Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»

Протоиерей  Владимир  Сорокин, Русская народная линия

25.12.2010


По словам протоиерея Владимира Сорокина, на Западе Рождество превратилось в развлекательно-торговый праздник …

Сегодня католики празднуют Рождество, православные же будут праздновать Рождество 7 января, поэтому может показаться, что Христос рождался два раза, но это не так. Господь родился единожды, только люди считают время по-разному. У католиков свой календарь, у православных – свой. Новый год за 2000 лет менялся, по меньшей мере, 4-5 раз. В этом сказывается индивидуальность людей и народов.

Астрономы объясняют, что Юлианский календарь более точный, чем Григорианский. Другие же астрономы говорят, что Юлианский календарь просто соответствует традициям людей. Надо помнить только то, что Господь родился один раз тогда, когда свет прибавляется. Увы, католики отошли от этого правила. К сожалению, наши традиции разошлись в разные стороны. Каждый народ празднует Рождество в соответствии со своими традициями и своей культурой. Каждый раз говорят и спорят на эту тему, но никто не хочет разрушать свою традицию. Каждый народ пытается сберечь свою национальную идентичность, благодаря этому каждый народ имеет свою особенность, свою культуру, свои положительные стороны. Похвально, что каждый народ сохраняет свое, и все народы живут в мире.

Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками. Думаю, что в ближайшее время этого не произойдет. Я не чувствую подобных настроений, и, более того, не вижу в этом необходимости. У нас есть своя традиция, и мы должны ее придерживаться.

На Западе сильно развивается процесс секуляризации. Там Рождество превратилось в развлекательно-торговый праздник. Поэтому то, что православные празднуют Рождество после нового года, когда спадают новогодние страсти, закрываются базары, завершаются светские торжества, дает им возможность молиться, прославлять Рождество и спокойно заниматься молитвенным деланием.

Праздник Рождество все-таки приземленный характер, ведь речь идет о воплощении Бога, вочеловечении Иисуса Христа. В Православии самым главным праздником является Пасха, несмотря на то, что Рождество тоже является двунадесятым праздником, но все-таки он уступает Пасхе. Запад, тяготеющий к материальному и вещественному, в Рождестве видит возможность повеселиться и поторговать. Кстати, они сами от этого страдают. Западные христиане страдают от того, что Рождество у них превратилось в торговый праздник. Верующие католики, протестанты и лютеране, живущие на Западе, хотят, чтобы в Рождество была молитва и духовное совершенствование, а не только торговля и веселье. На Западе ведется борьба с христианскими символами. Секуляризация Западной Европы достигла серьезной стадии дехристианизации. Это очень опасный процесс. К сожалению, такая тенденция в мире есть. В Италии запрещено публично размещать распятия, а в США вообще запрещается употреблять понятие «Рождество Христово», там придумывают разные заменители.

Протоиерей Владимир Сорокин, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 72

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

72. иерей Илья Мотыка : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 23:20

Хотя если честно прочитав работы современных католических богословов,и католические семинарские учебники их даже еретиками назвать сложно. Чтоб быть еретиком, нужно в значительной степени признавать основы христианского вероучения и заблуждаться в некоторых аспектах веры. Современные католики вполне отступники от христианства.
71. иерей Илья Мотыка : Наблюдателю
2010-12-28 в 22:52

При всех своих странностях, католики имеют хорошие познания в области церковной истории, догматики и канонического права, поэтому не слукавив, они не могут назвать православие большой сектой.
Восточные патриархи никогда не находились под юрисдикцией епископа Римского. В отличии англикан, лютеран и кальвинистов, которых католики совершенно справедливо называют церковными мятежниками и еретиками.
70. иерей Илья Мотыка : Владимиру.
2010-12-28 в 20:56

Владимир надеюсь вы поняли мою позицию, которая раннее было несколько сумбурно мною изложена. В богослужебной практике мы должны руководствоваться старым стилем на основе канонического права. В частной и общественной жизни мы вынуждены пользоваться гражданским григорианским календарем, что бы не было путаницы. Юлиановским календарем мы сможем пользоваться в частной и общественной жизни, только в том случае, когда он станет общегражданским в нашей стране.От празднования нового года частной жизни в сложившейся ситуации,лучше вообще воздержаться. Иметь ввиду григорианский гражданский новый год все равно придется, что бы не запутаться в хронологии.
69. Аноним : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 19:44

68. lucia : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 19:25

При чем здесь чувства? Важны факты http://www.3rm.info/...li-evangelie-na.html
67. Nabludatel' : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 19:13

Агапит
Да не, это-то я знаю))
Насчет ереси - да вот тут же, в комментах пишут "Российская Федерация живет по другому, еретическому католическому календарю" или "католики являются еретиками не из-за нового стиля. Новый стиль не ересь, а каноническое преступление беззаконие. Католики являются еретиками из-за искажения".
Понимаете, православные могут сказать, что католики еретики, католики могут сказать, что православие - это большая секта... Что в этом хорошего?
Идея непогрешимого папы мне не нравится. Ряд некоторых других канонов (и "тут", и "там") тоже, но лучше здесь об этом речь не начинать. Иеговисты мне тоже не нравятся, впрочем, это если это их личный осознанный выбор - почему нет?

иерей Илья Мотыка
вот почти все христиане мира уже и отметили Рождество, посмотрев на свой календарь. Ведь так?

Naplevatel'
тон смените, пожалуйста.
Дмитрий В.Ч.
Вы обращаете на мои посты слишком много внимания, мне кажется.
66. иерей Илья Мотыка : Владимиру
2010-12-28 в 18:48

Владимир, с с сентябрьской минеей я знаком, и мы совершаем службу в новолетие. Никто и не думал отменять постановления 1 Вселенского собора. В церковной практике мы пользовались и будем пользоваться юлиановским календарем. Но мы живем в гражданском обществе где пользуются григорианским календарем. В документах мы и вы используем гражданский календарь, как и в личной переписке и разговорах. Иначе у нас будут проблемы в общении. Даже святые не брезговали сирийским, коптским, еврейским календарями в частной жизни.
Новый год 1 марта в Древней Руси не выдумка советских историков, просто читайте работы по хронологии. А не выдумывайте отсебятину.
65. Владимiръ : 55. иерей Илья Мотыка
2010-12-28 в 18:34

Новолетье-новый год у православных 1 сенября по старому стилю, его постановил праздновать 1 Вселенский собор,именно на него служится вечерня,утреня,литургия ,посвященная Новолетью.Церковь ,а значит и все верующии испрашивают у Бога благословение на новый год:"Благослови венец(начало)благости Твоея Господи" , всё остальное не новые года,один из них ввел алкоголик и богохульник Петр,другой безбожник и убийца Ленин.
С самого начала Крещения Руси 1 сентября был Новолетьем в Церкви,Сентябрьская Минеи и Устав церковный были с самого начала.С чего Вы отче взяли,что в Церкви отмечали 1 марта как НГ до 1492года непонятно,1марта это Великий Пост,там нет никакой возможности это делать.Это изобрели советские историки глупость про 1 марта.
64. Naplevatel' : 59. Nabludatel'iu ot Naplevatelya
2010-12-28 в 17:25

Brate!
Konchai vypendrivatsa!
Leti skareye k sebe abratna - na svaiu planetu Sheleziaku, k svoim novostil'nikam shestipalym.
Nechego tebe tut u nas, na zemle Rossiiskoi okolachivatsa!
A to zarzhaveyesh snova i ne vzletish.

Ot vinta, brate!

Privet Maksimke peredavai!!!
63. Дмитрий В.Ч. : 59. Nabludatel' :
2010-12-28 в 17:14

Ну вот: перестали хвастаться своим непониманием, чтобы начать хвастаться тем, что уже давно все поняли. Ну и гордыня! Что там было сказано про соломку в чужом глазу?
62. Агапит : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 16:26

lucia и Агапит
НГ уже меняли не раз, и не два - и вроде люди живы. Смысла переносить НГ с 1 января, впрочем, не вижу. Смысла в двойном отмечании Рождества тоже.
-----------------------------------------
Вы, похоже, немного не в теме.
НГ исчислялся от сотворения мира, затем от Рождества Христова, но исчислялся всегда в ЕДИНОЙ системе координат-по юлианскому стилю.
Нам модернисты предлагают поменять саму систему координат, что по целому ряду причин для православных неприемлемо.
Далее, это не мы называем миллиард христиан еретиками. Ереси как уклонение от истинной веры появились ещё во времена апостолов, появляются и доныне.
Критерием Истины является следование св. Писанию и св. Преданию, церковно-канонической дисциплине, а вовсе не "ритуалам", как Вы изволили выразиться.
Не наша вина в том, что Римская церковь перестала соответствовать этим критериям.
Или вера в непогрешимого папу для Вас не ересь?
И мормоны с иеговистами и сайентологами для Вас истинные христиане, а не еретики?
61. иерей Илья Мотыка : Наблюдателю
2010-12-28 в 16:21

Наблюдатель католики являются еретиками не из-за нового стиля. Новый стиль не ересь, а каноническое преступление беззаконие. Католики являются еретиками из-за искажения веручения и придумывания новых догматов, без которых можно было бы вполне обойтись. Рождество Христово отмечают два раза в год только пьяницы ищущие повод и оправдание для выпивки. Христиане же празднуют Рождество тогда, когда оно стоит в церковном календаре.
60. lucia : Nabludatel'
2010-12-28 в 16:02

Значит,если новый год будут 16 ноября , Вы предложите перенести Рождество соответственно?
А в чем Вы видите смысл?
59. Nabludatel' : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 15:29

Дмитрий В.Ч.
это не я называю миллиард христиан еретиками, так что никакой головной боли у меня нет.
Я давно все понял: некоторые (не все) наши верующие подвержены гордыне. Для них механическое исполнение ритуалов важнее содержащегося в них смысла. Отсюда и возникают глупые расколы...

Шахматов
могу написать свои инциалы и фамилию. Что-то это изменит?
Я не считаю, что вопрос летоисчисления безумно важен и принципиален. Сегодня сутки идут 24 часа, через сотни миллионов лет они будут идти часов по 50, а то и 500, и количество дней в году будет неуклонно сокращаться, и календарь изменится... Все это не является и не может являться препятствием в отмечании Рождества. Довольно смешно и грустно смотреть на какое-то противопоставление себя всему миру по каким-то мелким вопросам...

lucia и Агапит
НГ уже меняли не раз, и не два - и вроде люди живы. Смысла переносить НГ с 1 января, впрочем, не вижу. Смысла в двойном отмечании Рождества тоже.
58. Александр Изгоев : 44. рабу Божию Владимiру
2010-12-28 в 14:46

Уважаемый Владимiръ!

Позвольте у Вас уточнить:
Вы как-то обмолвились, что являетесь
чадом МП РПЦ.
Вы до сих пор таковым являетесь?
Если нет, тогда вопросов к Вам больше не имею.

Если же являетесь, тогда позвольте
еще один вопрос к Вам: все ли храмы
МП РПЦ являются безблагодатными
в настоящее время или только часть из них? И есть ли таковые в Москве? И какие именно (хотя бы некоторые наиболее безблагодатные)?

Заранее благодарю.

P.S. И один личный вопрос к Вам: несли ли Вы когда-нибудь епитимью и как долго, если не секрет?
57. иерей Илья Мотыка : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 14:35

Не зачтите за дерзость мое замечание на Руси до 1492 г. новый год отмечали 1 марта везде в том числе и церковной среде. С 1492 г. была введена византийская практика отмечать новый год с 1 сентября.
56. lucia : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 14:06

Я перепутала. Папа Григорийбыл позже. "Старый стиль удобен, прост и не испорчен ложной наукой под влиянием политики. Старый стиль употребляют в Церкви и в астрономии, там, где требуются точные вычисления. Иулианский период, или иулианские дни, поныне используют астрономы (а вовсе не григорианские), ибо когда "непогрешимый" папа римский Григорий (в 1582 году), введя новый календарь, запретил старый календарь (иулианский), то на следующий год этот старый стиль возродился в астрономии под названием юлианского периода, или юлианских дней.

Их ввёл учёный Скалигер, ибо он был против нового календаря (в котором был нарушен непрерывный счёт дней), хотя дату начала эпохи он ввёл искусственную, а не от Рождества Христова или от другого великого исторического события. Кстати, и Николай Коперник, которого пригласили в папскую комиссию по реформированию календаря, отказался от участия в ней и от введения нового календаря, оставшись верным старому, так как справедливо считал, что астрономия ещё не достигла требуемой точности для реформирования календаря. И действительно, новый стиль оказался неточным. http://gorod.tomsk.r...index-1232900052.php
55. иерей Илья Мотыка : Nabludatel
2010-12-28 в 13:48

Русская православная церковь отмечала всегда и отмечает сейчас Рождество Христово 25 декабря, новый год наступает через неделю после Рождества. Вы этого не знаете просто потому, что Российская Федерация живет по другому, еретическому католическому календарю. А церкви Христовой нужно жить по календарю освященному опытом святых отцов, а не гнаться за еретической практикой.
54. Агапит : 47. Nabludatel'
2010-12-28 в 13:44

"Что мешает отмечать рождество в декабре"
-----------------------------------------

То мешает, что на Григорианский календарь наложены анафемы, что Благодатный огонь нисходит только на Православную Пасху, что в 1923 году, когда произошел новостильный раскол, сей Огонь не сходил, далее, на православное Преображение в храм на Фаворе входит облако.
И наконец, переход на новый стиль вызовет у нас (и вызвал в новостильных церквах) Раскол, да такой, что обновленцам мало не покажется.
53. cвой : ПОМОГИТЕ!
2010-12-28 в 13:36

Православные, прошу, помогите, кто может.
СРОЧНО НУЖЕН РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАННЕР ДЛЯ БОЛЬШОГО НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА РАЗМЕРОМ 3Х6М.
пОСКОЛЬКУ ВРЕМЕНИ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УСТАНОВКУ У АДМИНИСТРАЦИИ МАЛО, ПРОСИМ ЖЕЛАЮЩИХ ПОМОЧЬ ПРИСЫЛАТЬ СОВИ ПРОЕКТЫ БОГОУГОДНЫХ ЗНАМЁН (БАННЕРОВ) ГОТОВЫМИ К ПРОИЗВОДСТВУ.
ПРОСИМ ПОСЫЛАТЬ ПРОЕКТЫ НА АДРЕС o.nikolay-s@rambler.ru
52. Агапит : Владимiру
2010-12-28 в 13:35

Я ничего не оправдываю, я просто пытаюсь объяснить мотивацию ИХ поступков.
Больше 50% канонов нарушены в РПЦ,чему тут удивляться, плакать надо.
51. Дмитрий В.Ч. : 47. Nabludatel'
2010-12-28 в 12:51

Ваше непонимание - это Ваша головная боль, а не наша. Перестаньте им гордиться, встаньте в позицию желающего понять - и, глядишь, начнете постепенно понимать.
50. А.В.Шахматов : Духовно слепому наблюдателю!
2010-12-28 в 12:50

Предлагается во время Поста русским справлять Рождество Христово,не удивительно,что вы спрятались под анонимом-потому,что честный человек такой глупости не скажет.А остальное -просто бред,простите читатели.
49. lucia : Nabludatel'
2010-12-28 в 12:45

А потом Вам учредят Новый Год 16 ноября. Тогда что будете делать? Даже Коперник, к которому папа Григорий приставал с требованием поддержать своим научным авторитетом новый календарь ответил "Да вы что! Время - у Бога".
48. lucia : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 12:39

А мы от чувствуем. http://www.3rm.info/...patriarx-opyat.html
47. Nabludatel' : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-28 в 12:30

Что мешает отмечать рождество в декабре, а не в январе, - все равно непонятно. Попахивает гордыней: мол, мы самые правильные и верим правильнее всех остальных, и вообще, все еретики вокруг...

Рождество - оно одно. И отмечать его логично до н.г.
46. lucia : Читатель
2010-12-28 в 12:23

Щахматов под стилем подразумевал фасон одежды. Какие были там стилисты в 17 веке?
45. А.В.Шахматов : Читателю!
2010-12-28 в 10:17

Ежу-то понятно,а человеку-то нет.
44. Владимiръ : 42. Агапит
2010-12-28 в 03:26

Неужели Вы оправдываете отступление и предательство Священного Предания-существование новостильных приходов за границей в РПЦ миссионерством .В таком случае оправдан русский язык и новый стиль в Росии для миссионерства.Интересно, что приходы РПЗЦ не переходили на новый стиль и более успешно вели миссионерскую деятельность.
Новый стиль в РПЦ должен быть уничтожен полностью , пока он существует иерархи РПЦ находятся под проклятием (анфемой) , а в глазах верующих просто двуличными являются. Необходимо покаяние и исправление греха нового стиля.Авторитет нашего духовенства и так крайне низок,многие просто и не подозревают ,что в РПЦ уже настало Рождество на приходах , что пост закончился и идут святки.Об этом лукаво помалчивают и делают эти гадости из-под тишка.
43. zemfort : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-27 в 11:21

Вопрос календаря не является догматическим. Сегодня большинство православных церквей живут по новоюлианскому календарю, приближённому к григорианскому, и мы продолжаем считать их братьями по вере. В наших зарубежных приходах зачастую употребляется новоюлианский календарь, с другой стороны, и в зарубежных церквях кое-где продолжают пользоваться старым стилем (в аляскинской епархии Американской православной церкви, в некоторых приходах Православной церкви Чешских земель и Словакии и т.д.).

Мне кажется, тем не менее, важным, чтобы церковный календарь совпадал со светским, а получается, что самый разгул новогодних торжеств приходится на пост. С другой стороны, понятно, что введение нового стиля в Русской церкви может стать причиной очередного раскола, что неприемлемо. поэтому следует на государственном уровне обсудить возможность возврата на юлианский стиль
42. Агапит : Владимiру
2010-12-27 в 11:20

Владимiръ, полность соглашаясь с мнением д-ра Ф.Ф.Воронова о том, что новый стиль продавливают враги Церкви, вместе с тем хочу сказать, что открытие новостильных приходов РПЦ в Западной Европе и США очевидно, продиктовано миссионерскими целями.
Переход на новый стиль в исторической России невозможен, т.к. это вызовет немедленный раскол. Люди просто заставят священников служить по старому стилю, и всё.
41. Читатель : 39. А.В.Шахматов
2010-12-27 в 09:39

Я то из под Вас вылез,а Вам серьезно потом голову дубом придавило.Новый стиль в 17 веке не принимали,а принили его в 20 веке это ежу понятно.
40. А.В.Шахматов : Читателю!
2010-12-27 в 03:59

Да,я рухнул с дуба и упал на вас,что повредило вам голову и вы забыли о церковном расколе в 17 веке.
39. Читатель : 36. А.В.Шахматов
2010-12-27 в 03:12

Да нет это Вы с дуба рухнули, в 20 веке был принят новый стиль в РПЦ.
38. L : Ф. Ф. Воронов
2010-12-27 в 02:59

37. А.В.Шахматов : Трехвековой сон...
2010-12-27 в 02:06

Агапит,вы что с печки упали-РПЦ приняла новый стил ещё в 17 веке. Да,долго вы спали на теплой русской печке...
36. Владимiръ : 32. Агапит
2010-12-27 в 01:13

Святейший Патриарх Кирилл: Никакого перехода на новый стиль не будет.

На словах одно, а на деле в РПЦ есть приходы с новым еретическим-стилем, например в Кельне,Будапеште,Ротердаме.Стало быть уже частично перешли.Американская Православная Церковь,которой непонятно зачем дали автономию и которая полность была в РПЦ-новостильники.Интересно, когда будет покаяние и возвращение целиком и полностью к старому стилю , а не просто слова?
35. М.Яблоков : Автору.
2010-12-26 в 18:41

«Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»

С каких это пор канонические установления в Церкви стали определяться эмоциями?! Он, видите ли, не чувствует...
34. Агапит : Ф.Ф. Воронову
2010-12-26 в 17:03

"Кто сейчас проталкивает в Церкви "новый стиль" -- враг Церкви."
----------------------------------------
Аминь!
Спасибо, уважаемый Федор Федорович, за обстоятельную статью, написанную хорошим доступным языком. Скопировал в архив.
33. Агапит : Хорошие новости.
2010-12-26 в 16:44

Святейший Патриарх Кирилл: Никакого перехода на новый стиль не будет.
http://blagogon.ru/news/92/
32. Арбузов Вятский : АВ
2010-12-26 в 12:43

"На Западе сильно развивается процесс секуляризации. Там Рождество превратилось в развлекательно-торговый праздник. Поэтому то, что православные празднуют Рождество после нового года, когда спадают новогодние страсти, закрываются базары, завершаются светские торжества, дает им возможность молиться, прославлять Рождество и спокойно заниматься молитвенным деланием."

Слова СИИ подтверждаю пребыванием на западе с 1994 года. В ТОЧКУ сказано. Святая правда. "Хмас" - уже пишут так. ИКС мас короче - непонятно что. Повод нажраться.

Англики на работе мне сетуют - "мы как-то вот еще не готовы... рано" - я им: - "конечно не готовы - вы по модерному календарю скачете вперёд времени - а вот 7 января - оно всё уляжется в точку. Ешё погоду заметьте! Оно всегда и в природе чувствуется - а ваше проходит ни уму ни сердцу. Точнее настоящее ВАШЕ проходит по нашему - ваши предки его в ортодоксальной церкви ДО разделения именно так праздновали, так что я ваше староанглийское праздную! А вы - консерваторы - а свои традиции хороните..."

Оне - удивляются и соглашаются, да говорят - так и есть. И завидуют. Так и жаль их бедных.

Скачете говорю впереди природы всё впопыхах - ТАК и жисть ваша стала - впохыхашная. "Ага" - говорят. Куксятся.

Храни Русь Святую веру Православную!!!



Арбузов Вятский
31. блудный сын : с ВОСКРЕСНЫМ днём,православные.
2010-12-26 в 12:29

полностью согласен с постом19.У нашей ДЕРЖАВЫ жесткая аритмия.Духовная жизнь идет в разладе с матереальной деятельностью народа.В результате полная экономическая и духовная разруха.РОССИИ для оздоровленния крайне необходимо вернуться к Богодухновеному Юлианскому календарю заповеданому отцами СВЯТЫХ соборов.НЕНАДО ПРОГИБАТЬСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ мир,пусть лучше он прогнется под нас.
30. Ф. Ф. Воронов : Юлианский календарь. (Агапиту, на н. 16)
2010-12-26 в 06:56

Уважаемый Агапит!

В каком-то смысле любой календарь неточен, потому что он должен соединять несколько природных циклов, а отношения этих циклов - иррациональныя числа. Конструкция календаря базируется на том или ином приближении иррациональных чисел, соответствующих выбранных природным циклам (выбор циклов может быть различен: говорят, например, о лунных, солнечных, лунно-солнечных календарях, и эти названия указывают на выбор явлений, учитываемых календарем). Иррациональных чисел, которые нужно приблизить, обычно несколько, поэтому часто бывает, что одна конструкция календаря лучше приближает одно число, а хуже другое. Что касается юлианского календаря и григорианского календаря, то они близки по исходной конструкции: григорианский есть модификация юлианского, но основная идея та же. Разница между ними в используемых приближениях, что практически выражается в разном определении "високосного года" (когда в феврале 29 дней): юлианский календарь определяет високосный год как любой год, номер которого делится на 4, а григорианский вводит исключения из этого простого правила, с тем, чтобы високосных лет было меньше. (Кроме этого, в при введении григорианского календаря была сделана одномоментная поправка на 10 дней; к нашему времени разница выросла до 13 дней.)

Теперь "что точнее". В такой абстрактной форме вопрос бессмысленный, и ответа на него нет. Точнее? -- для чего? Лучше приближая одно, неизбежно хуже приближать другое. Есть много тонкостей. Чисто астрономически, например, само понятие "года", т.е. времени полного обращения Земли вокруг Солнца, неоднозначно. (Как определить, что мы вернулись в исходную точку? Тут возможны варианты.) Есть "тропический год", связанный со сменой сезонов, и есть "звездный год", связанный с положением относительно звезд. Они чуть-чуть отличаются. Какой именно "год" должен лучше описывать календарь?

"Бо'льшая точность" григорианского календаря, о которой любят говорить сторонники нового стиля, -- это лучшее, чем у юлианского календаря, приближение так называемого тропического года. "Юлианский" же год -- грубо говоря, посредине между тропическим годом и звездным годом, и, хуже приближая тропический год, лучше приближает год звездный. Это просто факт, сам по себе не говорящий ни в пользу, ни против того или иного календаря. Дальше работают другие соображения.

Например, преимуществом юлианского календаря является простота определения високосов и отсутствие скачка (тех исходных 10 дней григорианской реформы). Это удобно для астрономических датировок, поэтому в астрономии используют систему дат, основанную на юлианском календаре.

Нас же всё это интересует с точки зрения церковных нужд. В первую очередь это пасхалия, т.е., установление даты празднования Пасхи, а затем разнообразные литургические соображения. (Как известно, богослужение содержит свои циклы, а богослужебый устав регулирует сочетания праздников, памятей, постов и т.д.)

Римского папу Григория XIII, который произвел календарную реформу, тоже не интересовала "научная точность" календаря (которая вообще иллюзорна). Его мотивировкой была поправка к пасхалии. Из правила определения даты Пасхи, которое было дано Никейским собором, он выделил как решающее понятие весеннего равноденствия. От астрономов он потребовал так модифицировать юлианский календарь, чтобы "весеннее равноденствие", используемое для вычисления Пасхи, могло сохраняться фиксированной датой (21 марта) и соответствовать весеннему равноденствию, определяющему начало "тропического года". Это объясняет, почему григорианский календарь построен так, чтобы тропический год приближался лучше, чем в юлианском (и за счет приближения звездного года, которое в григорианком хуже).

Отсюда выводы: 1) григорианская реформа должна оцениваться в первую очередь с церковной точки зрения; 2) разорвать ее с вопросом о дате Пасхи (как это сделали изобретатели "новоюлианского" церковного календаря) было бы абсурдно -- ради даты Пасхи реформа и была устроена.

Логически последовательных вариантов не так много, всего два. Либо держаться юлианского календаря и основанной на нем александрийской пасхалии (которой держится до сих пор почти вся православная Церковь, и которой держался и Рим до реформы папы Григория). Либо перейти на григорианский календарь и григорианскую же пасхалию. (Они во всяком случае внутренне согласованы.)

Почему первый вариант предпочтительнее? Бросилось в глаза после григорианской реформы, что новый способ определения Пасхи нарушает другой важнейший принцип: нельзя праздновать христианскую Пасху раньше пасхи иудейской. Более того, анализ показывает, что "весеннее равноденствие", выбранное папой за главный параметр при вычислении Пасхи (на самом деле требуется установить так называемое "пасхальное воскресенье", которое наступает "после первой весенней луны"), с точки зрения церковных канонов -- параметр достаточно случайный. Об этом писал Болотов. А вот невозможность "празднования с иудеями" -- более фундаментальное требование. Я не помню всех деталей анализа, но вывод именно такой.

(Есть менее принципиальные соображения, например, что разные периоды в григорианском календаре становятся существенно длиннее аналогичных юлианских. Это не удивительно, и является оборотной стороной пресловутой "большей точности" --- используются дроби с бо'льшими знаменателями. Но для человека "периодичность" событий с очень большим периодом практически перестает быть периодичностью. Литургический календарь, основанный на юлианском, периодичен очень явно -- если не ошибаюсь, период составляет что-то вроде 17 лет. Не помню, сколько это же будет для григорианского литургического календаря, но это число другого порядка: сотни или тысячи лет, сейчас не помню. Т.е., литургический календарь практичесли утрачивает свойство периодичности.)

После григорианской реформы, собор восточных патриархов отверг ее как еретическую и предал анафеме тех, кто ей последует. Думаю, что этого нам нужно и держаться.

Наоборот, попытка введения "нового стиля" в жизнь Церкви в ХХ веке должна сама собой вызывать отвращение. (Имею в виду обстоятельства этой попытки и ее последствия.) Во-первых, личность того, кто это всё проталкивал. Авантюрист, масон, побывавший на нескольких первосвятительских престолах и с нескольких изгнанный, Мелетий Метаксакис недоброй памяти. Далее, обман "всеправославных" совещаний, где толком никто не был представлен. Далее, лицемерие мотивов: зачем вдруг понадобилось менять церковный календарь? Иной мотивировки как соединение с западными еретиками ("экуменизм") не было. Далее, всё это творилось в контексте разгула темных сил после революции в России и всяческого "обновленческого" наступления на Церковь. Еще далее: хотя смысл папской реформы был именно в пасхалии, но чтобы обмануть верующих и хотя бы формально не подпасть под прежние анафемы, был введен папский календарь для неподвижных праздников как Рождество и временно оставлен юлианский календарь для пасхалии. Это логический абсурд, и говорит только о лицемерии тех, кто проталкивал календарную реформу. (Финляндская Церковь сразу ввела и григорианскую пасхалию.) Более того, был придуман обман с так называемым "новоюлианским календарем": следуя в направлении григорианской реформы и принимая фиксированный сдвиг даты (чтобы дата совпала с григорианской на момент принятия нового стиля), ввели еще более сложные правила, которые теоретически должны привести к расхождения с григорианским календарем в далеком будущем (через несколько тысяч лет; хотел бы я посмотреть на то, что будет тогда). Зачем? Опять-таки, чтобы можно было по-фарисейски отрицать, что принят календарь папский, анафематствованный.

Далее. Был обман св. патриарха Тихона, которому ложно сообщили, что новый календарь якобы принят всей полнотой православия, что побудило его распорядиться о введении нового стиля и в Российской Церкви. (Отменено свт. Тихоном, как только обман раскрылся, а тем временем стало ясно народное неприятие календарной реформы.) В тех же православных странах, где календарную реформу провели (напр., в Греции и Румынии), народный и церковный протест против нее жестоко подавлялся и привел в расколам в местных Церквах. Позднее (в 1960-е), реформа была навязана в Болгарии, и там до сих пор с ней люди не хотят примириться. (Даже часть праздников, как день св. Георгия, были вынуждены в Болгарии оставить по-старому, ибо по-новому никто бы их праздновать не стал.)

Я уже не говорю, что противоестественное соединение двух календарей (один для неподвижных праздников, другой для Пасхи) искалечило литургический год (уничтожение Петрова поста) и подорвало богослужебный устав.

Сейчас наличие внутри Православной Церкви двух разных календарей приводит к практическому ослаблению Церкви. Я, живя за границей, вижу это каждый день. Православные, и так не многочисленные, в одном городе не могут праздновать праздники вместе. Русские, сербы, грузины празднуют по старому стилю, а греки, антиохийцы, румыны, болгары - по новому. (Не говорю о старостильных группах.) И кому это нужно?

Кто сейчас проталкивает в Церкви "новый стиль" -- враг Церкви.

(Для ясности добавлю, что есть красивая точка зрения, что календарь сам по себе есть "икона времени" и поэтому никаким вообще поправкам подлежать не может. Некий крайний "философский реализм" в средневековом смысле по отношению к календарю. Мне эта точка зрения симпатична, но сам я скорее смотрю практически. *В принципе* я не считаю невозможным пересмотр календаря и даже пасхалии, по тем или иным соображениям, только если Церковь как целое сочтет это необходимым. Но такие вещи решаются не меньше, чем Вселенским Собором, который должен быть *истинным собором*, с авторитетом не меньше первых 7 соборов, а не бюрократически подготовляемым ныне лже-собором, будь он глаголем "осьмый" или какой угодно.)

P.S.

(Год назад я писал на Русской Линии с большими деталями о календаре. Сейчас не стал поднимать, а написал наскоро заново. Простите за торопливый стиль.)
29. Nabludatel' : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-26 в 05:35

Странно как-то. Есть Рождество (одно, разумеется), есть его привязка к календарю; есть НГ (один), есть его привязка к календарю. Не должно быть Рождества "ихнего" и "нашего". Если мы пользуемся давно установленным календарем, то что мешает отмечать праздники по этому же календарю. Рождество в декабре - разве это плохо? И если в зап.странах к Рождеству приурочены распродажи и скидки, то это не говорит о том, что важность праздника падает и размывается - просто там так ведут торговлю.
В конце концов, если "там" думают о покупках подешевле, то кто "тут" мешает думать о том, о чем стоит думать? :)

А то странно как-то: вроде и Новый год - а вроде и пост. Вроде как звезда взошла, Христос родился - а вроде как еще 2 недели. Не понимаю...

Сельскiй бригадиръ
А как связаны обычные житейские дела типа контрольных и религиозные праздники? Не совсем понял логику в приведенной вами цитате; так если подумать, что можно сказать, что избавиться от вреждных привычек нам мешает то, что рабочая неделя идет с пнд по птн, или то, что шестой недели называется суббота, а не "шестота". Календарь - это просто математико-астрономический инструмент, он не влияет на греховность-святость людей, чистоту их помыслов.
28. Елена : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-26 в 03:02

Без Царя на троне, значит и без Царя в голове. Буз "Царя в голове" - означает многое в народе: "сдвиг по фазе", "крыша поехала", "ум тронулся"... Все сдвинулось на 14 дней. Они какбы были, якобы 14 раз восходило и заходило солнце и во всех церквях 14 дней якобы
служились службы... Нам-то кажется якобы так и было, а Богу виднее и слышнее. Не слышал Он в эти 14 дней служб. Где они? Кому и кем отслужены виртуально?
27. Агапит : Из Википедии.
2010-12-26 в 01:26

Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 400, либо кратен 4 и при этом не кратен 100. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).
Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 29 февраля, даты окончания — 28 февраля).
Разница дат юлианского и григорианского календарей:
Век Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
XVI и XVII 10 29 февраля 1500 — 28 февраля 1700 10 марта 1500 — 10 марта 1700
XVIII 11 29 февраля 1700 — 28 февраля 1800 11 марта 1700 — 11 марта 1800
XIX 12 29 февраля 1800 — 28 февраля 1900 12 марта 1800 — 12 марта 1900
XX и XXI 13 29 февраля 1900 — 28 февраля 2100 13 марта 1900 — 13 марта 2100
XXII 14 29 февраля 2100 — 28 февраля 2200 14 марта 2100 — 14 марта 2200
XXIII 15 29 февраля 2200 — 28 февраля 2300 15 марта 2200 — 15 марта 2300
Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские — безотносительно к тому, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии).
26. Агапит : Вот неплохая статья
2010-12-26 в 01:21

25. Диакон Владимир ВАсилик : Автору
2010-12-25 в 23:36

Cпаси Господи, о.Владимир за доброе и трезвое пастырское слово.
24. А.В.Шахматов : Не верю в учителей!
2010-12-25 в 22:42

Партизан и лучия,у меня учителей не было-я самоучка, и не Шахматов,а Ушаков!
23. Сельскiй бригадиръ : Re: «Я не чувствую в нашей Церкви желания праздновать Рождество вместе с католиками»
2010-12-25 в 22:38

Прот.Константин Буфеев пишет:
"Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях. Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.

Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост. Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей. Вот на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры... Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь бессильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет обречено духовное здоровье нации.
Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви — предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет не рабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение".
http://www.blagogon.ru/digest/21/
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме