До сего дня опубликовано лишь то, что «в 2008 году испанский посол в Белграде знал, где скрывается генерал, и что Сербия не сотрудничает с Гаагским трибуналом». Кое-где упоминалось, что с Младичем якобы велись переговоры о сдаче.
Как стало известно «Политике» из источников, близких к Команде по завершению сотрудничества с Гаагским трибуналом, последний след разыскиваемого генерала теряется в 2006 году, а с 2002 года с ним якобы пытались вступить в переговоры, но до конкретики дело никогда не доходило.
Собеседники журналистов говорят, что никто и никогда напрямую не вступал в контакт с опальным генералом, но переговоры пытались вести через членов его семьи. Однако ответ всегда был отрицательным.
Собеседники «Политики» утверждают, что таких попыток, чтобы уговорить его добровольно сдаться, было более десятка. Среди тех, кто пытался выйти на контакт с генералом, были один бывший министр обороны, затем два генерала, получившие приказ от Генштаба и бывший директор Сербской госбезопасности (БИА) Раде Булатович. Все они разговаривали с сыном генерала Дарко Младичем, но он никогда не делал и намека, что хочет это сделать, оправдываясь тем, что «не знает, где его отец». Однако оперативники всегда были уверены, что генерал не прерывал контактов с семьей.
Попытки переговоров предпринимались, говорят собеседники газеты, так как спецслужбы, отвечающие за арест Младича, никогда в конкретный момент не имели данных о его передвижениях. Всегда с опозданием приходили данные о том, где он находился. Так, Младич неоднократно в самый последний момент уходил от захвата.
В архивах службы по сотрудничеству с Гаагским трибуналом хранятся документы, по крайней мере, о двух случаях, когда и как генерал ушел от ареста
Первое дело произошло осенью 2003 года. Тогда оперативники МВД следили за человеком, которого считали скрывающимся Младичем. Его буквально довели до подъезда в одной белградской многоэтажке. В квартиру, однако, входить не стали по непонятным причинам.
Оперативники аж до 2006 года верили, что этот человек не был Младичем. Только в 2006 году было точно установлено, в каких квартирах скрывался генерал. Оказалось, что человек, которого тогда упустили, был именно бывший командующий Армией Республики Сербской Ратко Младич.
Другой шанс, может быть, самый удачный, упущен в апреле 2006 года. Тогда БИА «накрыла» всю сеть помощников Младича. Вероятно, тогда опальный генерал оказался во временной изоляции, и было только вопросом времени, когда он окажется в руках преследователей. Оперативники БИА, пытаясь из осколков сложить мозаику передвижений Младича, в один из апрельских вечеров 2006 года выяснили, что за четыре года до этого опального генерала перевозил с места на место Станко Ристич, военный пилот в отставке. Его немедленно задержали, допросили и в тот же вечер отпустили домой. Однако БИА не представляла, кого она держала в своих руках!!!
Оказалось, что Ристич был в тот момент единственным помощником Младича, остававшемся на свободе, был с ним в прямом контакте, а генерал скрывался в местах, которые ему обеспечивал Ристич. Когда его выпустили, он сразу сообщил генералу о своем задержании, после чего Младич скрылся в неизвестном направлении.
Когда через несколько дней стало понятно, кто такой на самом деле Ристич, его снова вызвали в БИА, но было уже поздно. У Младича было несколько дней преимущества перед преследователями. И до сего дня неизвестно, куда он бежал, неизвестны маршруты его передвижений.
Источник «Политики» из спецслужб утверждает, что один бывший высокопоставленный государственный чиновник, знакомый с деталями поисков Младича, предложил Карле дель Понте в женевском аэропорту 2,5 миллиона евро за генерала. Но главный прокурор сказала, что чиновник сначала должен принести ей фотографию Младича с газетой, датированной тем днем. Чиновник вернулся в Сербию, и сказал дель Понте, что лишен возможности выполнить обещанное.
Михаил Ямбаев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»