В 1990-е годы интерес к крейсеру возродился. В то время был создан Комитет «Варяг», который провел мероприятия в районе гибели крейсера в Шотландии. Сейчас есть инициативная группа, которая проводит розыскные мероприятия. В Тульской области возрожден и создан музей в усадьбе, где жил командир «Варяга» В.Ф.Руднев. Большой интерес к музею, его восстановлению и развитию, проявляют и в Петербурге.
Во время контактов российских и южнокорейских ведомств выяснилось, что в запасниках одного из военных музеев, связанных с флотом, хранится флаг крейсера «Варяг», который остался там со времен гибели корабля. Были проведены достаточно длительные переговоры, в которых участвовали и музейные ведомства, и парламентарии, в результате была достигнута договоренность, что Корея передает этот флаг нам на хранение, как бы в аренду сроком на пять лет. В дальнейшем предполагается продлить этот срок.
Передача флага «Варяга» России - это очень важное мероприятие по возрождению памяти и преемственности воинской славы России от Российской империи. Флаг принял лично Президент России. Предполагается, что он будет провезен по городам воинской славы, которые имеют отношение к крейсеру «Варяг» - Владивосток, Петербург, Москва, Кронштадт и др. Потом будет определено место его хранения. На него претендует и Военно-морской музей в Санкт-Петербурге, и музей Руднева в Тульской области. Не исключено, что он будет передаваться от одного музея к другому.
Что касается российско-южнокорейских связей, то они действительно достаточно тесны, и на это есть достаточно серьезные причины. Во-первых, Корея - это очень серьезный игрок на мировом экономическом рынке. Она входит во вторую десятку наиболее развитых стран мира по ВВП. ВВП Кореи может и не так велик, поскольку в этой стране не такое большое население, как в лидирующих странах - Китае, Индии, Великобритании, США, Франции. Но Корея имеет одно преимущество - доступ к высоким технологиям. Кроме того, у Южной Кореи экспортно-ориентированная экономика, которая производит массу товаров, которые уходят на экспорт и за счет этого страна получает средства для развития. Корея не является, конечно, лидером в высоких технологиях. Это не та страна, где создаются принципиально новые технологии и делаются открытия, как, например, в США и Японии, но Корея очень удачно адаптирует уже сделанные открытия, тиражирует ноу-хау, хайтековские массовые серии в виде электроники, автомобилей, кораблей.
Все это для России привлекательно. Перед нами стоят те же самые задачи. Мы должны вырваться на передний план в ходе модернизации в таких областях как нанотехнологии, космическая область, ядерная энергетика, где у нас с советских времен сильные позиции. Конечно, в ближайшем будущем мы не можем ставить задачу дотянуть нашу автомобильную промышленность до уровня высочайших американских или японских образцов, чтобы российские машины собирались по всему миру. Но вполне возможно выйти на корейский уровень, где делаются достаточно добротные машины по приемлемым ценам. То же самое можно сказать по многим другим видам продукции.
Кроме того, Корея - это потенциальный рынок сбыта российских энергоносителей. Мы можем организовывать с корейцами совместные предприятия, производства. Они готовы идти на это, ради того, чтобы закрепляться на российском рынке. В Корее большие потребности в энергетике. Сейчас мы поставили задачу провести диверсификацию наших энергетических потоков к 2020 году. Раньше мы поставляли в Европу 95% энергоносителей и только 5% - в Азию. Ситуация постепенно меняется, на сегодняшний день в Азию поставляется уже до 10% энергоносителей. Конечно, сейчас Европа, как монопотребитель российских энергоносителей, может диктовать нам какие-то свои условия. К 2020 году, согласно энергетической программе России, мы должны поставлять в Азию уже 30% энергоносителей. И это неудивительно, ведь все-таки, Азия - это хороший рынок сбыта - Китай, Япония и Южная Корея.
Южная Корея, несмотря на близость отношений с США и то, что там находится американский воинский контингент, в последние годы проявляет серьезную самостоятельность в политике и даже стала закупать российское вооружение. Ни одна страна НАТО, за исключением, может быть, Греции и Болгарии, российского вооружения не покупает.
Также существует проблема т.н. Восточно-Азиатского транзита. Китай, Япония и Южная Корея производят массу товаров, которые, например, потребляется в Европе. Стоимость перевозки этих товаров оценивается в 20-30 млрд. долларов. Идут они в основном по южным морям вокруг Индийского океана, либо вокруг Африки, либо через Суэцкий канал. Транспортировка этих грузов через Россию автомобильным или железнодорожным путем заняла бы в 2-3 раза меньше времени и стоила бы гораздо дешевле. Существуют планы создания транскорейской железной дороги из Южной Кореи в Северную и подключения к российской железной дороге и начало транзита товаров.
Кроме того, Южная Корея имеет серьезный вес в мировой дипломатии. Мы знаем, что ООН сейчас возглавляет представитель Южной Кореи, которого, кстати, на выборах поддержала и Россия. Наши дипломаты ведут с южнокорейскими коллегами переговоры по глобально значимыми мировым проблемам.
Для Кореи сотрудничество с Россией также очень важно. Это и альтернативные поставки энергоносителей и вооружения. Отсюда с американскими партнерами им проще договариваться о цене на оружие.
Это сотрудничество имеет и несколько стратегических моментов. Корея - до сих разъединенная со Второй мировой войны страна. Уже объединилась Германия, объединился Вьетнам. Традиционно Россия имеет достаточно большое влияние на Северную Корею. Кроме того, Россия входит в группу стран, которая ведет переговоры по северокорейской ядерной программе.
К демократии Южная Корея пришла совсем недавно. В России тоже достаточно молодая демократия. Это тоже сближает наши страны в политическом плане. Думаю, что наше сотрудничество в ближайшие годы будет развиваться. Для этого есть серьезные экономические и политические основания.
Юрий Косов, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской народной линии»