С инициативой его проведения выступил Клуб национальной прессы, созданный в январе сего года группой главных редакторов православно-патриотических СМИ. Мероприятие организуется совместно с Московским клубом «Ценности нации и национальные интересы России» (председатель известный общественный деятель, доктор культурологии Михаил Лермонтов).
В связи с этим мероприятием мы попросили секретаря правления Союза писателей России, главного редактора журнала «Аврора» Николая Коняева ответить на следующие вопросы: Каковы последствия Гражданской войны в России? Можно ли с полной уверенностью утверждать, что Гражданская война закончилась? В чем заключается миссия русской эмиграции, покинувшей Россию в результате Гражданской войны?
«Я думаю, что Гражданская война не закончилась ни в 1920-х годах, ни позже. Что такое Гражданская война и для чего нужно, чтобы одна часть народа шла на другую его часть, и они начали убивать друг друга? Конечно же, это нужно только для того, чтобы окончательно выяснить вопрос: каково должно быть общественное устройство нашей страны. Это было нужно для того, чтобы духовные ценности, которые существуют и образуют страну, сделать общими, едиными. Этого, к сожалению, не произошло. У нас, всех русских людей, так и не появилось единых точек отсчета. Но самое главное, наша Гражданская война велась не внутри мононационального государства, и вовсе не для того, чтобы нашему народу обеспечить наилучший способ существования. У нас Гражданская война велась для того, чтобы обескровить русский народ, для того, чтобы лишить его способности к сопротивлению.
Принципиальное отличие Гражданской войны в России от гражданских войн в других странах заключается в том, что она велась против государствообразующего народа. И она не прекратилась в 1922 году, она продолжалась и в 20-е, и в 30-е годы, на какой-то момент стихла во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы в связи с тем, что возникла очень серьезная внешняя опасность, но потом она вновь возобновилась и продолжатся до сих пор. Ценности основной массы русских людей до сих пор попираются, отвергаются, игнорируется. Видимо, Гражданская война будет продолжаться до тех пор, пока мы не осознаем, что бороться надо не друг с другом, а во имя друг друга.
Что касается русской эмиграции, то дать ей универсальное определение просто невозможно. Это было настолько разнородное сообщество, что в нем и по общественному положению, и по политическим взглядам встречаются абсолютно разные люди - и монархисты, и социалисты, и либералы. В русской эмиграции были как высококультурные, высокопатриотичные и высокодуховные люди, так и те, кто думал только о себе, о своих частных политических интересах, и только их осуществлял.
Сейчас пытаются создать некий светлый миф о русской эмиграции, на которую, якобы, нам надо равняться. Это заблуждение и неправда. Конечно, русская эмиграция создавала величайшие литературные и философские произведения, но единой позиции в ней по отношению к стране не было. Поэтому сложно и даже не совсем корректно говорить о том, какая это была миссия - положительная или отрицательная. Можно говорить о роли отдельных конкретных людей- философов, поэтов, писателей, общественных деятелей, но не о миссии русской эмиграции в целом».