Но одно дело слова, а другое дело - дела. Белорусы - народ от земли, прагматичный. Они не случайно в своё время не поддались на либеральные лозунги, которые разрушили экономику многих стран на постсоветском пространстве. Прагматики-белорусы (так я их называю в положительном смысле этого термина) очень взвешенно подходят к словам и оценивают дела. А дел в Белоруссии сделано очень много. Говорят, что средний белорус по природным ресурсам примерно в 70 раз беднее россиянина. В Белоруссии нет янтаря, золота, алмазов, нефти, газа, рыбы, да много чего нет. Но зато по индексу развития человеческого потенциала, который публикует ООН, мы опережаем страны, куда более богатые, чем Белоруссия, например, ту же Российскую Федерацию. Это говорит о том, что хотя ресурсов у нас нет, а живем мы с россиянами примерно одинаково. Значит качество высшего менеджмента в Белоруссии в те же 70 раз выше, чем в России. А белорусы такой народ, который от «добра добра не ищет».
Поэтому мне кажется, что выбранный Лукашенко курс развития страны продолжится. Курс этот таков: социально ориентированная экономика, при которой интересы бизнеса (а бизнес в Белоруссии есть и доля его очень велика, до 50% примерно) благодаря жесткой руке государства подчинены интересам народа. Естественно, народ не может этого не видеть. Он ценит то, что имеет и, я думаю, выборы лишь подтвердят желание народа идти тем же курсом.
Теперь, что касается выпадов российских СМИ против белорусской экономической модели. То, что управление экономикой осуществляется в Белоруссии более эффективно, не может не задевать российское руководство. Оказывается, можно вполне обойтись без обвальной приватизации, без олигархов и без оглядки на поучения международных институтов. Кризис показал на примере всего мира, насколько нужно, чтобы в экономике участвовала зримая рука государства. И оказалось, что Белоруссия шла по правильному пути. Опять мы правы. В результате мы видим ревность российских властей к управленческим талантам белорусской элиты.
Политика рыночного либерализма себя не оправдала, а белорусская модель, которую критиковали, которая отрицала рыночные разнузданность и вседозволенность и шла по пути жесткого государственного регулирования, оказалась более эффективной. А ведь раньше над нами смеялись и говорили, что скоро нас такая политика приведет к краху, но оказалось, что мы были правы. В результате, мы имеем с одной стороны зависть и ревность российской элиты, а с другой - подаем пример для российского народа. Разве наш пример не говорит во всеуслышание: Россия - самая богатая в мире страна, но либеральный олигархический капитализм привел к тому, что она слабеет день ото дня? А у Белоруссии олигархов нет.
Если белорусскую модель объединить с российскими ресурсами, то восточнославянская цивилизация взлетела бы в своем развитии как ракета. Все остальные народы только смотрели бы, да дивились. Но одним достались ресурсы и негодный менеджмент, а другим - отсутствие ресурсов и грамотное руководство. Отсюда следует, что нам надо объединяться. Интеграции нет альтернативы.
Валерий Байнев, доктор экономических наук, профессор Белорусского государственного университета, специально для «Русской народной линии»