В подобной ситуации даже у людей, не вполне воцерковленных и в своей повседневности далеких от Бога возникают мысли и ощущения духовно-эсхатологического плана. Хотя природные эксцессы подобного рода бывали и раньше, всеми ощущается небывалость и особая духовная значимость происходящего. Страшна не засуха с неизбежно сопутствующим ей неурожаем, не людская беда и не пожар как таковой, с которым рано или поздно удастся справиться при помощи современной техники. Страх порождает сама стихия огня, столь вольготно чувствующая себя ныне на территории многострадальной России.
Горят отнюдь не только леса, дома и посевы. Синим пламенем полыхает идея земного благополучия, которая все эти годы в виде абсолютно самодовлеющей ценности навязывалась народу либеральной властью под аккомпанемент бессмертного слогана г-на Чубайса: «Деньги - национальная идея». Попуская разнузданной, не знающей жалости, обезличенно-жестокой стихии огня творить с нами все, что ей вздумается, Господь вразумляет нас, напоминая об эфемерности всего земного, вновь сталкивая «народ жестоковыйный» с той, подлинной Реальностью, которая понуждает выйти из состояния духовного помрачения, прекрасно описанного в евангельской притче о богаче, собравшем небывалый урожай (ср. прошлогодний рекорд по сбору зерновых в России): Покойся, душа моя, ешь, пей, веселись. (Лк. 12, 19).
Духовные люди, авторитетные в народе, говорят о гневе Божием и о покаянии народа, до сих пор не совершенном им в своей основной массе. Вспоминают, что началу Первой Мировой войны также предшествовала небывалая засуха; что природные и исторические, социальные катастрофы часто сопутствовали друг другу.
В старые добрые времена в такие минуты люди Церкви уж во всяком случае забывали о дипломатии, совсем ничего не зная при «пиар». Покаяние - слишком серьезное дело, чтобы совмещать его с чисто чиновничьей, карьерно-бюрократической мыслью: «А что о нас подумают». Патриарх налагал трехдневный пост, массы людей с церковными хоругвями и иконами выходили в чисто поле, чтобы молиться о дожде, с верою и надеждой умоляя Господа о милости и прощении.
Нынешнее лицо сытой и самодовольной, погрязшей в самом пошлом разврате и безбрежном, разнузданном гедонизме «новой России», старательно взращиваемой в политтехнологических лабораториях так называемой «власти», отнюдь не таково. И однако же вера в народе все еще есть и, быть может, в еще достаточной силе. Это знает всякий, кто хотя бы один раз видел настоящий крестный ход, когда несколько сот пропыленных, прожаренных нещадным солнцем, измученных до предела, но радостных и окрыленных людей одновременно читают Иисусову молитву, и отнюдь не церковные жители проходимых городков, поселков и деревень со слезами на глазах, в покаянном вдохновении падают на колени.
Но растерянный народ, уставший от непрестанной борьбы за существование, не привыкший к инициативе, порой слишком пассивно подчиняющийся церковной дисциплине, ждет слова своих духовных вождей, которое звучит все глуше, старательно заглушаемое «властями» уже церковными. И что же мы слышим от, так сказать, официальных оракулов нашей земной Церкви? Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин «считает "примитивным и упрощенным" встречающееся в ряде СМИ заявление о том, что жара - это Божие наказание, поскольку, по его словам, "не всегда погодные явления имеют прямое отношение к воле Божией». В свою очередь глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) призвал помнить, что «Бог никого специально не наказывает и никому не мстит за какие-то грехи или дурные поступки", поэтому нельзя говорить о Божьей каре каждый раз, когда происходят природные аномалии и катаклизмы».
Те люди, которые за тысячи километров, бесцельно для «внешних» идут крестным ходом, вызывая крепнущие подозрения в нелояльности (!) у рулевых церковного корабля, и эти профессиональные церковные дипломаты - живут в двух разных, параллельных мирах, и каждому, кто напомнит мне очевидное - что всех их объединяет евхаристическая чаша, я отвечу, что лишь Суд Божий окончательно решит, кто из причащающихся причащался себе во спасение, а кто - во осуждение.
«Миссионэрствующие» поборники «розового» и комфортного, удобно вписанного в господствующую ныне гедонистическую модель жизни, предельно облегченного и выхолощенного «европравославия», конечно, позволяют народу каяться и помнить о Боге. Но не слишком, дабы не подпасть под статью об эстремизме. Главное - футболок с надписью «Православие или смерть!» не надевать. Они даже и народ жалеют - тех простых людей, у кого сгорели дома. Но не столько как любящий и сострадающий отец, сколько как добрый барин. «Тоже ведь и они люди...»
Между тем люди, почитаемые в народе за свою прозорливость, говорят совсем иначе, без пиаровских ходов и дипломатических реверансов, усматривая в происходящем скрытый духовный план, что связан с особой, глобальной катастрофичностью переживаемого нами этапа истории, план, интуитивно ощущаемый весьма многими: «Первая зима холодная (уже была, когда в мороз без снега вымерзли озимые - В.С.), вторая голодная (грядет), третья кровавая».
В заключение не могу не сказать еще об одном, на мой скромный мирянский взгляд, прямо относящемся к духовному измерению происходящего. То, что нынешний гнев Божий, небо, закрытое для целительных и спасительных дождей даже в день святого громовержца Илии Пророка - ответ на греховные деяния суетного мира - очевидно для всех более-менее духовно чутких людей. Однако гораздо более интересный вопрос - насколько соответствуем судьбоносности момента мы сами, люди Церкви. Помним ли мы, как один из нас - обласканный и благословленный идеолог Новой Церковной Политики - протодиакон А.Кураев недавно столь кощунственно надругался над величайшей святыней - Благодатным Огнем у Гроба Господня? Этот огонь, хотя и попаляет наши грехи, орошает душу, все наше естество целительной росой Божией благодати, а физический огонь, возгорающий после, благоговейно хранимый православными в многочисленных лампадах, является как бы его земным образом, подобным иконе. После скандала, устроенного вокруг этой святыни группой «либеральных христиан» во главе с С. Чапниным и прот. А. Кураевым, в текущем году (в отличие от предыдущих) на схождении Благодатного огня отнюдь не концентрировалось внимание российской прессы - ясно, что не без властной рекомендации «сверху». Случайно ли ныне нам послан иной огонь - поражающий и испепеляющий, земной прообраз того карающего адского пламени, в котором всем нам, несомненно, гореть, если не принесем достойных плодов покаяния?!
На этом фоне можно, конечно, и дальше играть в дипломатию и «расставлять акценты». Можно же - оставить все и припасть к стопам Христа, уповая на Его милость. Работники одиннадцатого часа, конечно, были прощены и вознаграждены, но вряд ли стоит дожидаться, когда на часах уже будет без пяти двенадцать.
P.S. По сообщениями СМИ и информационных агентств, огонь вплотную подошел к ядерному центру в Сарове. «Сейчас позже, чем мы думаем», но сколько именно - мы ведь точно не знаем...
P.P.S. Настоящий материал был уже готов к публикации, когда автору стала известна блестящая проповедь протоиерея Александра Шаргунова под тем же названием.
Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии»
1. для Eugenie