«Сегодня у НАТО нет никаких иллюзий в отношении того, с кем они имеют дело в лице президента Грузии. Все понимают, что это человек крайне неуравновешенный и ждать от него можно чего угодно, однако при этом здесь исходят из того, что альтернативы Саакашвили нет, поскольку грузинская оппозиция крайне разрозненна, и не имеет сегодня шансов с улицы войти в президентский дворец. Поэтому НАТО рассматривает нынешний режим, как достаточно стабильный, с которым, нравится или нет, но приходится иметь дело по самым разными причинам», - отметил дипломат.
«Таких причин можно выделить три, - продолжил он. - Во-первых, это Афганистан. Грузия направляет в Афганистан серьезный контингент, в общей сложности около тысячи человек. Это очень много, по сравнению даже со странами-членами НАТО. Грузия не считается в этом вопросе с общественным мнением, которого возможно и не существует, и не считается с потерями среди своих военных, оправдывая их отправку в столь далекую страну тем, что грузинские вооруженные силы после поражения 2008 года нуждаются в повышении своей боевой подготовки, под контролем американцев. По крайней мере, это то, что Саакашвили говорит внутри Грузии. Таким образом, одним пушечным мясом Грузия заслуживает признательности НАТО и определенных бонусов».
«Вторая причина – геостратегическая. Территориальное положение Грузии позволяет западным странам усилить свое влияние в районе Кавказа, и особенно это важно в контексте Ирана. Грузия это "запасной аэродром" для США и НАТО в регионе. Кроме того, присутствие такого союзника как Грузия в этом регионе дисциплинирует члена НАТО – Турцию. Грузия фактически размывает монополию Турции, ее особое положение в контактах со странами этого региона и в качестве плацдарма для возможных экспедиционных миссий там», - подчеркнул постпред России при НАТО.
«Третий фактор – это Россия, - продолжил он. - Грузия является звеном, "оттягивающим" внимание России на Южном Кавказе. Для некоторых, достаточно влиятельных сил в НАТО это важно. По сути дела Грузия используется как раздражающей фактор, некая сдерживающая сила, которая пытается ограничить влияние России на разрешение армяно-азербайджанского конфликта, ограничить возможности РФ по усилению своих позиций в Черноморском регионе. Эти три фактора определяют, что даже не будучи членом НАТО Грузия является продвинутым партнером, который пользуется особым вниманием государств альянса».
«НАТО уже признала для себя наличие новой практики во взаимоотношениях с другими государствами, которая может заключаться не только в формальном членстве в НАТО, но и в членстве "неформальном". Такими "неформальными" членами альянса являются многие страны, которые внешне придерживаются нейтральной позиции, а на практике участвуют в самых продвинутых программах НАТО, вплоть до участия, например, в силах реагирования НАТО, в единой системе противовоздушной обороны в обмене всеми видами военно-технической информации и опытом ведения военных действий», - отметил дипломат.
По словам Дмитрия Рогозина, «к самой теме войны 2008 года НАТО сегодня предпочитает не возвращаться. Альянс последовательно поддерживает территориальную целостность Грузии, причем делает это на фоне продавливания независимости Косово, более того, страны НАТО оказывают дипломатическое давление на другие государства, чтобы они ни в коем случае не пошли на признание Южной Осетии и Абхазии. Плюс к этому оказывается массированная экономическая помощь Грузии, с тем, чтобы она на границах Южной Осетии демонстративно выстраивала "витрину капитализма", чтобы соблазнить своими достижениями жителей новых республик».
«Эти тенденции весьма опасны, поскольку, в случае провала или недоработок руководства Абхазии и Южной Осетии и всех тех, кому поручено заниматься восстановлением их экономики, возникнет неприятный экономический дисбаланс с приграничными районами Грузии, который, будет активно использоваться в пропагандистских целях, как иллюстрация успехов Грузии и провал новых государств. К слову все это происходит в условиях, когда в отношении Южной Осетии и Абхазии существует тотальная экономическая блокада, которая не снята никем из западных стран и лишь Россия способствует их восстановлению», - считает эксперт.
«Тема Абхазии и Южной Осетии, Грузии, конфликта 2008 года поднималась мной неоднократно на посольских заседаниях как Совета Россия-НАТО так и Совета Евроатлантического партнерства /СЕАП/, однако со стороны партнеров я не видел никакого желания ее развивать. Это можно объяснить двояко. Во-первых, внутри НАТО есть понимание, что с Грузией надо иметь дело, не форсируя публичную сторону этих отношений, а во вторых они не считают необходимым обсуждать эту тему с Россией, полагая, что она может антагонизировать наши отношения, а портить отношения с Россией странам НАТО сейчас очень не хочется. Сейчас альянс наоборот пытается по отдельным направлениям замириться с Россией, поэтому лишний публичный шум им не нужен», - заявил он.
«Россия по-прежнему самым пристальным образом отслеживает все поставки оружия из стран НАТО и ЕС в Грузию. По каждому конкретному случаю мы делаем представления этим странам, требуя, чтобы никакие вооружения и техника, способные применяться в агрессивных действиях против Южной Осетии в Грузию не поступала. Во всяком случае, Запад точно знает, что мы здесь спуску не даем и им приходится постоянно идти на ухищрения для осуществления этих поставок», - заключил Дмитрий Рогозин.