Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Памяти протоиерея Александра Меня

Диакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья
Отец Александр Мень / 07.09.2010


Диакон Владимир Василик размышляет о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 20-летней годовщиной со дня его убийства …

Близится 20-летие со дня страдальческой кончины протоиерея Александра Меня. Как при жизни, так и по смерти он был и остается «знаменем пререкаемым». С одной стороны из либерального лагеря ему раздают похвалы, с другой стороны не менее силен хор тех, кто критически относится к его наследию и взглядам, высказываемым им. В их числе можно упомянуть протодиакона отца Андрея Кураева. Показателен раздел в его книге «Оккультизм и Православие» под названием «Заблудившийся миссионер».

Нас разделяет, конечно, временная дистанция, хотя она и весьма мала, но мы отчасти уже можем приблизиться к трезвому взгляду на наследие отца Александра Меня. Мы уже можем приблизиться к пушкинскому летописному взгляду:

«Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева».

Что в отце Александре Мене привлекало? Привлекала, безусловная, его миссионерская открытость, его готовность проповедовать, его желание приобщить к вере Христовой многих и многих. О нем есть очень точное высказывание: «Отец Александр был миссионером среди самого дикого племени - советской интеллигенции». Автор этого высказывания, конечно, не знал, что бывают ещё более дикие племена, например, постсоветская буржуазия. Но высказывание точное. Многие обязаны отцу Александру своим воцерковлением, своим обращением к Христовой вере. Другое дело, что многие, которых он обращал к вере, к сожалению, потом отпали, потому что так и не стяжали должной укорененности и определительности в вере Христовой. К сожалению, интеллигентские и, не будем бояться этого слова, национальные революционные комплексы взяли верх над теми христианскими началами, которые пытался прививать отец Александр. Тем не менее, многие были ему многим обязаны. Хочется вспомнить бессмертные стихи Галича:

«Когда я вернусь, о, когда я вернусь...
Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем...
Когда я вернусь...»

Это Галич писал о храме отца Александра Меня. Дело в том, что советская еврейская интеллигенция была одержима двумя противоречивыми чувствами: с одной стороны бунтарством, а с другой стороны - сиротством. Отец Александр многих уводил от бунтарства и давал отеческое начало. Он не то чтобы примирял с окружающей советской действительностью, но давал человеку почувствовать своё место в ней. Следует сказать, что сам он диссидентом не был. Он не подписывал никаких антисоветских заявлений, не занимался никакими антиправительственными акциями, он был лоялен и законопослушен, но делал своё дело, пользовался той мерой свободы, которая была ему отведена, и достаточно эффективно.

Что многих в нем настораживает и даже отталкивает? И справедливо. Отталкивает, прежде всего, его всеядность и неразборчивость, его индифферентность по отношению к реально существующим различиям внутри христианского мира, реальным духовным различиям между Православием, католичеством и протестантизмом. Он был весьма широк, если не сказать более, даже владыка Антоний (Блум) в свое время отмечал взгляды отца Александра как излишне широкие.

Гораздо более серьезными  являются его взгляды на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Здесь он излишне доверился науке и ради этого во многом пренебрег Священным Преданием и верой в Церковь. Достаточно сказать, что он считал целый ряд лиц Священного Писания мифологическими персонажами. Так, Авраам для него был мифом, мифом для него был и пророк Иона и три отрока в пещи вавилонской. Но, простите, если это так, то чего тогда стоят слова Спасителя: «Авраам, праотец ваш был рад видеть день рождения Мой и возрадовался»? Получается, что Христос апеллировал к мифу? Или: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамения не дастся вам, кроме знамения Ионы пророка; Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12,38-42). Это что же получается, Господь над нами смеется, если это все мифы? Подобные представления, безусловно, подрывают веру Церкви, веру во Христа, веру в истинность Евангелия - слова Божие. Ибо как справедливо заметил блаженный Августин, Ветхий Завет сокрыт в Новом, Новый Завет непонятен без Ветхого. Дело в том, что отец Александр, к сожалению, шел за давно устаревшими представлениями немецкой критической школы Бауэра,  панвавилонисткой школы, связанной с именем Фридриха Делича, которая стремилась вывести все библейские сказания из вавилонских мифов и легенд. И вот, идя за ними, к сожалению, отец Александр временами доходил до манихейства и гностицизма. Комментируя второй стих первой главы Бытия, он, в частности, заметил следующее: ««Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился вверху воды». Здесь мы видим, что Бог как бы борется с неким темным началом, подобно тому, как в вавилонских мифах светлый бог Мардук боролся с чудовищем Тиамат». Где мы это видим в Библии, где мы подобное видим в святоотеческих толкованиях? Ничего подобного! Мы видим лишь еще неустроенность материи и подготовку к началу творения, и это все. Подобные измышления явно отдают теософией. Подобных кричащих высказываний, разрушающих не только веру Церкви, но и являющихся ненаучными, можно найти у отца Александра очень и очень много.

Подобные взгляды не только противоречат Священному Преданию, но по большому счету являются ненаучными. Давным-давно библейская наука преодолела гиперскептицизм немецкой школы XIX века, которая занималась, по сути дела, отрицанием ради отрицания. Новейшие раскопки в сирийском городе Эбла раскрыли такие имена как Абраму (Авраам), Нахор и др. имена, присутствующие в Священной истории. Все более и более исторических свидетельств показывает, что Священное Писание исторически истинно и не является измышлением послепленных иудеев, якобы наслышавшихся в вавилонском плену языческих мифов и переработавших их по своему вкусу. Подобный взгляд является по большому счету антиисторическим. Но именно его, к большому сожалению, исповедовал отец Александр. И это не случайно, он, по большому счету был популяризатором, а популяризатор, как правило, пользуется отнюдь не последними научными данными, а предпоследними. Для подлинно научного знания требуется глубина, а ее временами у отца Александра не хватало. И не из-за идеологических соображений, а сугубо на основании научных критериев «Библейский словарь» отца Александра Меня не был принят в качестве диссертационной работы на ученом совете Московской Духовной академии.

К сожалению, отец Александр был слишком широк и пределов вольности мысли он не ставил. Но, к сожалению, он ставил их в одном очень важном для него пункте - в пункте национальном. Здесь он был весьма догматичен и весьма ригористичен. Он считал, что евреи сохранили богоизбранничество и после распятия Христа, несмотря на очевидные высказывания: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23: 38). И, несмотря на то, что апостол Павел говорил о том, что его соотечественники «и Богу не угождают и человекам противятся, но грядет на них гнев Божий». Толкование известных пассажей из посланий к Римлянам (это 9,10, 11 главы) у отца Александра представляются произвольными. Апостол Павел говорит лишь о том, что у евреев такие же шансы на спасение, что и у прочих народов, и они не являются до конца отвергнутыми, но и не являются теперь уже и особо избранными. «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим.11:23) В данном случае у иудея-христианина нет никаких преимуществ перед христианином-неиудеем. Конечно, ему предстоит преодолевать больше препятствий, поэтому он достоин особого уважения, но не особых преимуществ и тем более власти внутри Церкви. То, что апостол Павел говорит о конечном обращении иудеев, то это некая тайна, о которой говорит сам апостол, и эта тайна произойдет в экстремальных обстоятельствах Второго пришествия. И ради утверждения особых преимуществ израильского народа отец Александр готов был идти не только против Предания Церкви, но и против очевидных исторических фактов. В частности, он готов был деканонизировать святого Евстратия, преподобномученика Киево-Печерского, который был распят фанатиком иудеем, только потому, что он явился жертвой иудея. Но извините, разве среди иудеев не могут быть фанатики, как и среди других народов? Разве не иудеи-фанатики распяли Христа и побивали камнями святого первомученика архидиакона Стефана? Тогда, получается, нам надо деканонизировать святого архидиакона Стефана и святого Арефу вместе с пятью тысячами его спутников и единомышленников, которых приказал казнить в городе Награни  в 523 году фанатичный иудейский правитель Дунаан. Нельзя ради собственного народа попирать церковную истину и церковную святыню.

о. Александр Мень

И поэтому приходится согласиться с очень многими утверждениями из знаменитого письма владыки Антония (Мельникова), митрополита Ленинградского, к протоиерею Александру Меню. Письмо это подлинное, и многое из того, что в нем высказано, к сожалению, соответствует действительности. Не случайно многие духовные пастыри и старцы относились к творчеству отца Александра Меня и к его деятельности весьма настороженно, если не сказать более. Характерно, что когда при отце Иоанне (Крестьянкине) зашла речь об отце Александре Мене, он сказал: «Не надо к нему ходить». Автор был свидетелем этих слов.

Но в годовщину кончины священнослужителя негоже заниматься лишь его критикой. Стоит вспомнить о том, что кончина отца Александра была мученическая, и многие подозревают, что его убили по указанию спецслужб Израиля. Дело в том, что в конце 80-х годов началась массовая эмиграция в Израиль, и израильские власти с изумлением обнаружили, что не менее 10% иммигрантов не желают иметь с иудаизмом и с официальной идеологией Израиля ничего общего - едят свинину, крестят своих детей, ищут, где в окрестностях есть православные храмы. И не без основания они увидели, что в таком настрое во многом повинен отец Александр Мень. Очевидно, они и решили его ликвидировать, а попутно представить дело так, будто он стал жертвой русских националистов. Естественно, представлять дело так, будто его убили русские националисты, - это смешно, ибо не таков был их стиль работы, не таковы были их возможности. Поговаривают о том, что убийство отца Александра держал на контроле офицер спецслужб, и во многом именно поэтому отцу Александру не смогли оказать помощь, когда он был еще жив. Так или иначе, может, не следует углубляться в конспирологию, хотя следствие по делу об убийстве отца Александра Меня так и не закончено и вряд ли закончится, потому что, очевидно, слишком высоко и далеко идут нити, связанные с его гибелью.

Личность он противоречивая, но, тем не менее, Господь наш, Который даже наши ошибки, заблуждения и грехи может превращать в добро, даровал ему такую страдальческую кончину. Царствие ему Небесное. Тем не менее, почитая личность отца Александра Меня, мы никак не можем согласиться с его неправославными взглядами.

 Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 45

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

45. Вадим : тексты об Аврааме
2011-01-06 в 15:41

О. Владимир, а не могли бы вы привести примеры текстов, в которых о. Александр говорит, что Авраам, пророк Иона, и три отрока - мифы? А то некоторые не верят.
44. Виктор : Александр Мень
2010-11-16 в 04:21

Вы все правильно сказали , присоединяюсь , пути Господни неисповедимы , всем всего хорошего.
43. Angelina : Отцу диакону Владимиру
2010-09-19 в 06:37

Отцу диакону Владимиру. Объяснюсь по-поводу своих предположений : нас с братом воспитывала мама, родители и прародители которой были священниками , скорее всего во многих поколениях. Так вот мы выросли и никогда от нее не слышали , что бы то ни было плохого или хорошего о евреях , просто ничего !!! Я думаю,что православно-верующий человек, который несёт свой Тяжелый Крест земной жизни, доверяет Богу и принимает ЕГО СУДЫ, а не собирает слухи на эти и подобные этим темы. Чего и всем нам желаю. Простите меня,грешную,что смею Вас поучать - Ангелина.
42. Диакон Владимир Василик : Ираклию
2010-09-18 в 21:20

Меня читал. В одних текстах он Авраама признает, в других - нет.
41. Диакон Владимир Василик : Ангелине.
2010-09-18 в 21:19

По поводу тех,кто вырос в атеистической семье или был атеистом.

Камень не в мой огород. Я вырос в верующей семье и среди традиционно верующих.
В Церкви с детства. В достаточно тяжелые годы. Именно поэтому проблему о. Александра Меня вижу изнутри
40. Ираклий : Авраам
2010-09-18 в 17:34

Отец Владимир, обманывать нехорошо.
-Так, Авраам для него был мифом
Это не так. Мень считал Авраама реальной исторической личностью.
... а может, Вы просто книг о.Меня не читали, потому и допускаете такие ошибки?
39. Православный Антивирус : Re: Памяти протоиерея Александра Меня
2010-09-09 в 13:44

Советую обязательно прочитать:
http://ruskline.ru/a...a_aleksandra_menya/
38. Angelina : Я не говорю о ненужности серьезных богословских исследований работ протоиерея А. Меня.
2010-09-09 в 12:24

И еще позвольте добавить несколько слов об этой публикации :во-первых, почему автор относит вопрос будет ли достоин еврейский народ Царствия Небесного или нет, к основам Православия; во-вторых, не понятно к какому жанру можно отнести это творение - для научной статьи излагаемые факты не имеют ссылок и даже базируются на слухах, а для некролога - это не только по-христиански, но и даже не по-человечески , не похоже на любовь к ближнему. И , наверное, не стоит тем, кто совсем в недавнем прошлом был воинствующим атеистом или вырос в такой семье, с такой легкостью брать на себя право давать оценки тем,кто в советские время рисковал жизнью и своей и своих близких.Я не говорю о ненужности серьезных богословских исследований работ протоиерея А. Меня. Прошу прощения, если , кого обидела, пишу, как чувствую - Ангелина.
37. одиноков : 36. М.Яблоков
2010-09-09 в 11:29

Михаил, я ведь не утверждаю, что о.А.Мень мученик в церковном понимании этого слова. В комментарии, на который Вы мне отвечали, я высказал лишь мысль, что если у нас есть хоть немного милости, то мы можем помолиться о душе убиеннного священника. Она в этом остро нуждается. А судить его будет Бог, Который, как пишет о.Владимир, "даже наши ошибки, заблуждения и грехи может превращать в добро". И каков будет Его Суд - Его святая воля. Возможно, мы будем свидетелями того, как Церковь соборне произнесёт над о.А.М., как некогда над Оригеном, своё слово осуждения. Пока есть только отдельные высказывания отдельных людей. Что даёт нам все основания, разумеется, быть внимательными к особенностям богословия покойного священника.
Вот, собственно, и всё.
36. М.Яблоков : Одинокову.
2010-09-09 в 08:35

А я вроде где-то слышал, что еретика даже мученическая кончина не спасет от вечной погибели... но вот Оригена взять, например.
35. одиноков : 33. М.Яблоков
2010-09-08 в 23:25

Спорить об этом, Михаил, не стану. Отсылаю Вас к выводам отца Владимира Василика:

"Личность он противоречивая, но, тем не менее, Господь наш, Который даже наши ошибки, заблуждения и грехи может превращать в добро, даровал ему такую страдальческую кончину. Царствие ему Небесное. Тем не менее, почитая личность отца Александра Меня, мы никак не можем согласиться с его неправославными взглядами".

Мне такой взгляд представляется наиболее верным.
34. Владимiръ : Тяжелое наследие.
2010-09-08 в 22:14

Нельзя привязываться к личности Александра Меня,этот священник жил и общался в среде экуменизма,вспомним 1969 год Синод принимает решение о допустимости причастия католиков при смерти у православных священников РПЦ,тоже допускает в отношении православных в отношении причастия у католиков,армяне-монофизиты совершенно спокойно причащаются в православных храмах,об этом мне свидетельствовал знакомый иерей,другой знакомый иеромонах рассказывал мне ,что к ним приезжали англикане-священники и облачившись в православные фелони совершенно спокойно служили литургию в вместе с православными попами.Можно ли рассматривать заблуждения отца Александра,как его частное мнение,увы нет,членство РПЦ во ВСЦ дало горькие и ядовитые плоды.Отец Александр просто был образован и продвинут,много писал и развивал в отношении экуменизма и обновленчества.
Всегда вспоминается 5 Вселенский собор,когда великого учителя и писателя христианского Оригена святые отцы предают анафеме и вместе с его сочинениями ,это не смотря на то,что по его сочинениям учились многие святители;не смотря на то ,что он очень многих язычников привел к Богу через его знаменитое училище для оглашенных; не смотря на его давно случившуюся мученическую кончину,спустя 300 лет.
В сочинениях отца Александра,есть учение Церкви,но увы оно разбавлено еретичеством, и его труды пагубны в целом,поэтому их надо предать анафеме,подобно сочинениям Оригена.Можно ли в отношении Меня,Мейендорфа или Шмемана проводить мысль,подобную в отношени Оригена,мне думается ,что не только можно ,но и нужно.
33. М.Яблоков : Одинокову.
2010-09-08 в 21:27

"не к еретику"
Отчего же так. Мы же знаем Православное исповедание. И знаем, что Мень был именно еретик. Для чего размывать веру?
32. Тина : ответ Lucia
2010-09-08 в 20:18

Так ведь "начитаться" можно где угодно. Я знаю некоторых людей, которые самозабвенно и самостоятельно читают Ветхий Завет, а потом с упоением начинают комментировать прочитанное. Да так, что от их комментариев "уши в трубочку сворачиваются"!
31. Не крещеный : Re: Памяти протоиерея Александра Меня
2010-09-08 в 16:38

Буддист я. Сильно со стороны, выскажусь о проблеме евреев, в земном отношении. Они крайне, искусственно, привязаны к своему прошлому. Два длительных веселых праздника. Пасха и Пурим. В которых полагается радостно и подолгу вспоминать как у чужеземцев были проблемы. Видимо, это оставляет след в детской психике. Попытка Христа а затем Мухаммеда эти праздники, их нездоровое влияние на детские нервы, полностью заменить, видимо во многом удалась (есть ведь мнение, что Мухаммед большую часть иудеев Палестины перевел в Ислам). Но евреями называют именно тех, в отношении кого не удалась. Отсюда возможно наблюдаемая деструктивность евреев, в отношении прочих народов. Недавно по ТВ был некий Вассерман- очень озабоченный что в России не приживаются гей-парады. Вот других проблем у русских нет. Наверняка он ведь понимает, что русские смотрели на это его выступление с крайней брезгливостью. И видимо это и доставляло ему и заказчикам передачи парадоксальным образом удовольствие. Что можно связать со сформированными в детстве искажениями нормального мировосприятия. С едва ли не рефлекторной склонностью испытывать радость от чужих проблем, от сознания, что это именно ты их организовал. Возможно, формируемые разными культами особенности психики стоит обсуждать более широко и открыто. В земном преломлении- земное, как к нему ни относись, объединяет людей, в плане восприятия, и облегчает взаимопонимание. Не обязательно выделяя иудаизм. Есть ведь и каннибалы. Есть современные масс-медиа.Само сознание, что твои наклонности сформированы, в известном смысле очень простыми техническими средствами, может содействовать освобождению людей от этого.
30. Lucia : Тина
2010-09-08 в 12:36

Но Серафим Роуз был. Его даже в журналах печатали.
Почему-то все. кто нахлебался мудрости из книг Меня. теперь говорят - в церкви обманывают, там ничего не понимают в любви, не пойдем туда и креститься незачем. А убило его КГБ по заказу церкви, потому что Мень призывал на церковь денег не жертвовать. Вот такие выводы. Кто теперь поможет этим бедным людям?
29. lucia : Re: Памяти протоиерея Александра Меня
2010-09-08 в 12:05

У меня есть родственники, которые. начитавшись Меня. теперь в церковь не идут и креститься не хотят.
28. одиноков : Да упокоит Господь его душу...
2010-09-08 в 11:44

Замечательная статья, отец Владимир, спаси Христос! Я со дня гибели о.Александра поминаю его в своих молитвах. Виделся с ним так же как и Вы однажды. В то время - начало 80-х - у меня было несколько друзей из числа духовных чад о.А. Уже тогда многое в его творчестве меня и настораживало, и откровенно не устраивало. Его книги не стали для меня путеводителями к христианству, я, слава Богу, предпочитал ксерокопии святоотеческих текстов (иных, как вы помните, тогда не было). Отец Александр заплатил за свои ошибки страшной ценой, и теперь, когда его книги никто уже, наверное, и не читает (благо, недостатка в настоящей православной литературе давно уже нет), можно об этих ошибках говорить достаточно спокойно и взвешенно, не скрежеща зубами в адрес убиенного священника. Судья ему во всём только Бог. А наша молитва о нём будет малой толикой нашей милости - не к еретику, как некоторые тут горячо выражаются, а к душе человека, стоящей теперь перед Судом Господним.
27. Angelina : за Веру в любовь Божию к роду человеческому
2010-09-08 в 10:59

Царствие Небесное батюшке Александру за его пример любви к ближнему : поднимал и выхаживал людей совсем тогда беззащитных перед сатанинскими кознями , и не делал их при этом своими рабами, а старался сделать рабами Божьими ! Бог дал мне в 80-е годы знать этих людей и именно они помогли мне начать этот непростой путь возвращения к Господу нашему и к вере моих дедов и прадедов, православных священников , также, как и о.Александр, убиенных за Веру в любовь Божию к роду человеческому.Ангелина.
26. Тина : ответ (19.Сельскiй бригадиръ, 20. Сергей А.)
2010-09-08 в 09:56

Я отчасти согласна с некоторыми Вашами приведенными замечаниями, однако хочу заметить, что "всякому овощу - свое время". Если Вы вспомните, в каком состоянии были мы все и наша Родина 20 лет назад (и более!!!), то Вы должны признать, что хороших духовных книг найти было трудно. Появлялись некоторые репринтные издания, но найти их было тяжело. Книги о.Александра, написанные живым языком, приближенные к читателю, были необходимы людям. Повторюсь, я согласна с некоторыми Вашими замечаниями, но я осмелюсь просто привести цитату из книги о.Александра:
"Иисус говорил, что Его ученики увидят Царство еще в этой жизни. Оно пришло на землю в лице Сына Человеческого, в Его благовестии, в Его торжестве над смертью и явлении Духа.
Призывный свет Царства горит вдали, но в то же время отблески его рядом с нами: в простых вещах и событиях жизни, в радости и скорби, в самоотверженности и одолении соблазнов. Предчувствие его - в звездах и цветах, в весенней природе и золоте осени, в кипении прибоя и ливнях, в радуге красок и музыке, в смелой мечте и творчестве, в борьбе и познании, В ЛЮБВИ И МОЛИТВЕ..."
С уважением. Тина.
P.S. Однако, Вы не обратили внимание на мои слова, что я также "увидела" и элементы протестантизма в трудах о.Александра.
25. Диакон Владимир Василик : о.Никону.
2010-09-08 в 08:22

Мне приходилось общаться с рядом клириков, близких к владыке Антонию. Они считают, что это - его текст.
24. Диакон Владимир Василик : Сергею
2010-09-08 в 08:21

Во многом с ВАми согласен. Действительно, лучше читать о. Иоанна Кронштадтского и Феофана Затворника. Вот где рай русской православной души. Но сейчас очень многие базируются на личности и текстах Меня, к сожалению.
Не имеем мы право резко выбивать из под них опору, не дав другой. Поэтому здесь нужно спокойное рассуждение - отделение зерен от плевел. Как говорил старец Силуан, нельзя начинать со слов:"Ваша вера блуд". Необходимо спокойное разъяснение с учетом как позитива,так и негатива
23. Ярослав : Re: Памяти протоиерея Александра Меня
2010-09-08 в 07:41

Хорошая статья, только с одним не могу согласиться - с пожеланием Царствия Небесного еретику. С таким же успехом можно пожелатьь Царствия Небесного и Ленину со Сталиным.

Он обращал своих последователей не в христианство, а в ересь, даже в набор ересей.
22. Некто Прохожий : Не валите в одну кучу.
2010-09-08 в 02:16

Я очень люблю владыку Антония. Он не заслужил такого нивелирования. Пока человек свободен, он имеет право на некоторые ошибки. Лишая его права на ошибку, мы отбираем и свободу , а это дело не Божье...
Говоря об отце Александре Мене очень важно учесть время, когда он проповедовал,- время срывающихся запоров на внутренних токах бытия. Страшно оказаться первым у свёрнутой задвижки...
О.Александра, конечно, захлеснуло. Почти уверен, что в наше время он был бы более рассудителен и трезв. Не будем забывать, что испытание свободой - самое трудное, это в известном смысле труднее, чем испытание мученичеством. Со вторым испытанием о.Александр справился лучше.
21. иеромонах Никон (Белавенец) : о. Владимиру
2010-09-08 в 00:35

Уважаемый отец Владимир, спасибо за взвешенную статью. Думаю, что смерть о. Александра также преследовала цель нанести удар по нарождающемуся патриотическому движению. Вспомните процесс над Смирновым-Осташвили. Именно в 1990 году на патриотов начали открыто вешать ярлык фашистов. Представить убитого священника жертвой "антисемитов" - очень удачный ход.
Единственное, что меня смутило - Ваше утверждение о несомненной принадлежности известного письма митрополиту Антонию (Мельникову). Не могли бы Вы сообщить, на чем основано Ваше убеждение?
С уважением, иеромонах Никон
20. Сергей А. : О "творчестве"...
2010-09-08 в 00:01

Тяжелый дух был у о. Александра. Чем он "горел" я не знаю, но после прочтения "Сына Человеческого" лично у меня остался крайне негативный осадок. Такое ощущение, что у тебя попытались украсть Бога (Сына) и подсунуть вместо него обычного пророка, "сына человеческого". Вообще меня удивляет сегодняшняя всеядность православной интеллигенции: одни восхищаются "выдающимся богословом современности" Шмеманом, другие пытаются найти светлые стороны в мутных трудах о. Александра (Меня), третьи "плавают" в томах "апостола любви" - митрополита Антония (Блюма). И как будто-бы и не было наших замечательных русских святых: Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского. Вот где радость для русского сердца! Вот где Дух Божий! Или то, что они говорили - уже не актуально в наше время? В чем различие между теми и другими? Наши святые передают огонь Веры, горячую любовь к Церкви и своей Отчизне, они говорят о Святости Руси и в то же время, являются ее печальниками и молитвенниками. Все их слова зиждутся на фундаменте Евангелия, Христос для каждого из них был, есть и будет - Сыном Божиим, Спасителем человечества от греха и вечной смерти. А что может предать протопресвитер Шмеман? Вечное брюзжание о своем нетерпении всего русского и православного? о. Александр Мень? Полуиудейское толкование Евангелия? Митрополит Антоний? Но он вообще больше двадцати лет медитировал, если кому не известно. Это и наложило отпечаток на его "шедевр" - "Школу молитвы". Что они все могут дать? Передать какое-то эстетическое наслаждение - возможно, но только неофитам. Но более - НИЧЕГО.
19. Сельскiй бригадиръ : Тине
2010-09-07 в 22:52

Одно из самых заметных средств, с помощью которых автор «приземляет» евангельскую историю – отрицание чудес. Вы не найдете в книге упоминания о Вифлеемской звезде – волхвы отыскали место рождения Христа, расспрашивая соседей. Бегство в Египет Святого Семейства и возвращение оттуда совершилось, согласно Евангелию), после явления Ангела Иосифу (Мф. 2:13, 19). О. Александр предпочитает не упоминать о небесном вестнике и считает, что Иосиф просто руководствовался соображениями естественного разума (С. 48, 51). Необыкновенная тьма, которая была по всей земле во время страданий Спасителя (Мф. 27:45), оказывается, произошла из-за того, что «подул ветер и хмурые тучи заволокли небо» (С. 286). Да к тому же в примечаниях приводится мысль Златоуста, что «тьма, описанная в Евангелии, не могла быть солнечным затмением» и делается вывод: «по-видимому, над Иерусалимом скопились тучи или воздух потемнел, как бывает, когда поднимается ветер хамсин» (С. 435). Однако обратимся к самому Златоусту. Он не только ничего не пишет о хамсине, но прямо подчеркивает, что тьма была необычного, чудесного происхождения. Приведем его слова. «Дивно то, что знамение, которого они (иудеи) искали, было и с неба, и явилось во всей вселенной, чего прежде никогда не случалось, разве только в Египте, когда надлежало совершить пасху… Заметь и то, когда это происходит: в полдень… Этого достаточно было, чтобы обратить их (иудеев) к истине, не только ввиду величия чуда, но и в силу его благовременности» (Т. 7. Кн. 2. СПб. 1901. С. 867).
В некоторых случаях, не отвергая прямо самого факта чуда, о. Александр сообщает о нем в искаженном виде. Пример наиболее сильного искажения – чудо воскрешения Лазаря. По Евангелию это самое значительное чудо, совершенное Христом во время Его земной жизни: оно явилось причиной прославления Христа при Его входе в Иерусалим, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов (Ин. 12:17-18). Столь явного чуда не могли отрицать первосвященники и фарисеи, именно после этого события решившиеся убить ненавистного им Чудотворца (Ин. 11:47-53). По объяснению о. Александра все выглядит иначе: члены синедриона «подумали, что имеют дело с обманом» (С. 217), а торжественный вход Христа в Иерусалим, оказывается, состоялся по случаю исцеления иерихонского слепца (Мк. 10:46-52) (С. 219). Описание самого чуда также искажено. Перед самым воскрешением Лазаря Христос якобы «погрузился в молитву» (С. 216). В Евангелии же сказано только, что Иисус возвел очи к небу (Ин. 11:41). Погрузиться в молитву перед совершением чуда нужно тварному существу – человеку (сравн. пример пророка Илии 3 Цар. 17:17-24), но излишне для Христа – Всемогущего Бога. И зачем говорить об «обратном воздействии духа на плоть» (С. 216), когда ясно, что ни «дух» самого Лазаря, ни другой какой тварный «дух», а всесильный Бог явился причиной воскресения Лазаря, и в этом событии – залог будущего воскресения мертвых (см. тропарь Лазаревой субботы).
http://www.blagogon.ru/biblio/25/
18. Тина : о трудах о.Александра Меня
2010-09-07 в 22:26

Спасибо Вам, о.Владимир за чуткое внимание к личности о.Александра Меня. Помимо озвученной здесь известной книги "Сын Человеческий" на меня большое впечатление произвела его книга "Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет" (посмертное издание). Яркий, образный язык и глубочайшие мысли. И, (возможно я ошибаюсь) но некоторые элементы протестантизма есть и в этой книге, но и ее неоспоримых достоинств нельзя не заметить. Я присоединяюсь ко всем братьям и сестрам РНЛ - Царствие Небесное о.Александру!
С уважением. Тина
17. Диакон Владимир Василик : Наблюдателю
2010-09-07 в 19:32

Cпасибо за вполне уместный вопрос. Св. апостол Иаков говорит: "Возлюбленные, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем". Святые отцы учат: "Осуди грех,но не грешника". Конечно, есть такие грехи, которые отделяют человека от Церкви, но, кажется, все же о.Александр эту грань не перешел. В Сына Божия он веровал, хотя временами выражался весьма неверно и погрешительно.
Что я писал - не для мудрой дипломатии, дипломат я, прямо скажем,никакой. Это - мое восприятие о. Александра Меня, которого я один раз в жизни видел лично (в сентябре 1989 г.). При личной встрече меня поразило то, что он действительно горел. Проповедь его была действительно впечатляющей и горячей. это было на день пророка Самуила. Последние слова были такие: И мы должны сказать Господу: "Говори, ибо слушает раб Твой". А вместе с тем многое в нем тогда и настораживало. Я попытался создать объективный портрет, чтобы правдиво осветить этого неоднозначного пастыря, увидеть и свет, и тени в его жизни и творчестве.
16. Ерусалимецъ : 14. Диакон Владимир Василик.
2010-09-07 в 17:24

Об этом и спору нет. Чем меньше будет "радикальных меневцев" ЗДЕСЬ, тем лучше будет для убиенного батюшки ТАМ. Аминь.
15. Наблюдатель. : 14. Диакон Владимир Василик
2010-09-07 в 16:58

Простите, о.Владимир, но я этой мудрой дипломатии не понимаю: как можно личность отделить от ее слов и дел, и что православного остается у православного, если у него нет Веры в Бога Сына, чему он еще и других учит. Это - премудрость не для Народной Линии...
14. Диакон Владимир Василик : Наблюдателю и Ерусалимцу.
2010-09-07 в 16:23

Как раз, мне кажется, в годовщину смерти вместе с добрыми словами в адрес батюшки необходимо сказать и о его ошибках и заблуждениях, не бросая тени на его личность, но, напротив, помогая ему, пусть и после смерти. Если мы, хотя бы отчасти, ликвидируем последствия его неправильных слов и дел, то это, несомненно,лучше для него и за гробом, полезно для его души, предстоящей пред Нелицеприятным Судиею.
Вообще, надо вырабатывать такое пушкинское отношение:
Своих царей великих поминают
За подвиги, за славу, за добро,
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
Но при этом не отрицаются ни грехи, ни темные деянья.
Спокойная равновесная и благожелательная критика, думается, полезна и усопшим, и живым.
13. Наблюдатель. : 8. Ерусалимецъ и 9. Диакон Владимир Василик
2010-09-07 в 15:36

Если в день убиения А.Меня по Вашему мнению возможно поминать его слова и дела только добрыми словами, тогда нужно было попросить Дорогую Редакцию не ставить статью на обсуждение.
Иначе, прямо какое-то искушение получается...
12. Наблюдатель. : 10. Русский Сталинист
2010-09-07 в 15:33

Уважаемый, Дмитрий!
Когда пишется много слов, тогда за их обилием (в т.ч. хороших и полезных) не всегда можно увидеть суть книги, которая перевешивает все частные мысли и поучения в ней.

Квинтэссенция иудейского отношения ко Христу: да, мол, был такой человек... В этом же и квинтэссенция рассуждений и поучений А. Меня.
11. Русский Сталинист : Наблюдателю
2010-09-07 в 15:16

Всё-таки, почему Вас так коробит название книги "Сын Человеческий"?
Разве не Сам Господь так сказал о Себе?
"Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться" (Мк.14:21)

Спрашиваю Вас не ради праздного любопытства, и не спора ради спора (тем более, что мы с Вами редко когда расходимся во мнении).
10. Русский Сталинист : 7. Наблюдатель.
2010-09-07 в 15:09

Обязательно прочитаю рекомендованную статью.
Однако же считаю нужным уточнить, что, не являясь ни в коей мере поклонником о.Александра, я, тем не менее, не могу признать всё его творчество вредным для Православных Христиан. Это неправда.
"Сын Человеческий" многих людей привёл ко Христу, став первым шагом на их пути к храму. В своё время и я многое открыл для себя благодаря этой книге.
Это, конечно, не отменяет все последующие "художества" о.Александра. Но и они не могут отменить положительные моменты деятельности о.Александра.
Кроме того, не будем забывать о том, какую кончину уготовил Господь о.Александру- мученичество. А мученическая кровь многое смывает.
Недавно убиенного о. Даниила (Сысоева)тоже при жизни во многом обвиняли, и я, грешный, был в их числе. А он сподобился мученического венца. И посрамил нас Господь.
Ибо одно дело суд человеческий, иное дело-Суд Божий.
Царствие Небесное о.Александру.
9. Диакон Владимир Василик : Ерусалимцу
2010-09-07 в 13:54

Дорогой Ерусалимец. Спасибо за замечание. Действительно, в таких делах не стоит торопиться.
Спасибо Вам также за подтверждение моей версии.Оно тем более ценно, что исходит из Израиля
8. Ерусалимецъ : Re: Убиенный по указанию спецслужб Израиля?
2010-09-07 в 13:21

"Но в годовщину кончины священнослужителя негоже заниматься лишь его критикой."

+ 100. Помнить о, мягко говоря, "своеобразности" взглядов батюшки можно и должно, но, право же, в эти дни хочется помянуть убиенного добрым словом. Тысячи людей он привел в Православие. Согласен и с Дмитрием (см.6)- пусть судит Господь.
Царствия Небесного отцу Александру.
7. Наблюдатель. : 5. Военный наблюдатель :
2010-09-07 в 13:01

Вашу рекомендацию переадресую Русскому Сталинисту...
6. Русский Сталинист : 3. Наблюдатель
2010-09-07 в 12:54

А что Вас смущает в этом названии?
Как раз эта его книга- самая лучшая из всех, им написанных. В ней практически нет отсебятины, которая была столь присуща о.Александру.
Господь ему Судья.
5. Военный наблюдатель : Наблюдателю
2010-09-07 в 12:49

Рекомендую прочитать:
http://www.blagogon.ru/biblio/25/
4. Ерусалимецъ : автору
2010-09-07 в 12:43

Уважаемый отец дьякон, спасибо за прекрасную статью, но, кажется, она плохо отредактирована. Похоже, что абзац со слов " Многие отмечали, что взгляды отца Александра Меня излишне широки... и до слов " мифом был пророк Иона и.д." - лишний. В любом случае, спасибо, Ваша версия представляется мне весьма правдоподобной.
3. Наблюдатель : Re: Убиенный по указанию спецслужб Израиля?
2010-09-07 в 12:41

Главная книга А.Меня называется "Сын Человеческий".
Комментировать излишне: само название главной его книги говорит больше, чем все ее содержание.
2. тов.Сухов : мало ли что поговаривают
2010-09-07 в 12:09

Поговаривают, что в отношении о.Александра готовилось серьёзное прещение. Оснований для этого прещения было больше чем достаточно, так вот и опередили, чтобы не допустить до сценария с прещением. Ведь средств в данный проект было вложено очень много, а так раз... и они бы все пропали. А так раз... и получился "мученик", т.е. о.Александра нет, а дело-то его живёт!
Но вообщем это тёмные дела, профанам никогда не узнать, да и зачем. Будем трезвиться и молиться, а на остальное Воля Божья. Мало ли что поговаривают.

Но по-любому, страшная кончина о.Александра означает только одно. В государстве нет никакой ниши, которая бы не контролировалась спецслужбами - отчественными или зарубежными.
1. Антидот : "Топор над православием"
2010-09-07 в 11:13

Тут будет уместно вспомнить версию Эдуарда Ходоса
http://books.pravo-s...e.ru/iydei/topor.htm

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме