«Дождь не идет, потому что иссохли слезы нашего покаяния»

Православные священнослужители напоминают, что хотя люди привыкли ждать от Бога только милости, Он все же остается и Судией

Пожары в России 
0
299
Время на чтение 5 минут
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий объяснил аномально жаркую погоду Божией карой. «Жара превратила огромную территорию в подобие ада, и это плата за грехи», – передает слова владыки сайт Regions.ru. Среди этих грехов он назвал, в частности, аборты, число которых в регионе резко выросло после начала экономического кризиса.

Аномальные природные явления нередко бывают связаны с неподобающим людским поведением, напомнил архиепископ Георгий. «Многие люди не хотят жить благочестивой жизнью. Если народ не одумается, не возвратится к традициям своих предков, то это не последний катаклизм, который нас будет ждать», - заключил владыка.

Прокомментировать слова владыки Георгия, вызвавшие волну возмущенных комментариев ряда «светских» СМИ, издание попросило православных священнослужителей.

«В Ветхом Завете описываются десятки случаев наказания Божия, гнева Божия даже и на богоизбранный народ за грехи людей, - сказал протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата. - В Ветхом Завете есть понятие коллективной ответственности за те грехи, которые совершаются в народе. Мы же, к превеликому сожалению, по большей части индифферентны по отношению к тем беззакониям, которые творятся в нашем мире», - сказал он. «Воззрения владыки Георгия вполне укладываются в русло традиционного религиозного сознания. Другое дело, что люди, далекие от этого сознания, не понимают этого. Но это уже на их совести», - заключил отец Владимир.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, также отметил, что сопряжение природных бедствий, катаклизмов, гражданских нестроений или нахождений иноплеменников с грехами народа вполне согласуется с христианской традицией понимания истории. «Если мы обратимся, например, к памятникам древнерусской литературы первых десятилетий татаро-монгольского ига, то там это сопряжение проводится совершенно однозначно: попущение монгольского нашествия воспринимается как следствие нестроений в Земле Русской и вообще грехов наших предков», - сказал он. «Христианское видение сегодняшних наших природных бедствий, высказанное владыкой Георгием, таким образом, вполне традиционно. Другое дело, что, не имея архипастырского дерзновения, я не могу говорить, за какие именно грехи народа или каких-то конкретных людей, во власти ли сущих, несущих ли церковное послушание, попускаются нам эти катаклизмы», - добавил отец Максим.

«Мне кажется, что нам, православным христианам, никоим образом не дерзая поправлять архипастыря, правильней было бы всмотреться в наши собственные грехи (и личные, и общественные), в нестроения, сопутствующие в том числе и церковной жизни, и через исправление самих себя, подавая, кстати, пример и невоцерковленной части нашего народа (которая лишь по букве является православной), свидетельствовать о том, что только покаянием можем мы отвратить от земли нашей гнев Божий», - заключил он.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края напомнил, что по христианскому учению «мир во зле лежит». «Бог сотворил землю и породил человека, мы Его дети. Он нас поселил в этой комнате и велел всем в ней распоряжаться. И вот мы распоряжаемся. Как мы распоряжаемся на планете, это известно давно. Владыка сказал: "Если мы одумаемся" - а даже если мы одумаемся, разве что-то изменится? На земле разве может наступить рай? На земле рай не наступит никогда», - сказал он.

«Есть такая песня – "У природы нет плохой погоды". Надо просто терпеть это все – что нам остается? Ведь две с лишним тысячи лет Церковь Христова говорит одно и то же. Если за это время люди не услышали, то как еще говорить? Даже если мы возьмемся сейчас жить нравственно, это уже не поможет, слишком сильно все запущено», - полагает отец Сергий.

Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома, напомнил слова моления о дожде, что читаются сейчас во всех храмах. «Думаю, что владыка не сказал ничего нового. Практически во всех храмах сейчас совершаются молебны о даровании дождя, а во всех молитвах звучит одна тема: такое бездождие – это наказание Божие. Как говорится: с неба не идет дождь, потому что иссохли слезы нашего покаяния; иссохла земля, потому что иссохли сердца людей. В таких бедствиях верующие люди всегда видели вразумление Господне – Он стучится в наше сердце, но иного способа достучаться, видимо, к сожалению, нет», - заметил он.

«А возмущение по поводу слов владыки, как мне кажется, может быть связано с недопониманием его позиции. Людям кажется, что архиепископ Георгий бросает им обвинение: мол, это вы сами виноваты в ваших бедах. Хотя, я уверен, позиция владыки совпадает с позицией Церкви: каждый виноват в такой беде, мы все в ней виноваты, мы все согрешили перед Богом».

«Что касается конкретных грехов, то я бы побоялся говорить конкретно об абортах или каком-то другом грехе, потому что общество уже запуталось в каком-то клубке грехов, который обрастает новыми и новыми витками: это и аборты, и измены, и разврат, которому мы не противимся, и пьянство ужасное и т.д. Но самый страшный грех, как мне кажется, - это нераскаянность во всех этих грехах, за которые нам и посылаются такие бедствия», - напомнил отец Илия.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, по поводу слов владыки рассказал случай из собственной жизни: «Когда я услышал о такой позиции владыки Георгия, я тоже подумал, что людям нужны слова утешения. Но в этот день по стечению обстоятельств я оказался на берегу реки и посмотрел на отдыхающих там людей. И меня поразило вот что: наши сограждане, наши земляки, славяне – но крест на груди у одного из десяти. Из них вроде бы процентов восемьдесят ассоциируют себя с Православием – тогда хотя бы такую несложную вещь как ношение креста стоит соблюдать! И я подумал: что же я их буду утешать, если они собственным видом доказывают правоту слов архиепископа Георгия. Народ у нас непутевый – ведет себя так, что об утешении речи не идет», - заметил он.

«Конечно, нуждаются в утешении те, кто потерял близких, кто потерял дома свои, ведь у нас всегда к погорельцам относились с большой лаской и заботой. А вот что касается остальных – пусть вспомнят о Боге, хотя бы немножко», - заключил отец Георгий.

Диакон Вадим Лебедев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, считает, что слова архиепископа не могли не вызвать возмущения. «Слова владыки имеют под собой основание, - тут и спорить не о чем. Но любое обличение всегда будет вызывать возмущение народа – тем более в таком обществе, как сейчас. Чуть что скажешь противоречащее общим установкам – люди сразу возмущаются: «Как же так, Господь карает? Это же негуманно!» - сказал он. «Люди привыкли от Бога ждать только милости – но при Его абсолютной доброте Господь все же остается и Судией. Конечно, надо задуматься о том, как мы живем. Как раз 2 августа празднуется пророк Илия, и в его дни тоже была засуха три с половиной года по слову Господа. И вот Евангелие, читаемое в этот праздник в храмах, напоминает, что пророк был послан только вдове-язычнице, хотя много было вдов в Израиле. Вот и нам тоже следует задуматься: может, я все-таки в своей жизни должен что-то исправить? Господь, безусловно, что-то нам хочет сказать такой жарой – и дело каждого задуматься над такими событиями, сделать свои выводы и, конечно, молиться. Это важное, вразумляющее для нас событие, побуждающее нас к жизни с Богом», - подчеркнул отец Вадим.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пожары в России
Путинский план преобразования природы
Предотвращение лесных пожаров и восстановление лесов на исторических территориях, лесопосадки в водоохранных зонах, а не борьба с безобидным углекислым газом снизит температуру планеты
14.12.2023
Научиться любить свою страну
Чтобы Россию полюбили на Западе, она должна в первую очередь думать о себе
03.08.2023
Безалаберность властей и «природные пожары»
Почему вновь пожары стали для власти неожиданностью?
02.05.2023
Защитница от все более разгорающихся в мире пожаров
Слово в праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
17.09.2022
Мыслить как Лукашенко
Должен Собянин для сохранения здоровья москвичей
06.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Zakatov
14.03.2025 19:51
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от Апографъ
14.03.2025 19:38
Запредельная коррупция на Украине
Новый комментарий от Русский Иван
14.03.2025 18:52
Это страшное слово «план»
Новый комментарий от Русский Иван
14.03.2025 18:32
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Новый комментарий от Русский Иван
14.03.2025 16:35
Наступит ли в России «демографическая весна»?
Новый комментарий от Русский Иван
14.03.2025 16:28