Касаясь недавно принятого решения по временному запрету экспорта зерновых из Российской Федерации, В.Путин отметил, что «это решение не от хорошей жизни было принято». Как сообщил премьер, ссылаясь на последние прогнозы Минсельхоза, урожай в этом году «будет значительно скромнее, чем мы предполагали в начале года». Но с учетом интервенционного фонда и переходящего остатка прошлого года Россия полностью закроет свои потребности в зерне, считает В.Путин.
«Положение дел, связанных с аномально высокими температурами в Центральной России, остаётся сложным в связи с лесными пожарами и засухой в сельском хозяйстве», - отметил он.
По его словам, «жизнь показала, что тех компенсаций, которые предусмотрены нашими нормативными актами, действующими до сих пор, недостаточно для ощутимой помощи людям. Поэтому в случае чрезвычайной ситуации мы всякий раз принимаем индивидуальные решения об увеличении размеров этих выплат. Чтобы уйти от этой практики, надёжно гарантировать права граждан, на будущее предлагается установить единые, более высокие суммы компенсаций пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, а именно выплачивать материальную помощь на неотложные нужды в размере не 5 тыс. рублей, как было раньше, а 10 тыс. рублей; компенсацию за полностью утраченное имущество - не 50 тыс. рублей на семью, а по 100 тыс. рублей на каждого члена семьи, на человека, и в случае гибели человека его семья должна получить не менее 1 млн рублей».
«Минсельхозу было поручено подготовить предложения о механизмах реализации зерна, хранящегося в интервенционном фонде. За счёт хороших урожаев прошлых лет в нем накоплено 9,5 млн тонн. И сейчас это зерно следует использовать по назначению - для стабилизации ситуации на рынке, а также чтобы помочь хозяйствам и фермерам не допустить сокращения поголовья скота. Мы приняли принципиальное решение распределять такое зерно без аукционов, а на основе целевых заявок нуждающихся регионов, чтобы помощь была адресной и оперативной», - заявил Владимир Путин.
По его словам, «в этом году нам потребуется в связи с событиями, связанными с засухой, около 78 млн т. По последним прогнозам Минсельхоза, урожай будет значительно скромнее, чем мы предполагали в начале года. Это будет 65, а может быть, даже и 60 млн т. Что это означает? Это означает, что мы полностью закрываем, несмотря на такой урожай, свои внутренние потребности. За счёт чего? Даже если возьмём скромный сценарий - 60 млн т. У нас есть 9,5 млн т в запасе, в интервенционном фонде, и плюс 21 млн т - переходящий остаток прошлого года. То есть у нас 90 млн тонн, а нужно для внутреннего потребления 78. Но вопрос заключается в том, с чем страна останется на следующий, 2011 год? Мы не знаем, какой будет урожай, и какой у нас будет переходящий остаток 2011 года. Повторяю, в этом году он 21 млн, это очень приличный переходящий остаток».
Как отмечает РИА Новости, в 2009 году было собрано 97,1 миллиона тонн зерна. В этом году значительная часть зерновых погибла из-за аномальной жары и засухи. В некоторых регионах, например, в Татарстане, погибло более 80% зерновых. Чрезвычайная ситуация объявлена в 27 регионах, погибли сельхозкультуры на площади 10,7 миллиона гектаров. Минсельхоз уже неоднократно снижал прогнозы по урожаю, последний составлял порядка 72 миллионов тонн.
«Мы видим, что сегодня цены подросли на зерновом рынке - и мировые цены подросли, и внутри страны. Мы видим, что рынок замер в ожидании. Если кто-то ждёт 21 или 31 декабря текущего года, то напрасно, потому что мы должны будем смотреть на наше решение о снятии запрета на экспорт только по результатам уборочной компании текущего года. А ситуация у нас ещё осложняется тем, что сейчас в ведущих регионах страны мы не можем и не сможем пока сеять озимые - погода не позволяет. Значит, значительная часть территорий страны войдёт в следующий год без озимых культур, поэтому рассчитывать на быстрое снятие запрета на экспорт пока не приходится, хотя это, конечно, временная мера. Но мы находимся в чрезвычайной ситуации и, конечно, обязаны - просто обязаны - прежде всего, позаботиться о гражданах собственной страны, о своих сельхозпроизводителях. Повторяю ещё раз: это чрезвычайная ситуация, и мы действуем в условиях чрезвычайной ситуации», - подчеркнул премьер.