Мгла, пришедшая со стороны Средиземного моря, еще накануне тревожившая сердце дождем и снегом, - отступила. Как после просительной молитвы о «благорастворении воздухов», чистый утренний небосвод пронизали лучи восходящего солнца. На фоне яснеющего востока все четче проступал абрис храма-красавца в бело-золото-черных тонах. Словно от земли в запредельную высь над Россией медленно и неотвратимо разворачивался имперский державный стяг.
В таящих утренних сумерках субботы, 11-го декабря 2010 года, к нововозведенному храму Царственных страстотерпцев в Курске начали стекаться богомольцы. Одной из первых прибыла супруга родного племянника Царя-мученика Николая, председатель Благотворительного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны О.Н.Куликовская-Романова. Построенный и благоукрашенный всего за два года храм (автор проекта В.Н. Михайлов, главный инженер М.И.Новиков) встречал прихожан и гостей великолепным убранством. Справа от входа находится большая икона святого Государя Императора Николая Александровича в полный рост. Прекрасный резной иконостас изготовлен щигровскими мастерами из Свято-Троицкого братства Курской епархии, созданного усилиями архимандрита Зиновия. В его нижнем ряду местночтимых святых с правой южной стороны находятся иконы Царственных страстотерпцев, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также святейшего Патриарха Тихона. Иконы святого Царя Николая помещены и на главном храмовом паникадиле. Воистину - «царский храм», где молитва к Царю царствующих соединяется с молитвой к святому Русскому царю, пребывающему у Престола Всевышнего.
К приезду правящего архиепископа Курского и Рыльского Германа все внутреннее пространство храма плотно заполнилось людьми - молящимися взрослыми и детьми, власть предержащими, строителями и благотворителями, журналистами. Прибыл, несмотря на немощи, схи-митрополит Иувеналий, бывший управляющий епархией, ныне пребывающий на покое. Ольга Николаевна Куликовская-Романова подошла под архипастырское благословение и спросила: узнает ли ее владыка, ведь прошло несколько лет после их последней встречи? «Узнаю, узнаю», - ответил старец, благословляя Высокую Гостью. Затем они разошлись по разные стороны: схи-митрополита Иувеналия келейники расположили у левых, северных дверей иконостаса, а Ольга Николаевна встала на солее справа, у икон своих прославленных родственников.
Мерным звоном благовест оповестил округу о прибытии владыки Германа. Церковный народ подался вперед, почти прильнув к спинам выстроившихся в два ряда священников. После благословения и архиерейского облачения начался чин освящения храма, смысл которого владыка доходчиво объяснил собравшимся в кратком слове. Вообще, многие, в том числе и О.Н.Куликовская-Романова, отмечают эту своеобразную миссионерскую особенность служения архиепископа Германа - доходчиво разъяснять пастве значение совершаемых им церковных таинств. Но главное, о чем сказал владыка в тот день, чтобы не только стены освятились и превратились в храм, а чтобы освятились сердца людей, обращенные к Богу, и превратились в живой храм.
На одном дыхании прошло освящение храма: каждение, окропление святой водой, помазание стен святым миром, коленопреклоненные молитвы, забивание крышки и освящение престола... Как будто разверзлись сами Небесные врата, и оттуда на всех нас с любовью глядят святые Царь с Царицей, Наследник Цесаревич, Великие Княжны, сонм Новомучеников, все русские святые и все они - царелюбцы, как и мы. Сердце тает и переполняется от великой любви, плывет в ладанном солнечном дыму под купол храма, и далее - под купол русского неба, которому нет ни конца, ни края.
Богомольцы выходят на морозный воздух, идут крестным ходом с мученическими мощами - они лягут в основание престола и антиминс. Начинается первая Божественная литургия в новоосвященном храме святых Царственных страстотерпцев в Курске. Отныне она будет совершаться регулярно на мощах священномученика Константина Богородского.
Уроженец с. Барановки, Вольского уезда, Саратовской губернии Константин Алексеевич Голубев происходил из семьи псаломщика. Окончив семинарию, он стал выдающимся миссионером. Был близок к прот. Иоанну Восторгову - одному из самых известных миссионеров Русской Православной Церкви конца XIX - начала XX вв. В марте 1895 г. Константин Голубев был рукоположен во священника и определен к Богоявленскому собору в Богородске (ныне Ногинск) Московской губернии. Протоиерей Константин прослужил настоятелем этого собора двадцать три года. Перед революцией был председателем городского Монархического общества.
В 1918 г. протоиерея Константина Голубева арестовали и без суда и следствия приговорили к смертной казни. Погребен полуживым в неглубоком овраге на опушке леса. По описанию из доклада на Поместном Соборе 1917-1918 гг. В.П. Шеина (будущий архим. Сергий, расстрелянный в 1922 г. вместе с митр. Вениамином (Казанским) Петроградским), это произошло следующим образом: «При расстреле в Богородске, Московской епархии, прот. Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землей. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца - его засыпали живым».
Если мученическая смерть священника-монархиста и его последующее прославление в лике святых явным образом схожи с участью святых Царственных Страстотерпцев, то судьба их честных останков различна. Как известно, Царские мученики завещали не искать их останки, поскольку их трудно найти, а место убийства Августейшей Семьи злодеи сровняли с землей. Однако могущественный международный клан гробокопателей устроил подлог с перезахоронением останков безвестных екатеринбургских мучеников под видом царских. Безбожные отечественные и зарубежные «доброхоты» стали навязывать Русской Православной Церкви найденные ими т.н. «екатеринбургские останки» как мощи святых. Дело продолжается до сих пор, отыскиваются все новые захоронения Царских детей. В аферу вложены миллионы долларов на всевозможные экспертизы, поездки по миру, проплату журналистам, пышные «перезахоронения»... На карту поставлены не просто деньги, за которые обязательно спросят, но и взлетевшие на «царских костях» научные авторитеты, чиновничьи карьеры, следовательские звания, политические судьбы... А Русская Православная Церковь как не признавала «екатеринбургские останки» мощами святых Царственных страстотерпцев, так и не признает. Мошеннический трест готов лопнуть. И поэтому несчастные гробокопатели цепляются за любую соломинку, выдумывают раз за разом очередной выверт, чтобы оттянуть час окончательной расплаты.
Прискорбно, что в искусительный водоворот страстей оказались втянуты некоторые представители Объединения членов Дома Романовых. Хотя, с другой стороны, чего ждать от его нынешних возглавителей, открыто провозглашающих республиканские идеалы?! Но задумываются ли они: вдруг на грядущем Церковно-государственном соборе будет всестороннее рассмотрен вопрос не только о верности царской присяге различных ветвей Династии, но и том, что и как делали их представители в нынешней России? Впервые в своей истории наше Отечество живет вот уже почти сто лет с Патриархом, но без Царя. И когда члены некогда правящей Династии, вольно или невольно, попадаются на удочку гробокопателей и выступают против общецерковного мнения, то они должны понимать, что идут против большинства русского православного народа, совокупляясь с духовными наследниками того самого средостения, вставшего между святым Царем Николаем Александровичем и народными массами и, в конце концов, погубившего Императорскую Россию. Но тогда зачем они нужны стране с их дутыми фондами и школами французского этикета?! Либо служи Богу и России, либо наслаждайся жизнью в местах постоянного зарубежного пребывания. Скоро, глядишь, туда переберется и все нынешнее российское средостение. А мы, русские люди, в третьем поколении управляющиеся с Россией без Династии Романовых, «ложимся в нее и становимся ею, потому и зовем так свободно своею». И мы, возможно, и хотели бы призвать вновь Дом Романовых на Русское Царство. Но выдюжат ли они тяжести монаршего креста, дадут ли из своей среды нового молодого «болярина» Михаила? Вот в чем вопрос. Кровь святой Царской Семьи, Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века кипит, взывает к небу, и не утихнет, пока наша покаянная молитва и созидательное делание в корне не изменят ситуацию в стране. Такая общероссийская «метанойя» (перемена) немыслима вне церковного пути. Русская Земля, в которую легли наши деды и отцы, обильно полита кровью святых Новомучеников во главе с Царской Семьей. Ее мы не отдадим никому. Мы восстановим старые и построим на ней новые храмы, и, если случится, будем защищать их до последнего вздоха и ляжем за церковной оградой, завещав хранить Святую Русь нашим сыновьям. Нам некуда и незачем бежать.
Церковное предание сохранило сведения о том, что могильный холмик на месте захоронения о. Константина Голубева многократно разрушался безбожниками и воссоздавался мирянами, чтущими его память. 20 ноября 1995 г. честные останки мученика в присутствии православных священников г. Ногинска, при участии православных ученых-археологов были перенесены в Тихвинский храм. Как эта картина разительно отличается от журналистских сенсаций об обнаружении так называемых «екатеринбургских останков», которые тут же гробокопатели выдали за останки Царской Семьи.
Деянием митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1996 г. священномученик протоиерей Константин Голубев был прославлен как местночтимый святой Московской епархии, а в 2000 г. на Архиерейском соборе был канонизирован в сонме Новомучеников и исповедников Российских во главе с Царской Семьей для общецерковного почитания. Особо его, конечно, любят жители Богородска, сегодняшнего Ногинска, где построен храм, освященный во имя сщмч. Константина, действует православная гимназия, названная в его честь. В 2004 г. в день памяти святого, 2-го октября, честные мощи священномученика Константина Богородского и с ним убиенных были торжественно перенесены из Тихвинского храма в Богоявленский собор, где ныне и почивают. Часть их теперь находится под престолом и в антиминсе храма святых Царственных страстотерпцев в Курске, став «семенем жизни» нового церковного прихода, родившегося по благословению архиепископа Германа.
Мое любимое место в чинопоследовании Божественной литургии, совершаемой по архиерейскому чину, - когда владыка благословляет народ дикирием и трикирием и возглашает: «... и посети виноград сей, Его же насадила десница Твоя». Хорошо чувствовать себя виноградиной Господней, тесно прижатой к себе подобным на общей грозди. Когда мы едины, мы непобедимы, и на любой «шалом» или «аллах акбар» весело отвечаем: «Христос Воскресе!». А если Бог за нас и мы Его виноград, то кто против нас? И где Царственные страстотерпцы, а где цареубийцы?! Первых славят, а последних клянут последними словами. Их революционные имена и клички, Бог даст, обязательно будут стерты повсеместно с лица Святой Руси.
Промыслом Божиим первой в новоосвященном храме Царственных страстотерпцев Христовых Таин из рук архиепископа Германа причастилась Ольга Николаевна Куликовская-Романова, а за ней множество богомольцев. В проповеди по окончанию Божественной литургии владыка Герман назвал возведение и освящение этого храма, как и ему подобных в честь Царских мучеников, нашим деятельным покаянием. По молитвам к Новомученикам во главе с Царской Семьей произойдет возрождение России. Назвав Государя Императора Николая Александровича «светлой личностью», неподсудной обывательскому суду малоцерковных людей, архипастырь особо отметил крестный путь страданий Августейшего Семейства, их готовность принести себя в жертву ради блага России. Их жертва была не напрасна. Русская Православная Церковь в лице святейшего Патриарха Тихона осудила злодейское убийство Царя и призвала народ к покаянию. Ныне мы пожинаем его плоды: прославив Царственных страстотерпцев, возводим храмы в их честь, где постоянно будет звучать молитва к ним, где приходская жизнь потечет под омофором святой Царской Семьи. В заключение Высокопреосвященнейший Герман отметил патриархийными и епархиальными наградами жертвователей, строителей и благоукрасителей храма - М.А.Маслова, Н.В.Полторацкого, А.В.Дегтярева, В.В.Харитонова, Ю.В.Варфоломеева и других.
Особенно тепло владыка поблагодарил за приезд О.Н.Куликовскую-Романову, подробно рассказав собравшимся о сестре Государя - Великой Княгине Ольге Александровне, ее сыне Тихоне, супруге Ольги Николаевны, и о созданном ими благотворительном фонде, вот уже без малого двадцать лет действующего в России, а затем подарил Высокой Гостье прекрасный букет живых цветов. В свою очередь Ольга Николаевна Куликовская-Романова поблагодарила архиепископа Курского и Рыльского Германа за приглашение на столь знаменательное торжество и преподнесла в дар храму икону святых Царственных страстотерпцев с памятной надписью.
Впервые курскую землю О.Н.Куликовская-Романова посетила около десяти лет назад по делам возглавляемого ею благотворительного фонда. Тогда в одну из больниц областного центра передали два аппарата «искусственной почки» и другое медицинское оборудование. Тогда же произошло ее знакомство с митрополитом Иувеналием, тогдашним управляющим епархией, который произвел на Ольгу Николаевну неизгладимое впечатлением своей простотой и веселым нравом. В течение последующих лет О.Н. Куликовская-Романова неоднократно бывала в Курской епархии, на ее глазах шло возрождение Коренной пустыни. В прошлом году она участвовала в визите Курской-Коренной иконы Божией Матери - главной святыни Русского Зарубежья, сыгравшей исключительную роль и в жизни Ольги Николаевны. По молитвам к Курской-Коренной иконе дважды Господь ее спас и сохранил. В ушедшем году, во время визита, Ольге Николаевне впервые показали стены возводимого храма Царственных страстотерпцев и пригласили на его освящении.
«Фактически, - говорит О.Н.Куликовская-Романова, - они возвели храм, школу, трапезную, хозяйственные постройки всего за два года. Это поразительно! Когда сегодня впервые увидела храм со светлыми стенами и желтыми полосками, с темными куполами, отчасти в цветовой гамме государственного флага, была поражена, как быстро и хорошо построили эту жемчужину.
Колоссальное впечатление произвело на меня первое причастие в новом храме, которого я удостоилась. Поскольку стояла на солее рядом с иконами - Царственных страстотерпцев, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, святителя патриарха Тихона, небесного покровителя моего супруга, то вспомнила всех дорогих родственников и чувствовала с ними духовную связь. И владыка Герман отметил в своей проповеди чувство глубокого молитвенного единения с Царственными страстотерпцами на литургии. Мне памятен рассказ владыки, как ему, еще мальчику, его нижегородские бабушки вспоминали о приезде Царской Семьи на торжества по случаю прославления преподобного Серафима Саровского. Как не прерывается апостольское преемство, передающееся каждому законному епископу за архиерейской хиротонией, так передается в русском народе из поколения в поколение монархическое высокое чувство, духоподъемная любовь к Царю. Угодник Божий Серафим говорил, что тот Царь, который меня прославит, будет и мной прославлен. Вот и свершилось: в новом храме их иконы рядом, вместе они и на небесах у Престола Божиего радуются о возрождении Святой Руси», - подытожила свои впечатления о знаменательном событии Ольга Николаевна Куликовская-Романова.
Обратная дорога в Москву, не в пример мучительной в Курск, была легка и стремительна. Как говаривал один старец: «Лошадки к дому бегут». Из обступающей тьмы вынырнули и навалились теснотой столичные огни, напомнив о предстоящих заботах и хлопотах. Но думалось почему-то о другом: о том, что все больше появляется и освящается по всей Божьей земле храмов в честь Августейших мучеников, и молитва к ним не прекращается ни на минуту. «Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас и о России!» Ибо приблизилось Царствие Небесное, и час новых грозных испытаний наступает!
Андрей Хвалин, специально для «Русской народной линии»