Аномальные природные явления нередко бывают связаны с неподобающим людским поведением, напомнил архиепископ Георгий. «Многие люди не хотят жить благочестивой жизнью. Если народ не одумается, не возвратится к традициям своих предков, то это не последний катаклизм, который нас будет ждать», - заключил владыка.
Прокомментировать слова владыки Георгия, вызвавшие волну возмущенных комментариев ряда «светских» СМИ, издание попросило православных священнослужителей.
«В Ветхом Завете описываются десятки случаев наказания Божия, гнева Божия даже и на богоизбранный народ за грехи людей, - сказал протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата. - В Ветхом Завете есть понятие коллективной ответственности за те грехи, которые совершаются в народе. Мы же, к превеликому сожалению, по большей части индифферентны по отношению к тем беззакониям, которые творятся в нашем мире», - сказал он. «Воззрения владыки Георгия вполне укладываются в русло традиционного религиозного сознания. Другое дело, что люди, далекие от этого сознания, не понимают этого. Но это уже на их совести», - заключил отец Владимир.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, также отметил, что сопряжение природных бедствий, катаклизмов, гражданских нестроений или нахождений иноплеменников с грехами народа вполне согласуется с христианской традицией понимания истории. «Если мы обратимся, например, к памятникам древнерусской литературы первых десятилетий татаро-монгольского ига, то там это сопряжение проводится совершенно однозначно: попущение монгольского нашествия воспринимается как следствие нестроений в Земле Русской и вообще грехов наших предков», - сказал он. «Христианское видение сегодняшних наших природных бедствий, высказанное владыкой Георгием, таким образом, вполне традиционно. Другое дело, что, не имея архипастырского дерзновения, я не могу говорить, за какие именно грехи народа или каких-то конкретных людей, во власти ли сущих, несущих ли церковное послушание, попускаются нам эти катаклизмы», - добавил отец Максим.
«Мне кажется, что нам, православным христианам, никоим образом не дерзая поправлять архипастыря, правильней было бы всмотреться в наши собственные грехи (и личные, и общественные), в нестроения, сопутствующие в том числе и церковной жизни, и через исправление самих себя, подавая, кстати, пример и невоцерковленной части нашего народа (которая лишь по букве является православной), свидетельствовать о том, что только покаянием можем мы отвратить от земли нашей гнев Божий», - заключил он.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края напомнил, что по христианскому учению «мир во зле лежит». «Бог сотворил землю и породил человека, мы Его дети. Он нас поселил в этой комнате и велел всем в ней распоряжаться. И вот мы распоряжаемся. Как мы распоряжаемся на планете, это известно давно. Владыка сказал: "Если мы одумаемся" - а даже если мы одумаемся, разве что-то изменится? На земле разве может наступить рай? На земле рай не наступит никогда», - сказал он.
«Есть такая песня – "У природы нет плохой погоды". Надо просто терпеть это все – что нам остается? Ведь две с лишним тысячи лет Церковь Христова говорит одно и то же. Если за это время люди не услышали, то как еще говорить? Даже если мы возьмемся сейчас жить нравственно, это уже не поможет, слишком сильно все запущено», - полагает отец Сергий.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома, напомнил слова моления о дожде, что читаются сейчас во всех храмах. «Думаю, что владыка не сказал ничего нового. Практически во всех храмах сейчас совершаются молебны о даровании дождя, а во всех молитвах звучит одна тема: такое бездождие – это наказание Божие. Как говорится: с неба не идет дождь, потому что иссохли слезы нашего покаяния; иссохла земля, потому что иссохли сердца людей. В таких бедствиях верующие люди всегда видели вразумление Господне – Он стучится в наше сердце, но иного способа достучаться, видимо, к сожалению, нет», - заметил он.
«А возмущение по поводу слов владыки, как мне кажется, может быть связано с недопониманием его позиции. Людям кажется, что архиепископ Георгий бросает им обвинение: мол, это вы сами виноваты в ваших бедах. Хотя, я уверен, позиция владыки совпадает с позицией Церкви: каждый виноват в такой беде, мы все в ней виноваты, мы все согрешили перед Богом».
«Что касается конкретных грехов, то я бы побоялся говорить конкретно об абортах или каком-то другом грехе, потому что общество уже запуталось в каком-то клубке грехов, который обрастает новыми и новыми витками: это и аборты, и измены, и разврат, которому мы не противимся, и пьянство ужасное и т.д. Но самый страшный грех, как мне кажется, - это нераскаянность во всех этих грехах, за которые нам и посылаются такие бедствия», - напомнил отец Илия.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, по поводу слов владыки рассказал случай из собственной жизни: «Когда я услышал о такой позиции владыки Георгия, я тоже подумал, что людям нужны слова утешения. Но в этот день по стечению обстоятельств я оказался на берегу реки и посмотрел на отдыхающих там людей. И меня поразило вот что: наши сограждане, наши земляки, славяне – но крест на груди у одного из десяти. Из них вроде бы процентов восемьдесят ассоциируют себя с Православием – тогда хотя бы такую несложную вещь как ношение креста стоит соблюдать! И я подумал: что же я их буду утешать, если они собственным видом доказывают правоту слов архиепископа Георгия. Народ у нас непутевый – ведет себя так, что об утешении речи не идет», - заметил он.
«Конечно, нуждаются в утешении те, кто потерял близких, кто потерял дома свои, ведь у нас всегда к погорельцам относились с большой лаской и заботой. А вот что касается остальных – пусть вспомнят о Боге, хотя бы немножко», - заключил отец Георгий.
Диакон Вадим Лебедев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, считает, что слова архиепископа не могли не вызвать возмущения. «Слова владыки имеют под собой основание, - тут и спорить не о чем. Но любое обличение всегда будет вызывать возмущение народа – тем более в таком обществе, как сейчас. Чуть что скажешь противоречащее общим установкам – люди сразу возмущаются: «Как же так, Господь карает? Это же негуманно!» - сказал он. «Люди привыкли от Бога ждать только милости – но при Его абсолютной доброте Господь все же остается и Судией. Конечно, надо задуматься о том, как мы живем. Как раз 2 августа празднуется пророк Илия, и в его дни тоже была засуха три с половиной года по слову Господа. И вот Евангелие, читаемое в этот праздник в храмах, напоминает, что пророк был послан только вдове-язычнице, хотя много было вдов в Израиле. Вот и нам тоже следует задуматься: может, я все-таки в своей жизни должен что-то исправить? Господь, безусловно, что-то нам хочет сказать такой жарой – и дело каждого задуматься над такими событиями, сделать свои выводы и, конечно, молиться. Это важное, вразумляющее для нас событие, побуждающее нас к жизни с Богом», - подчеркнул отец Вадим.