Это всё равно, что сравнивать кусок сыра и мобильным телефоном (простите за сравнение). А уж если вспомнить, что наши отцы-экуменисты наговорили про католичество и пр. ереси...
И про И.Грозного правильно сказано. С него пошла Империя, он несоизмеримо со многими другими (уважаемыми) государями увеличил Русь, заложив предпосылки возникновения России. Он был оболган, и ныне клевещут. Это всё очевидно. Личность Сталина ныне является предметом спора - тут мнений много даже среди священства и иерархов, обсуждать - не по теме.
22. Аноним : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 10:01

20. Дмитрий В.Ч.

- Толстой - не первоисточник. Не видел в его сказках вышеупомянутых. Тем не менее, если они и были у него, то как интерпретация народных, как и многие из его назидательных сказок. Он и Евангелие переделал в целях назидательности.
21. Кир : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 07:33

Интересно,что националистически настроенным анонимам (18) уже и бл.Августин не угодил.
Рекомендую анониму учить историю,прежде чем нести ахинею про создавших с нуля(! вот уж порадовали!) империю Сталина и Грозного.
20. Дмитрий В.Ч. : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 05:28

/Сказка «Колобок» говорит о необходимости послушания, «Курочка Ряба» - это вообще величайшая сказка, порицающая суетную, тщетную погоню за богатством/
Помнится, обе упомянутые сказки - не народные, а авторские. И автор их - Л.Н.Толстой, отлученный от Церкви.
Это к вопросу о проверке эмоций разумом.
19. lucia : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-17 в 01:20

@Константину" русская культура посторонняя. Пусть он сам тоже проходит стороной.
18. Аноним : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-16 в 22:39

В одном из комментариев форумчан упоминалось, что Федоровский собор в Питере - гнездилище экуменистов. И там служатся совместные службы с католиками. Не отсюда ли растут ноги у любви к бл.Августину и плохо скрываемой ненависти к культуре моего народа? Больно знать, что наши попы все активнее действуют против нашего народа. То подпевая чужому хору в клевете на обоих людей создавших с нуля нашу государственность и Империю, а именно клевеща на Ивана Грозного и Сталина. Теперь вот и до народной культуры дотунулись - единственному что еще связывает нас с нашими великими предками. Слава Господу, что есть еще хоть и честнЫе отцы - как о.Евгений.
17. В.Н.Шульгин : Верно! и ответ Constantin у
2010-09-16 в 22:33

Владимир Николаевич прав. До сих пор помню уроки пения в младших классах школы (начало 60-х годов), как наш учитель, моряк-отставник ходивший в морском кителе, разучивал с нами именно Русские народные песни, учившие добру, верности, отзывчивости, целомудрию (как красны девицы поют: "...не ходи подсматривай, игры наши девичьи... закидаем вишеньем, вишеньем, малиною, красною смородиной"). Сколько лет прошло, скоро уже старость, а помнятся эти слова, как и облик Русского воина-фронтовика, не мудрствовавшего лукаво, а любившего Русь и детей. Помню, как он нам и газетные вырезки с фотографиями голодающих детей Африки показывал, нам их очень жалко было. Простите, отклонился.

В городах народы, действительно, умирают. Надо всеми силами возрождать Русскую землю, это ключевое понятие, вычёркиваемое злыми силами из книги жизни. Самобытная народная культура - большой помошник воссоздания потерянной нами русской цельности и верности. Странно, что ей не сочувствует питерский молодой батюшка.

Вообще в Питере заметно среди священства некое направление, разлучающее Руссизм и Православие. Это даже некий опознавательный признак "хорошего тона" среди целого ряда священников-интеллектуалов (почувствовал его на одной научно-богословской конференции 2009 г.).
Кажется, наш собеседник Константин, набирающий своё имя латиницей, попал в плен к этому противоестественному для Русских настроению.
16. К.Олег : 5. Constantin : Космополитизм
2010-09-16 в 21:22

"Во Христе нет ни эллина, ни иудея"

Это верно, но ведь надо быть тем или другим , или хоть кем нибудь.

Кто же Вы, если думаете, что "космополит" - это политически ярлык?
Кто Вы есть, если употребляете выражение "христианские ереси"?!!

P.S.Собрался стереть комментарий, но все же оставил. Constantin ведь сегодня - дух времени.
15. о.Евгений : До понимания русской сказки нужно еще дорасти.
2010-09-16 в 19:55

Вызывает бесконечное удивление и грусть отношение к русской сказке русского православного священника. До понимания глубины русской сказки нужно еще суметь дорасти. Ибо на мой взгляд наши великие русские писатели до духовной высоты русской сказки явно не дотягивают. То, что в русской сказке лаконично, красиво, назидательно и очень по-доброму изложено на одном листе,в романах русских писателей занимает сотни страниц. Когда-то мне это пришлось доказывать в очном споре на Рождественнских чтениях о. Андрею Кураеву. К великому сожалению, для многих из нас содержание русской сказки - китайская грамота. Помню, в одном университете долго добивался от преподавателей и студентов ответа на вопрос: почему плачут дед и баба в сказке "Курочка Ряба", если курочка просто помогла им разбить яичко после их многочисленных безуспешных попыток? Как мышка в сказке "Репка" идет помогать кошке? При этом хорошо бы исходить из понимания, что это РУССКАЯ НАРОДНАЯ сказка. О. Дмитрию дерзну дать простой совет: чтобы понять глубину, мудрость, загадочность и даже сакральность русской сказки, неплохо бы для начала понять и полюбить источник этой сказки - НАРОД РУССКИЙ! А остальное, право, приложится. Простите!
14. Читатель : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-16 в 19:46

Что может поведать (русскому человеку) человек, который образность народной культуры именует странным словом «фольклор». Возможно, как-то особенно понимая свои профессиональные обязанности и даже ревнуя к непонятой им привлекательности глубины устного и песенного народного творчества для людей и особенно для детей, он пытается объяснить окружающим как все и всё вокруг субкультурно вне его представления о культуре. Да будет ему известно что и в «Незнайке» пока может быть больше христианской истинности чем в нынешнем многострадальном ОПК.
13. р.Б. Александрий : Вспомним детство
2010-09-16 в 18:24

В детстве я очень любил русские народные сказки. Особенно мне нравились переложенные в прозу былины об Илье Муромце. Ну, времена самые советские - 1970-е годы, воззрения материалистические: всех нас учили помногу, что в сказках всё ложь. А значит и Ильи Муромца никогда не существовало. Но в 1980-х годах уже повзрослев, узнаю, что он не только был, но и является русским святым. Ну и где же здесь противоречия между фольклором и Православием? Душа ребёнка сама тянется к светлому, сама выбирает, что хорошо, что плохо, только не может это выразить словами, да ей и ни к чему.
То же самое и с Русской литературой. Тогда же в детстве, лет в 6-7, по радио слушал "Театр у микрофона", читали Достоевского, "Братьев Карамазовых", тот самый разговор Ивана с Алёшей о гармонии. И я, маленький мальчик, стал задумываться о том, что такое гармония, я почувствовал какую-то перемену в сознании. И чем же это противоречит Православию?
Ясно одно: набор в семинарии в 1990-х годах был не совсем удачным...
12. Дмитрий В.Ч. : Хм
2010-09-16 в 18:11

/в одном униатском храме кто-то видел иконы апостолов Петра и Павла в вышиванках/
А я вот слышал, что в Африке в православных храмах на иконах изображают святых апостолов и самого Спасителя - неграми. Это, наверное, тоже "фольк" с фашистским прононсом?
11. Воин : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-16 в 17:22

"Во Христе нет ни эллина, ни иудея". До Христа еще надо дорасти. И бездумно не хаять народную культуру, как хамы и "иваны-не-помнящие-родства". "Из грязи в князи" сразу не получится.
10. Воин : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-16 в 17:08

Согласен с Владимиром Николаевичем. А русского народа и не было бы без Православия. Разграничивать русский национализм и православие неверно. Крайности лишь вредны. По русским сказкам(по лешим, бабам-ягам и пр.) когда-то прошелся один известный протодиакон, но был прекрасно опровергнут миссионером из архангельской епархии. А то что ныне язычники оккупировали народную культуру так это уж не проблема народной культуры, а чаще проблема направленности нынешнего миссионерства, неоправданно уходящего в популизм(байкеры, рокеры и т.п.) и забывающего о русской православной культуре и народном творчестве. Космополитизм - одно из проявлений жи...ства в политике.
9. Провинциал : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-16 в 17:08

5. Constantin "Не надо искать православие там где его в основном не было и нет."

- Вы всё с ног на голову ставите. У каждого народа свой характер, выработанный тысячелятиями. По своему характеру одни народы легко приняли веру православную, другие - отторгают до сих пор. А посему трудно иным народам вместе ужиться.
Каждый народ должен быть привязан к своей стране, своему Отечеству. Об этом и Священнок Писание говорит. Даже апостолы, проповедовавшие веру христианскую оставались сынами своего Отечества.
А человек без народных корней - совершенно бесцветен и маложизненнен.
8. Провинциал : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-16 в 16:57

2. Constantin: "Ведь "фолк" - это немецкое слово."

- Но переводится это слово, как "народ".
Нет никакого противоречия между народной культурой, эпосом, с православием. Всему своё место. А народ наш с многовековой православной верой. Нельзя кастрировать народную культуру по соображениям религиозной каноничности. И при Христе были народные танцы, пили в определенных случаях вино, пели песни.
Просто Богу-богово, а повседневная народная жизнь с традицией - у каждого народа своя. Это не эстрадные интерпретации. Песни и танцы народные у нас в основной массе добры и целомудренны, как и язык, который только погрязной традиции можно осквернять ругательными словами.
Что мы, кто мы, если у нас нет ничего народного? Космополиты, перекати-поле. На сухую ветку черенок не привьётся. Наоборот, каждый народ своим характером, своей культурой вносит что-то в Традицию, что становится той средой, где вера Христова - родная.
А что касаемо национализма, то он - положительное явление, только у нас путают понятия национализма и шовинизма.
Шовинизм сопряжён с ненавистью, национализм - с любовью. Национализм возвышает своё, родное, над менее родным и значимым - чужим, сродни любви к родителям (роду).
Он не мешает православию, и не противоречит ему.
А без народной культуры мы - безликое, безхребетное стадо. Христианская душа на земле должна иметь оболочку. У нас оболочка - русская. У греков - греческая, что нисколько не мешает нам иметь дружеские и братские чувства.
7. Филимонов : Re: Владимир Крупин: «У иерея Димитрия Сизоненко космополитическая ориентация»
2010-09-16 в 16:56

Справедливости ради стоит все-таки сказать, что 1. То, что сегодня существует под названием "фольклор" есть продукт в значительной степени синтетический. Изначально, еще в 19 веке все это пришлось в значительной степени чистить от похабщины и всякой дряни. Некоторые вещи не были пригодны для печати даже сразу после революции, когда, казалось бы, пали все моральные нормы, а в ход шло все, способное опорочить традиционную Россию. 2. При советской власти из "фольклора" тщательно вытравливались даже намеки на православную составляющую народного творчества, а намеки на язычество, напротив, приветствовались. 3. Сегодня фольклор представляет собой действительно субкультуру, которая существует в различных вариантах, и может использоваться не только во благо, но и во зло, что очень часто и происходит. Для пожилых теток из ансамбля при каком-нибудь ДК бывает совершенно нормально - включить в свою программу и скабрезные частушки, и "славянский обрядовый пляс" с совершенно языческими элементами, да еще и вовлекать зрителей в идолопоклонническое по своей сути действо.

"Фолькльор" сегодня - вовсе не отражение бытовавшей когда-то народной культуры (да и культура эта, когда была жива, была совершенно неоднородной и во многих своих аспектах совершенно неприемлемой). Это не фетиш, не самобытная и самостоятельная ценность - но инструмент, который при верном использовании, может помочь в формировании здравой культурной среды. Вся история "фольклора" - это история его не только сбора, но и цензуры, переделки, адаптации к тем или иным условиям грамотными людьми. Чрезмерное увлечение им вредно, как и любое другое чрезмерное увлечение, а использовать его можно и нужно с умом.
6. Constantin : Про кокошники
2010-09-16 в 16:49

Кокошники -это конкретная застывшая "мода" конца 19-го века. Впрочем, даже не всеобщая "мода", а плод фольклорных энтузиастов из интеллигенции (как правило, не совсем православных). 900 лет они в храме не находились, уверяю Вас. :)
5. Constantin : Космополитизм
2010-09-16 в 16:46

А обвинения в космополитизме уважаемого священника вообще смешны. Во-первых "Во Христе нет ни эллина, ни иудея", во-вторых первый раз слышу, что "космополитизм" - это не политический ярлык, а что-то из области христианских ересей.
Русский национализм и христианство могут идти рука об руку до поры до времени -пока дело касается державообразующей роли русского народа и роли православия в русской истории. Дальше их пути расходятся, в том числе и по отношению к народной культуре. Предлагаю уважаемому писателю на этом перепутье определиться со своим мировозрением.

Кроме того, все те примеры народного творчества имеют конкретных авторов из 19-го века (православных, естественно), которые переработали исходные народные сюжеты. И говорить, что "Колобок" в напечатанном современном варианте -народное творчество "как есть", по меньшей мере ненаучно. Без православия русский народ ничем не выделяется среди остальных народов -люди, как люди -и то, что в народном творчестве полно язычества - неудивительно. Не надо искать православие там где его в основном не было и нет. Этак в человечестком жертвоприношении Перуну или Сварогу можно найти элементы христианской литургии -"кто ищет, то всегда найдет".
4. михаил : мера здесь как раз маленькая
2010-09-16 в 16:42

Именно в вышиванках с длинным рукавом в церковь и ходить. И шея будет закрыта и грудь и ноги и голова. А если не нравится то посмотрите в чем мы в церкви - стыдно смотреть. Язычники играют на этом. Но это игра. Главное чтобы не было подделок а-ля Бабкина (комо-е!)и Кадышева. Это и настраивает на к Богу, а не обтянутые джинсы и т.д. Нормальные священники это понимают и поддерживают. Надо к истокам идти. А нам другой путь предлагают. Пример - армейская форма. Какая она была при царе и какая сейчас, а внешнее на внутреннем отражается - это даже неверующие знают. Как оденешься такое и поведение.
3. Assadin : => Constantin
2010-09-16 в 16:32

Однако!
///Кокошникам и вышиванкам в храме не место/// Серьезно?? т.е. 900 лет им там место находилось, а сейчас им в этом месте отказали?
И не надо кивать на язычество - именно из за того что "кокошники и вышиванки" выпихнули не только из храма но и из самой жизни, ими пользуются всякие проходимцы от шовинизма.
И еще - национализм это хорошо. А вот тем, кто пытается смешивать национализм с шовинизмом, надо крепко давать "по рукам".
2. Constantin : Хм...
2010-09-16 в 16:14

Если посмотреть на людей, профессионально занимающихся фольклором - мы там не найдем ни одного православного, зато в язычество затягиваются студенты соответствующих факультетов - "будь здоров". Более того, украинский и белорусский национализмы во многом опираются именно на фольклор, а во времена советской власти доля фольклора в националистической идеологии составляла чуть ли не 99%.
Можно еще вспомнить, откуда ноги растут у нацистов. Ведь "фолк" - это немецкое слово.
--------------
Не призываю отказываться от народной культуры, но все хорошо в меру. Кокошникам и вышиванкам в храме не место. Че-то вспомнилась одна история, которую мне рассказывали, не знаю, правда или нет -за что купил, за то и продаю -в одном униатском храме кто-то видел иконы апостолов Петра и Павла в вышиванках.
1. тов.Сухов : ага, бывает
2010-09-16 в 15:48

Из города Луховицы Московской области рассказывала одна женщина (если ничего не путаю).
В школе был кружок русских народных танцев. Ребята танцевали, все довольны, и вдруг директор школы его закрывает. Почему? А её духовный отец в храме указал, что дети занимаются ерундой, да ещё с языческой направленностью. Закрыть!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме