В связи с этим юбилеем мы попросили кандидата филологических наук, доцента исторического факультета Санкт-Петербургского университета диакона Владимира Василика дать оценку деятельности и личности А.Л.Казина:
Глубоко знаменательно, что год рождения Александра Леонидовича - это год Победы - 1945 год. А.Л.Казин - сын фронтовика, поэтому для него тема Великой Отечественной войны, как и тема недавнего советского прошлого, является в высшей степени важной. В том числе и по этой причине он принял активное участие в полемике вокруг власовской темы, а также темы соотношения русского и советского. К нему в полной мере относятся слова Ольги Бертгольц:
«Меж строк безжизненных и лживых
Вы не сумеете прочесть
Как сберегали мы ревниво
Знамен поруганную честь».
Он является одним из авторов, не побоюсь этого сказать, концептуального сборника «Правда о генерале Власове». Но этим далеко не исчерпываются его заслуги перед общественной наукой. Его перу принадлежит целый ряд блестящих монографий таких, как «К последнему царству» и ныне выходящему в свет труду «Чудеса русской истории».
Концепция Александра Леонидовича не только глубоко патриотична, глубоко почвенная, но и глубоко христианская. Это осознание непрерывной связи времен, а также богоданности нашей истории. Более чем для него значимы слова А.С.Пушкина: «История, какую нам Бог дал». Он стремится показать её богоданность и осмысленность в отличие от многих историков, которые не видят в ней ничего, кроме хаоса, бессмыслицы, крови и грязи. Но это вопрос о том, какими очами ты смотришь на мир. Замутненными от гнева, злобы, внутренней нечистоты, или ты смотришь на неё мудрым, трезвым, очищенным взором, простым, а не лукавым. Вот эта простота взгляда, его чистота, трезвость и мудрость есть у Александра Леонидовича.
К философии относятся по-разному. Одни вспоминают слова радикала Тертуллиана о том, что философия произвела все ереси, что отчасти справедливо, другие же, напротив, вспоминают святого мученика Юстина Философа и его слова о «философии по Христу». О том, что последователи стоических и платонических учений были велики и в меру своей нравственной жизни могли частично познавать Слово Божие. Второе понимание философии - философия по Христу - предельно близко А.Л.Казину. В течение многих лет он связан с Институтом истории и искусства и с изучением кинематографии. Характерно, как он ищет и находит христианские смыслы в кино, в особенности в советском, там, где они есть. Ничего не натягивая, как, например, отец Андрей Кураев, и ничего не дискредитируя из реально присутствующего, как, например, отец Георгий Митрофанов, в своих работах он показывает, что советская культура была, действительно, великой культурой, законной наследницей русской культуры, конечно, во многом искаженной государственным атеизмом. Но даже из-под него, он показывает это достаточно аргументировано, пробивались живые ростки традиционной культуры, русской религиозной мысли и чувства.
Весьма убедительной представляется его теория ядра и оболочек. Он убежден, что ядро русской культуры и русской народной жизни, несмотря на страшные испытания, все-таки не было уничтожено, но сохраняется до сих пор, хотя по нему сейчас бьют из всех орудий.
В этот славный день пожелаем юбиляру мира душевного, дальнейшего роста, выхода новых ярких книг и глубокого личного счастья и многая и благая лета.