«Дождь не идет, потому что иссохли слезы нашего покаяния»

Православные священнослужители напоминают, что хотя люди привыкли ждать от Бога только милости, Он все же остается и Судией

Пожары в России 
0
296
Время на чтение 5 минут
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий объяснил аномально жаркую погоду Божией карой. «Жара превратила огромную территорию в подобие ада, и это плата за грехи», – передает слова владыки сайт Regions.ru. Среди этих грехов он назвал, в частности, аборты, число которых в регионе резко выросло после начала экономического кризиса.

Аномальные природные явления нередко бывают связаны с неподобающим людским поведением, напомнил архиепископ Георгий. «Многие люди не хотят жить благочестивой жизнью. Если народ не одумается, не возвратится к традициям своих предков, то это не последний катаклизм, который нас будет ждать», - заключил владыка.

Прокомментировать слова владыки Георгия, вызвавшие волну возмущенных комментариев ряда «светских» СМИ, издание попросило православных священнослужителей.

«В Ветхом Завете описываются десятки случаев наказания Божия, гнева Божия даже и на богоизбранный народ за грехи людей, - сказал протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата. - В Ветхом Завете есть понятие коллективной ответственности за те грехи, которые совершаются в народе. Мы же, к превеликому сожалению, по большей части индифферентны по отношению к тем беззакониям, которые творятся в нашем мире», - сказал он. «Воззрения владыки Георгия вполне укладываются в русло традиционного религиозного сознания. Другое дело, что люди, далекие от этого сознания, не понимают этого. Но это уже на их совести», - заключил отец Владимир.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, также отметил, что сопряжение природных бедствий, катаклизмов, гражданских нестроений или нахождений иноплеменников с грехами народа вполне согласуется с христианской традицией понимания истории. «Если мы обратимся, например, к памятникам древнерусской литературы первых десятилетий татаро-монгольского ига, то там это сопряжение проводится совершенно однозначно: попущение монгольского нашествия воспринимается как следствие нестроений в Земле Русской и вообще грехов наших предков», - сказал он. «Христианское видение сегодняшних наших природных бедствий, высказанное владыкой Георгием, таким образом, вполне традиционно. Другое дело, что, не имея архипастырского дерзновения, я не могу говорить, за какие именно грехи народа или каких-то конкретных людей, во власти ли сущих, несущих ли церковное послушание, попускаются нам эти катаклизмы», - добавил отец Максим.

«Мне кажется, что нам, православным христианам, никоим образом не дерзая поправлять архипастыря, правильней было бы всмотреться в наши собственные грехи (и личные, и общественные), в нестроения, сопутствующие в том числе и церковной жизни, и через исправление самих себя, подавая, кстати, пример и невоцерковленной части нашего народа (которая лишь по букве является православной), свидетельствовать о том, что только покаянием можем мы отвратить от земли нашей гнев Божий», - заключил он.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края напомнил, что по христианскому учению «мир во зле лежит». «Бог сотворил землю и породил человека, мы Его дети. Он нас поселил в этой комнате и велел всем в ней распоряжаться. И вот мы распоряжаемся. Как мы распоряжаемся на планете, это известно давно. Владыка сказал: "Если мы одумаемся" - а даже если мы одумаемся, разве что-то изменится? На земле разве может наступить рай? На земле рай не наступит никогда», - сказал он.

«Есть такая песня – "У природы нет плохой погоды". Надо просто терпеть это все – что нам остается? Ведь две с лишним тысячи лет Церковь Христова говорит одно и то же. Если за это время люди не услышали, то как еще говорить? Даже если мы возьмемся сейчас жить нравственно, это уже не поможет, слишком сильно все запущено», - полагает отец Сергий.

Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома, напомнил слова моления о дожде, что читаются сейчас во всех храмах. «Думаю, что владыка не сказал ничего нового. Практически во всех храмах сейчас совершаются молебны о даровании дождя, а во всех молитвах звучит одна тема: такое бездождие – это наказание Божие. Как говорится: с неба не идет дождь, потому что иссохли слезы нашего покаяния; иссохла земля, потому что иссохли сердца людей. В таких бедствиях верующие люди всегда видели вразумление Господне – Он стучится в наше сердце, но иного способа достучаться, видимо, к сожалению, нет», - заметил он.

«А возмущение по поводу слов владыки, как мне кажется, может быть связано с недопониманием его позиции. Людям кажется, что архиепископ Георгий бросает им обвинение: мол, это вы сами виноваты в ваших бедах. Хотя, я уверен, позиция владыки совпадает с позицией Церкви: каждый виноват в такой беде, мы все в ней виноваты, мы все согрешили перед Богом».

«Что касается конкретных грехов, то я бы побоялся говорить конкретно об абортах или каком-то другом грехе, потому что общество уже запуталось в каком-то клубке грехов, который обрастает новыми и новыми витками: это и аборты, и измены, и разврат, которому мы не противимся, и пьянство ужасное и т.д. Но самый страшный грех, как мне кажется, - это нераскаянность во всех этих грехах, за которые нам и посылаются такие бедствия», - напомнил отец Илия.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, по поводу слов владыки рассказал случай из собственной жизни: «Когда я услышал о такой позиции владыки Георгия, я тоже подумал, что людям нужны слова утешения. Но в этот день по стечению обстоятельств я оказался на берегу реки и посмотрел на отдыхающих там людей. И меня поразило вот что: наши сограждане, наши земляки, славяне – но крест на груди у одного из десяти. Из них вроде бы процентов восемьдесят ассоциируют себя с Православием – тогда хотя бы такую несложную вещь как ношение креста стоит соблюдать! И я подумал: что же я их буду утешать, если они собственным видом доказывают правоту слов архиепископа Георгия. Народ у нас непутевый – ведет себя так, что об утешении речи не идет», - заметил он.

«Конечно, нуждаются в утешении те, кто потерял близких, кто потерял дома свои, ведь у нас всегда к погорельцам относились с большой лаской и заботой. А вот что касается остальных – пусть вспомнят о Боге, хотя бы немножко», - заключил отец Георгий.

Диакон Вадим Лебедев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, считает, что слова архиепископа не могли не вызвать возмущения. «Слова владыки имеют под собой основание, - тут и спорить не о чем. Но любое обличение всегда будет вызывать возмущение народа – тем более в таком обществе, как сейчас. Чуть что скажешь противоречащее общим установкам – люди сразу возмущаются: «Как же так, Господь карает? Это же негуманно!» - сказал он. «Люди привыкли от Бога ждать только милости – но при Его абсолютной доброте Господь все же остается и Судией. Конечно, надо задуматься о том, как мы живем. Как раз 2 августа празднуется пророк Илия, и в его дни тоже была засуха три с половиной года по слову Господа. И вот Евангелие, читаемое в этот праздник в храмах, напоминает, что пророк был послан только вдове-язычнице, хотя много было вдов в Израиле. Вот и нам тоже следует задуматься: может, я все-таки в своей жизни должен что-то исправить? Господь, безусловно, что-то нам хочет сказать такой жарой – и дело каждого задуматься над такими событиями, сделать свои выводы и, конечно, молиться. Это важное, вразумляющее для нас событие, побуждающее нас к жизни с Богом», - подчеркнул отец Вадим.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пожары в России
Путинский план преобразования природы
Предотвращение лесных пожаров и восстановление лесов на исторических территориях, лесопосадки в водоохранных зонах, а не борьба с безобидным углекислым газом снизит температуру планеты
14.12.2023
Научиться любить свою страну
Чтобы Россию полюбили на Западе, она должна в первую очередь думать о себе
03.08.2023
Безалаберность властей и «природные пожары»
Почему вновь пожары стали для власти неожиданностью?
02.05.2023
Защитница от все более разгорающихся в мире пожаров
Слово в праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
17.09.2022
Мыслить как Лукашенко
Должен Собянин для сохранения здоровья москвичей
06.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36