Реставраторы Исаакиевского собора Петербурга приступили к новому этапу работ 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Реставраторы Исаакиевского собора Петербурга приступили к новому этапу работ

11.08.2010

В Петербурге реставраторы Исаакиевского собора приступили к новому этапу работ. Мастерам предстоит восстановить живопись на восьми пилонах и алтарной двери храма. Полотна «Святая княгиня Ольга» и «Введение во Храм Пресвятой Девы Марии» уже перекочевали в реставрационную мастерскую, передает Седмица.Ru. Реставрационная - как операционная. Яркий свет - люди в белых халатах со скальпелями в руках. Снимают свинцовую шпаклёвку с обратной стороны холста, чтобы потом было легче восстановить оригинальную живопись. Мастер «снимает - слой за слоем - до тех пор, пока не появится вот этот - авторский холст», - объясняет художник-реставратор Владимир Стразов.

Перед операцией был рентген - в ультрафиолете видны темные, более поздние мазки живописцев-реставраторов и светлый контур кисти мастера. К картинам не прикасались полвека - и теперь у специалистов много грязной работы. В дело идут пылесос и утюг. «Старый утюг, дедовский еще, мы используем для укрепления живописи. Он - самое необходимое в этой работе. Пропариваем через пленочку - укрепляется грунт таким образом», - рассказывает художник-реставратор Александр Дворников.

Это называется техническая реставрация. Когда специалисты колдуют над изнанкой картины. Можно ее не делать - хлопот будет намного меньше. Но восстановленное полотно начнет разрушаться уже через пару лет. «Основа основ - это честность реставратора. Это ведь никто не увидит, если сделать неправильно, понимаете? Никто пальцем не ткнет. Пусть этого не видно - это совесть реставратора», - отмечает Владимир Стразов.

Настоящая творческая кухня - кисти рядом с кастрюлями. Словно здесь работают не реставраторы, а повара. Секрет реставрационной кулинарии. Как приготовить специфическую смесь для того, чтобы авторские краски были яркими и долговечными. Берем осетровый клей, смешиваем его с пчелиным медом, добавляем антисептик, чтобы смесь не портилась, и в итоге получается бурое желе, похожее на мармелад, и даже пахнет аппетитно. Его впоследствии растапливают и наносят на картины.

Пока полотна на реставрации - вместо оригинального «Введения во храм Пресвятой Девы Марии» - пилон украшает фоторепродукция. А на двери предела св. Александра Невского - только небольшое фото картины «Святая княгиня Ольга». Эти живописные полотна планируют восстановить к осени. Еще семь - на очереди - во временном хранилище.

«Когда происходит старение, нарушается лаковое покрытие, дегенерирует лак, которые защищает от влияния среды, кракелюры - это такие трещины в картине, начинает сегодня плохо вести себя холст - он морщится», - объясняет заместитель директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Борис Подольский. Все эти повреждения лечатся - говорят сотрудники музея-памятника. Если мастер не боится испачкать руки и умеет готовить. Будут ли деньги, чтобы пригласить таких профессионалов - врачей, прачек и поваров от художественной реставрации в одном лице - станет ясно первого сентября. Когда подведут итоги конкурса по государственной программе «Культура России», в которой участвует, в том числе - Исаакиевский собор.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме