Я хорошо помню события августа 1991 года. Это было тревожное время. Мы сразу увидели, что в стране происходит нечто чрезвычайно страшное, непредсказуемое и неконтролируемое. У одних в то время дрожали руки, другие призывали на бунт. Поэтому все настороженно относились к разворачивающимся событиям. Это были времена безвластия: старая власть себя изжила, а новая власть не была готова править. Сначала нам показалось, что события произошли спонтанно, что идет некое движение к лучшей жизни, но потом мы поняли, что это была заранее продуманная акция. Одни пытались удержать Советский Союз, другие же пытались его разрушить. У тех, кто пытался сохранить Советский Союз, оказалась слабая почва под ногами, у них было много неуверенности, поэтому они проиграли.
В то время Санкт-Петербургскую епархию возглавлял митрополит Иоанн. Он также находился в большой растерянности потому, что к нему обращались за помощью. Митрополит тогда сильно переживал и боялся, что ситуация может выйти из-под контроля. У меня с владыкой Иоанном даже произошел небольшой конфликт, некое недоразумение. Он позвонил ко мне вечером и сказал, что нужно мне пойти на Дворцовую площадь на митинг с тем, чтобы выступить с призывом к порядку и миру. Думаю, что об этом владыку попросил Собчак. Я отказался идти выступать, сказав, что такое выступление будет вмешательством Церкви в политическую жизнь. Я не мог позволить вовлечь себя и нашу епархию в политику. Я тогда владыке сказал, что мы, представители Церкви, должны держаться над всем этим и молиться, чтобы Господь умиротворил всех. Поэтому я на митинг не пошел, вместо меня послали другого священника, который и выступил на Дворцовой площади. Я же на утро пошел в храм и очень усердно молился.
Мы тогда постоянно молились, просили Господа, чтобы Он умиротворил страну. Мы молились Господу и просили Его, чтобы в стране был мир, благополучие и порядок. Прихожане приходили перепуганные, вопрошали, что делать, рвались на митинги, но я просил их не влезать в политическую жизнь. Мы много молились, служили молебны об умножении любви.
В тех условиях в Даниловском монастыре работала специальная церковная комиссия с желанием умиротворить ситуацию. Но события стали непредсказуемы и неконтролируемы, и я не могу сказать, что в результате тех событий власть попала в хорошие руки. Она попала в руки тех, кто позже не жалел страну. Увы, но власть, как показала жизнь, оказалась в руках, мягко говоря, не самых порядочных и не самых честных людей. При оценке последствий тех событий я руководствуюсь словами Иисуса Христа: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). А плоды оказались довольно печальные, - началась разруха, везде царила неустроенность, народ оказался совершенно обкраденным, общество поляризировалось. Когда проходит время, события проясняются, становится ясно, что происходило, но в то время, когда события происходят, когда все бурлит, приходится принимать срочные меры в надежде, что все будет хорошо. Но получилось не так хорошо, как хотелось бы.
Промыслительно, что события 1991 года произошли в праздник Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа. Тогда хотели революционизировать наше общество, а его надо было преображать. Преображение отличается от революции и прогресса тем, что человек преображает, прежде всего, себя из греховного состояния в праведное. В основе преображения человека лежит покаяние и осознание своих грехов. В основе же революции и прогресса, которые сопровождали нас в XIX и XX веках, лежит насилие, желание переделать природу, общество и человека насильственным путем. Считается, что сначала общество надо сделать счастливым и благополучным, тогда счастливым будет человек. Православие же стоит на том, что сначала человек должен быть праведным, и только тогда общество будет здоровым и прочным.
И то, что события 1991 года произошли тогда, когда мы отмечали праздник Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа, говорит о том, что для России самым естественным и нормальным путем развития общества является путь преображения. Мы должны изживать свои грехи через покаяние и активную добродетельную жизнь, становясь праведными. Те дни хорошо показали, что без осознания своих грехов и недостатков мы не сможем построить прочное здоровое общество. В этом заключается отличие Православия от протестантизма и католичества, а России от Запада. В Православие главные праздники - Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа и Пасха, Воскресение Господне, в католичестве и протестантизме главным праздником считают Рождество Христово. У них другие приоритеты, нами же усвоено евангельское благовестие таким, каким его преподал Господь и сохранила Церковь. Поэтому в событиях августа 1991 года я вижу промыслительный смысл, перст Божий, указание Господа на то, что России нужно идти мирным, созидательным путем, изживая свои пороки и недостатки, преображаться, а не революционизироваться и стремиться к прогрессу, который обедняет природу и опустошает человека.
Протоиерей Владимир Сорокин, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»