Дорогой Владимир Алексеевич! Вот уже несколько дней как ты слышишь и читаешь в свой адрес много добрых и даже возвышенных слов. Со стороны нельзя не заметить, что они - искренние.
Мы с тобой знакомы заочно-очно достаточно давно. Уже, пожалуй, прошло лет двадцать, если не больше, как я услышал о тебе из уст П.Г.Горелова, тогда уже известного, «шумевшего» критика, что есть такой скромный, очень любящий и понимающий Гоголя литературовед. И подаренную составителем книгу «За строкой учебника» я не раз перечитывал, где была и твоя статья «О Гоголе и его главной книге».
Приобрел я чуть позже и подготовленный тобою сборник духовной прозы Н.В.Гоголя (еще в издательстве «Советская Россия»), с которым не расставался на многих маршрутах. А читая вступительную статью под названием «Сердце мое говорит, что книга моя нужна», тогдашний советский читатель впервые, пожалуй, понимал: о чем «говорило» это сердце.
Помню, как ты мне прислал свою скромную книгу «Духом схимник сокрушенный...». И был поистине удивлен простым, понятным и точным слогом...
С удивлением первый раз обнаружил в одной из германских университетских библиотек изданный тобою девятитомник Н.В.Гоголя.
Помню, когда у меня родился сын, и в этот день пришла бандероль с книгой от тебя...
С тех пор прошло много лет...
Много о чем мы переговорили, о многом, не успели, а о чем-то еще и не начинали.
Я хочу попросить у тебя прежде всего прощения, что пользовался зачастую незаслуженно твоей добротой и даже злоупотреблял ею, отбирая у тебя время и покой. Убеждая порой тебя в том, что ты давно передумал или разрешил в беседах с людьми гораздо разумнее меня.
Но я всегда знал, что найду у тебя приют. И предпочитал его, даже если имел и другую возможность.
Смею предположить, что ты продолжаешь в опредленном смысле одно из дел В.В.Кожинова, который собирал, поддерживал, помогал... Я с удивлением до сих пор вспоминаю как долго и заинтересованно разговаривал Вадим Валерьянович по телефону со мной, которого к тому времени еще ни разу не видел. Но он не отмахнулся, не сослался на дела...
То немногое, что я вспомнил выше, могут дополнить уже даже не сотни, а тысячи людей.
После наших слов, воспоминаний, поздравлений, наверное, ты обнаружил в себе массу неподозреваемых ранее достоинств. Благодари, но, как сказал поэт нашей России - «не верь, не слушай, не гордись».
Я не буду тебе желать «новой» жизни. На первых порах после юбилея, хотя бы поскорей вернуться (имею в виду - от хлопот) к «старой»...
Будь здоров, по возможности. Желаю тебе сохранить то, что мало уже где встречаешь или обнаруживаешь.
Дай Бог, тебе, твоим родным, близким всего доброго.
Послушай Алексея Степановича Хомякова, не «бросай плуга».
Александр Каплин, профессор Харьковского университета, специально для «Русской народной линии»