Политическая партия «Единая Россия» является важным элементом политической системы России, залогом ее стабильности. В последнее время ведутся разговоры о необходимости модернизации политической системы страны. В этом контексте хотелось бы поговорить о модернизации партии власти.
Модернизация партии власти, по нашему мнению, должна осуществляться по двум основным направлениям: первое, усиление управляемости партийных структур по вертикали и, второе, партия должна стать гарантом систематизации и реализации здоровых инициатив гражданского общества страны.
По первому направлению, необходимо обеспечить безусловное исполнение партийными структурами на местах инициатив высшего политического руководства партии, Президента России, национальных проектов и программ. Партийные структуры на местах со временем должны обрести достаточную независимость от местных органов власти и как бы со стороны «заставлять» их действовать в русле принятых стратегических политических решений. Таким образом, необходимо ввести элемент конкуренции между руководителями местного самоуправления и партийными руководителями. Этой работой необходимо заняться региональным партийным структурам за счет особого подхода к кадровой работе. Региональным партийным отделениям необходимо действовать по принципу «Разделяй и властвуй». С одной стороны, глава муниципального образования, партиец, с другой, руководитель местного отделения партии, само собой, партиец, приглядывающий за главой, критикующий в каких-то ситуациях работу местных органов власти. Такая схема взаимодействия партийных структур с органами власти на местах обеспечит больший порядок, снизит коррупцию, повысит авторитет партии в народе, не позволит местным чиновникам, членам партии, порочить партию своими непрофессиональными, коррупционными действиями.
Второе направление модернизации партии должно привести к тому, что «Единая Россия» из партии чиновников, как о ней свидетельствуют злые языки, должна стать подлинно народной партией. Это можно обеспечить за счет поддержки здоровых инициатив граждан, гражданского общества. Например, в России совершенно свободно возникло такое явление, как функционирование негосударственных учреждений для детей сирот, в т.ч. православных, чья работа на несколько порядков эффективнее по сравнению с существующей государственной системой призрения за детьми-сиротами, которую условно можно назвать «Сиротпром». Таких учреждений сотни в России, но, они, несмотря на призывы Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, пока не уравнены в правах с государственными учреждениями, т.е. они не имеют устойчивого государственного финансирования, не смотря на то, что дело, которым они занимаются - дело государственное. То же самое происходит и в негосударственной образовательной сфере, где как раз и присутствуют инновационные подходы в образовании. Все это требует поддержки партии власти и законотворческой работы, поскольку Министерство образования и науки до сих пор не смогло создать конкурентной среды и равных возможностей для негосударственных образовательных и социальных учреждений, защищая, прежде всего, интересы ведомства, действуя, скажем так, не современно. И никто, кроме правильно организованной и модернизированной партии, не может создать эти благоприятные условия.
Другим хорошим примером здоровых инициатив граждан является развивающиеся военно-патриотические клубы в стране, которые, несмотря, на свою «потешность» (из потешных полков Государя Петра I впоследствии была сформирована гвардия), формируют будущую военную и государственную элиту страны. Воспитанники этих клубов в будущем станут скрепами, как армии, так и государственной службы, поскольку с патриотизмом у них все в порядке. Свой выбор в жизни они сделали - это служить Родине. Руководители и преподаватели таких клубов занимаются ответственным государственным делом и до сих пор не имеют государственной поддержки. Эта масштабное явление в стране не имеет пока еще системного правового обеспечения. У этих клубов пока еще не осуществляется системного взаимодействия с Министерством обороны. Между тем, они могли бы стать надежным элементом в государственной системе допризывной подготовки молодежи к армии.
Не секрет, что в России существуют отечественные экологические организации. И им партия власти тоже могла бы протянуть руку помощи. Взаимодействие с представителями гражданского общества «Единая Россия» могла бы осуществлять посредством заключения соглашений, проведения плановых совместных мероприятий, в т.ч. и на уровне Государственной Думы РФ, местных законодательных собраний, введения представителей общественных организаций в рабочие комиссии по разработке законопроектов. Кроме того, партия могла бы стать катализатором объединения разрозненных инициатив граждан схожей направленности. Например, в России существует множество организаций, чья работа направлена на борьбу с алкоголизмом и наркоманией, существует множество обществ трезвости, реабилитационных центров. Но, в силу своих ограниченных финансовых возможностей, все эти люди не могут объединить свои усилия в лоббировании своих интересов, в доведении своих позиций до государства. А между тем они обладают бесценным опытом и видением решения известных национальных бедствий - алкоголизма и наркомании.
Надо отметить, что всем этим здоровым инициативам не хватает политического класса, который мог бы претворить полезный для страны опыт, выработанный гражданским обществом, в законодательные решения. И партия «Единая Россия» может стать таким политическим классом.
В заключение, хочу сказать, что всех этих полезных для страны людей с их инициативами можно кооптировать в партию и даже поручить им в дальнейшем возглавить местные партийные ячейки. Если это произойдет, то о «Единой России» уже никто не скажет, что это партия чиновников, но о «Единой России» будут говорить, как о партии народной, партии, представляющей интересы здоровых сил в стране.
Николай Бондаренко, председатель Правозащитного движения «Пчелки» в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», специально для «Русской народной линии»