То, что государство приняло решение о передаче прежней церковной собственности, незаконно захваченной им в советские времена - можно только приветствовать. Но, опять-таки, передача идет со скрипом и, судя по всему, в полном объеме она так и не осуществится.
Церковь в настоящее время, несмотря на все усилия иерархии и церковного народа, весьма и весьма слабо представлена в информационном пространстве, неоднократно встречаются антицерковные и антихристианские телепередачи и выпады, вроде последних печально известных пассажей Познера и Невзорова. Поэтому говорить о каком-то росте клерикализма, к сожалению, не приходится.
Между тем, в журнале «Der Spiegel» работают люди, конечно, неглупые и опытные. А значит за их словами о росте клерикализма в России стоит нечто иное. Речь идет о решении калининградских депутатов передать Русской Православной Церкви здания католической церкви и протестантской кирхи, в которых располагается сейчас кукольный театр и филармония. Это собственно и вызвало гнев журнала «Der Spiegel». Однако об этом необходимо сказать следующее. Во-первых, церковные здания сейчас реально нужны русским православным верующим, которые представляют собой подавляющее конфессиональное большинство в Калининграде. Немцев, как известно, там всего 0,8%. Во-вторых, следует отметить, что на коренной территории России все здания, которые были отобраны большевиками во время оно, католикам и протестантам были исправно возвращены. К примеру, в Санкт-Петербурге это Лурдский костел Божией Матери, здание католической семинарии у метро «Технологический институт», костел св. Станислава на Невском проспекте и др.
Однако стоит заметить, что у Калининграда особый статус. Напомним, что эта территория была передана решением Ялтинской и Потсдамской конференций Советскому Союзу. По сути дела это - весьма малая компенсация СССР за все его жертвы во время Второй мировой войны, страшные потери населения, огромный материальный ущерб. Это всего лишь малая плата Германии за все страшные неслыханные преступления, которые совершили немецкие фашисты на территории нашей Родины.
Напомним, что именно Восточная Пруссия, как это определила Ялтинская конференция и Нюрнбергский процесс, явилась плацдармом воинствующего милитаризма. Именно здесь зрели реваншистские и фашистские идеи. Именно там во многом разрабатывались замыслы Drang nach Osten и человеконенавистнические планы уничтожения целых государств и народов. Едва ли не до самого конца войны под Растенбургом находилась ставка Гитлера «Wolfschanze» («Волчья яма»). Соответственно сему, прежние хозяева, согласно международным договоренностям, теперь не имеют ни малейших прав на все объекты на территории Калининградской области. Ими распоряжается исключительно российское государство, и оно имеет полное право дарить их кому захочет, в том числе Русской Православной Церкви.
Перейдем к Русской Православной Церкви и ее судьбе в Великой Отечественной войне. Церковные власовцы силятся представить нацистов чуть ли не как благодетелей Православной Церкви, которые, якобы, открыли 10 тысяч храмов. Реальность была, мягко говоря, несколько иной. Нацисты лишь не мешали русским людям открывать храмы и восстанавливать их зачастую на последние средства. В ряде случаев, однако, они положительно запрещали открывать храмы. В некоторых ситуациях в православных храмах они устраивали конюшни, пулеметные гнезда, наблюдательные пункты, как это было, например, в Калужской области, где не был открыт ни один храм.
Как и весь русский народ, Русская Православная Церковь тяжело пострадала во время Великой Отечественной войны. По далеко не полным и не точным оценкам Комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний немцами было уничтожено или разрушено 1670 церквей и 69 часовен. Если с одной стороны, под это число подпало большое количество храмов, разрушенных большевиками до войны, а с другими ситуация неясна, как например, с Успенским собором Киево-Печерской Лавры, то с другой стороны, в нем не учитывались все скромные деревенские церкви, сожженные вместе с народом карателями в Белоруссии и на Украине. Зачастую немецкие зондеркоманды собирали в белорусских деревнях весь народ в церковь, отфильтровывали молодых и крепких и угоняли на работу в Германию, а оставшихся запирали в церкви и сжигали.
Такая трагедия произошла, например, 15 февраля 1943 года в селе Хворостово (Сторобинский район, Минская область), когда во время Сретенского богослужения, немцы загнали всех жителей в храм, якобы на молитву. Предчувствуя недоброе, настоятель церкви о. Иоанн Лойко призвал прихожан всех усердно молиться и причаститься Святых Христовых Таин. Во время пения «Верую» стали силой выводить из церкви молодых женщин и девушек для отправки в Германию. О. Иоанн попросил офицера не прерывать богослужения. В ответ фашист сбил его с ног. А затем двери храма были забиты, и к нему подъехало несколько саней с соломой... Позднее полицаи показывали на суде, что из горящей церкви раздавалось всенародное пение «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вскусите». И это лишь один из многих сотен подобных случаев.
Число убитых священнослужителей в войну не поддается подсчету, тем более, что трудно отделить погибших в войну от репрессированных, и по большому счету до последнего пятнадцатилетия никто подобными исследованиями не занимался. Лишь изредка в литературе о Великой Отечественной войне мелькали сведения о погибших священнослужителях, чаще всего - одной-двумя строчками, например: «Расстрелян священник Александр Новик с женой и детьми... Сожжен священник Назоревский с дочерью... Убит 72-летний протоиерей Павел Сосновский с 11-летним мальчиком... После мучительных пыток расстрелян 47-летний священник о. Павел Щерба». Священнослужители принимали активное участие в партизанском движении, особенно в Белоруссии и многие из них заплатили за это жизнью. По подозрению в содействии партизанам в одной только Полесской епархии более половины священников.
Немцы проявляли чудовищное варварство по отношению к православным храмам. Так, артиллерийским огнем была уничтожена церковь Спаса на Нереди 12 века с уникальными фресками. Была уничтожена церковь Спаса-на-Ковалеве, был взорван Ново-Иерусалимский монастырь. И это всего лишь немногие из православных церквей, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками.
Показательно, как они себя вели в Новгороде. Был осквернена древняя София. С собора был снят древний крест, многие иконы похищены, а из новгородского музея испанские католические солдаты «Голубой дивизии» повыкидывали иконы и мостили ими грязь к, извините, нужным местам. Потом, когда русский искусствовед указал немцам на ценность этих икон, немцы прислушались, тщательно их собрали, упаковали и отправили в Германию, что называется «с концами». До войны в новгородском музее было шесть тысяч икон, после войн - всего шестьсот.
По большому счету, давным-давно Русской Православной Церкви пора потребовать от германского правительство компенсации за все разрушения и преступления против нашей Церкви. И об этом нужно говорить на всех уровнях и со всей серьезностью.
Думаю, лучше германской стороне не поднимать вопроса о двух калининградских церквах, если они не желают, чтобы мы подняли проблему репараций в пользу Русской Православной Церкви за Великую Отечественную войну. С нашей же стороны соглашаться с немецкой логикой и отдавать эти церкви немецким католикам и протестантам просто недопустимо. Потому что это означает, по большому счету, пересмотр итогов Второй мировой войны и является прологом сдачи Калининграда Германии.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
5. Ответ на 37., Потомок подданных Императора Николая II :
4. Ответ на 37., Потомок подданных Императора Николая II :
3. Ответ на 36., свщ Алексий Бачурин:
2. Ответ на 35., Бравый солдат Швейк :
1. Re: Фашистское Зазеркалье