Эти слова сербского златоустого святителя Николая (Велимировича) особенно актуальны теперь - собственно точно так же, как актуально и всё то, что, так или иначе, связано со Христом - актуально во все времена. Впрочем, особая актуальность этих слов в наши дни обусловлена тем, что происходящее как в Сербской Православной Церкви, так и во всем Православии в целом - входит в противоположность не только тому, чему учил святитель Николай, но и тому, о чем проповедовали апостолы Христовы.
Увы, наши современники производят впечатление глухих и слепых, точнее, тех, кто не желает видеть и не желает слышать. Об этом уже говорено-переговорено, но хотелось бы обратить внимание, во-первых, на то, что безо всякой конспирологии видно, что Сербская Церковь столкнулась с системным вызовом. Кроме того, хотелось бы, чтобы достоянием гласности стал тот факт, что демонстративное нарушение канонов, которое позволили себе некоторые архипастыри Сербской Церкви, отнюдь не осталось незамеченным в народе. В народе, который до самого недавнего времени не имел навыка высказываться критически в адрес Предстоятеля Церкви.
Что касается системного вызова, то речь идёт о следующем. Веками Ватикан прилагал немалые усилия для того, чтобы привлечь на свою сторону какого-нибудь православного епископа. Этот епископ (или группа епископов) должны были работать над созданием «внутреннего Ватикана» - т.е. формально владыки оставались православными, но вся их деятельность была устремлена на системную деформацию православного мировоззрения. Но если раньше (к примеру, во времена митр. Петра Могилы) всё это делалось подспудно, то нынешний «внутренний Ватикан» особо и не кроется. Причем, происходят поистине невероятные вещи: православный архиерей похваляется бискупским перстнем, подаренным ему римским первосвященником.
Тот же самый епископ (сейчас - декан Богословского факультета СПЦ и член Св.Синода епископ Бачский Ириней Булович) ответственен за изгнание Догматики прп. аввы Иустина из учебного курса Богословского факультета, а также за изгнание с архиерейской кафедры своего собрата, епископа Артемия. Последним нарушением канонов было совершение этим архиереем - совместно с Патриархом СПЦ Иринеем - возжигания ритуальной для иудеев свечи в синагоге.
Негативная реакция на сам факт возжигания Патриархом ханукальной свечи не имеет ничего общего ни с т.н. «еврейским вопросом», ни с антисемитизмом, но речь идёт о нашей вере Православной, о нарушении вполне конкретных канонов.
Несмотря на многие препятствия, голос глубокого несогласия с действиями Сербского Патриарха всё-таки раздался. Показательным было открытое письмо протоиерея Любе Милошевича, который закончил своё обращение следующими словами: «Никто не может нарушать каноны, разрушать единство с теми, для кого не существует "нынешнего" времени. Никто не может - даже Патриарх - чьим бы и каким бы он не был».
В этих словах о.Любе сокрыт тот шок, в котором пребывают православные сербы, пока ещё не привыкшие к тому, что поступки Патриарха - поступки совершенно немыслимые - придется рассматривать именно в контексте процессов системной деформации Православия, осуществляемой «Внутренним Ватиканом».
Кроме того, некоторый резонанс вызвало открытое письмо, подписанное протоиереем Матейем Матейичем, академиком Коста Чавошки, писателями Владимиром Димитриевичем, Предрагом Драгичем Киюком, Момиром Лазичем, юристом Зораном Чворовичем и другими.
Сам факт появления этих открытых писем обнадёживает. Ибо то, что в условиях практически полного отсутствия в Сербии столь привычной нам, русским, независимой православной патриотической прессы, всё-таки есть возможность докричаться, говорит о том, что в Сербской Православной Церкви пока ещё «не всё схвачено».
Ранко Гойкович, Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»
1. Иерею Ильи