Перед операцией был рентген - в ультрафиолете видны темные, более поздние мазки живописцев-реставраторов и светлый контур кисти мастера. К картинам не прикасались полвека - и теперь у специалистов много грязной работы. В дело идут пылесос и утюг. «Старый утюг, дедовский еще, мы используем для укрепления живописи. Он - самое необходимое в этой работе. Пропариваем через пленочку - укрепляется грунт таким образом», - рассказывает художник-реставратор Александр Дворников.
Это называется техническая реставрация. Когда специалисты колдуют над изнанкой картины. Можно ее не делать - хлопот будет намного меньше. Но восстановленное полотно начнет разрушаться уже через пару лет. «Основа основ - это честность реставратора. Это ведь никто не увидит, если сделать неправильно, понимаете? Никто пальцем не ткнет. Пусть этого не видно - это совесть реставратора», - отмечает Владимир Стразов.
Настоящая творческая кухня - кисти рядом с кастрюлями. Словно здесь работают не реставраторы, а повара. Секрет реставрационной кулинарии. Как приготовить специфическую смесь для того, чтобы авторские краски были яркими и долговечными. Берем осетровый клей, смешиваем его с пчелиным медом, добавляем антисептик, чтобы смесь не портилась, и в итоге получается бурое желе, похожее на мармелад, и даже пахнет аппетитно. Его впоследствии растапливают и наносят на картины.
Пока полотна на реставрации - вместо оригинального «Введения во храм Пресвятой Девы Марии» - пилон украшает фоторепродукция. А на двери предела св. Александра Невского - только небольшое фото картины «Святая княгиня Ольга». Эти живописные полотна планируют восстановить к осени. Еще семь - на очереди - во временном хранилище.
«Когда происходит старение, нарушается лаковое покрытие, дегенерирует лак, которые защищает от влияния среды, кракелюры - это такие трещины в картине, начинает сегодня плохо вести себя холст - он морщится», - объясняет заместитель директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Борис Подольский. Все эти повреждения лечатся - говорят сотрудники музея-памятника. Если мастер не боится испачкать руки и умеет готовить. Будут ли деньги, чтобы пригласить таких профессионалов - врачей, прачек и поваров от художественной реставрации в одном лице - станет ясно первого сентября. Когда подведут итоги конкурса по государственной программе «Культура России», в которой участвует, в том числе - Исаакиевский собор.