«У Вадима Кожинова есть исследование о Нобелевской премии. Что такое Нобелевская премия по литературе? Кто бы дал премию слабому поэту Бродскому, если бы он не был диссидентом? Кому был бы нужен на Западе Шолохов, если бы наши ракеты не стояли на Кубе? Кто дал бы премию Бунину, если бы он не был политическим эмигрантом? Всех крупнейших писателей XX века обошла эта премия», - заметил писатель.
«Что же касается премий, которые даются за произведения нравственно-религиозной темы, то тут положение сложнее и деликатнее. Вот, скажем, я недавно получил, слава Богу, бескопеечную премию, просто выделили книжку на конкурсе Издательского отдела Русской Православной Церкви. Это приятно, но важнее то, что эту книгу издают и читают. И это касается всей литературы. Я знаю одного поэта, который гордится тем, что у него 30 литературных премий, но ни одной его строчки никто не знает. У великого русского поэта Николая Рубцова не было ни одной премии, а у Евгения Евтушенко их было огромное количество, и что с того? Кроме нескольких песен и тоненького сборника после Евтушенко ничего не остается. То есть литературные премии никак не влияют на литературный процесс, напротив, они прикармливают "своих", плодят в литературной среде зависть, создают ложные авторитеты», - считает Владимир Крупин.
«Но в данном случае, - продолжил писатель, - если Святейший Патриарх благословил такое дело, присвоил новой литературной премии высокое звание наших первоучителей словесности Кирилла и Мефодия, то я, как православный человек, принимаю это как должное - так посему и быть, и дай Бог будущим лауреатам всего самого доброго. Но повторяю, что цель подлинного русского писателя - не получение премии, а спасение через свои труды. Вспомним святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил, что тяжелее всего спастись пишущему человеку - это и постоянная самооценка, и постоянное осуждение, потому что выносишь оценки происходящим событиям, людям, явлениям. Поэтому пишущему человеку должно быть страшно жить. Ведь писатели дают ответ не просто за каждое бранное слово, но и за каждое праздное слово. А творчество писателя - это бесконечное производство слов, в которых очень много праздности… Я бы очень не хотел, чтобы мне в будущем эти премии угрожали, и был бы счастлив, если бы у меня были просто читатели. А они у меня, слава Богу, есть, и я этим счастлив».
«Я долгие годы являюсь председателем фестиваля "Радонеж", который, конечно же, является делом добрым. Но поскольку живые люди и конкурсанты приезжают в Москву с Дальнего Востока, то им хочется увезти домой хоть какую-нибудь грамоту или премию. И они приходят и говорят: ну как же так, нам давали деньги на билеты, а мы вернемся и ничего не привезем? И срабатывает обыкновенное человеческое сострадание: ну что ж, давайте дадим такому человеку премию. Или вспоминается, что у такого-то конкурсанта скоро юбилей, а значит, хорошо бы и его наградить чем-нибудь. А ведь все эти премии для православных людей уйдут, как вода в песок. Поэтому заканчиваю тем, с чего начинал: я с полным безразличием отношусь к литературным премиям, так как убежден, что ни одна литературная премия не влияет на литературный процесс. Поэтому, дай Бог здоровья всем, обладающим талантом от Бога, возвращать его Господу, а не тратить его на достижение каких-то призрачных успехов», - заключил Владимир Крупин.