О новом скандале вокруг Боголюбского монастыря написано столько, что давать комментарии на столь одиозную тему уже почти неприлично. С одной стороны, события, как две капли воды, напоминают прошлогодние. С другой, они, как представляется, в гораздо большей степени проясняют некоторые тайные пружины всей интриги. То, что мы имеем дело с хорошо спланированной кампанией, в которой информационная составляющая играет главную роль, на наш взгляд, слишком очевидно, чтобы вообще быть обсуждаемым. Не менее очевидно и то, что большинство комментариев (не берем людей, непосредственно вовлеченных в конфликт) не тянут не то чтобы на системную аналитику, но даже на простую разумность. Понятно, что практически у каждого комментатора есть здесь своя любимая тема, свой «интерес», но это же не значит, что нужно игнорировать все остальное! Поскольку слишком углубляться во все подробности этой истории не слишком, скажем так, входит в наши творческие планы, для начала зададим себе и всем желающим несколько простых вопросов.
1. Понятно, что информационным поводом для нового витка скандала явился побег трех одиннадцатиклассниц, по благословению правящего архиерея епархии все еще остававшихся в монастыре. Именно это и послужило формальным поводом для того, чтобы по второму кругу начать раскручивать прошлогодние материалы. При этом, в общем, ни для кого не секрет, что нынешние беглянки, которых, как и Валю Перову, выманили из монастыря записками, содержавшими различные посулы, никак не участвуют в новых проверках и недавно открытом уголовном деле ни в качестве свидетелей, ни в качестве потерпевших. Они опять же по благословению владыки Евлогия уже уехали вместе с родителями к себе на малую родину, в те регионы, из которых когда-то приехали. Таким образом, факт заключается в том, что те, кто вольно или невольно создал новый информационный повод, просто удалены из дальнейшего процесса. Весь сыр-бор разгорается вокруг прошлогодних фигуранток, в отношении которых год назад у многочисленных комиссий и проверок не было никаких сомнений касательно отсутствия каких-либо злоупотреблений в монастыре. Разница же с прошлым годом заключается в том, что теперь дети, вдруг изменившие свои показания, прошли через пребывание в школе-пансионе в Михалях (район в Суздале), коим на сегодняшний день руководит священник Виталий Рысев. Почему дети, молчавшие девять месяцев, вдруг дружно изменили свои показания и сами, при активном участии взрослых стали обвинять монастырь во всех смертных грехах? В ответ на этот естественный вопрос, заданный во время записи программы «Пусть говорят», девочки дружно закричали: «Мы привыкли прощать». Тогда тем более непонятно, почему же теперь-то вдруг отвыкли и прощать перестали? Ведь история старая, и обида на тех, кто, по их словам, так нехорошо поступал с ними тогда, должна бы уже сгладиться? Как же они жили девять месяцев с такой обидой и почему только сейчас вдруг обрели высокую правовую грамотность, гражданскую сознательность и, главное, желание обвинять? Оспаривать тот более чем очевидный факт, что им хорошо «помогли» взрослые - означает, по-моему, просто демонстрировать отсутствие элементарной совести.
2. Как и год назад, главной «пружиной» с помощью которой раскручивается конфликт, является один из клириков Владимирской епархии. Год назад это был о. Максим Хижий (о котором в нынешнем конфликте ничего не слышно), сегодня - священник Виталий Рысев. Почему снова, как и тогда, вместо того чтобы обратиться к правящему архиерею по поводу ставших ему известными нарушений или злоупотреблений внутри Церкви, действующий клирик вместе с детьми бежит прямо в Москву и обращается в прессу и к светским властям, тем самым злостно нарушая церковные каноны? И последует ли за это ему наказание по церковной линии? Год назад допустивший злостное каноническое нарушение священник в конечном итоге наказан не был.
3. Почему многочисленные борцы за права детей не задаются вопросом о том, каков в принципе правовой статус школы-пансиона в Михалях, куда год назад были отданы дети из боголюбского приюта и видел ли кто-нибудь когда-нибудь ее официально зарегистрированный устав? Есть мнение, что земля под храмовым комплексом, равно как и сама храмовая и школьная недвижимость, имеет к РПЦ довольно косвенное отношение, будучи просто частной собственностью.
4. Имеет ли отношение ко всей истории, пусть и опосредованное, олигарх Шишкин, на которого указывают как на главного спонсора школы в Михалях и, следовательно, ее директора - о. Виталия Рысева? (Более подробные сведения о нем можно почерпнуть, в частности, в той статье на сайте FLB.RU, на которую мы ссылаемся ниже).
5. Почему ни один из журналистов, пишущих о конфликте, не поинтересовался позицией епархии, что технически довольно просто сделать?
6. Почему, как и год назад, к «раскрутке» конфликта причастен известный рокер от Православия игумен Сергий Рыбко, который, как теперь выясняется, еще и был (или до сих пор является) духовником о. Виталия Рысева?
7. Чем вызвано странное временное совпадение: возобновление скандала годичной давности вокруг «боголюбских» детей совпало с началом процедуры принятия законопроекта, регулирующего положение детских приютов, в том числе и при религиозных организациях?
Это что касается вопросов, лежащих, так сказать, на поверхности. Что можно сказать в дополнение в виде простой констатации? Более-менее спокойно рассуждать о ситуации можно было до тех пор, пока в сети, а теперь уже и на телевидении (в передаче «Человек и закон») не появились сенсационные разоблачения (см.: http://www.flb.ru/info/48175.html), на фоне которых количество шлепков, якобы полученных бывшими воспитанницами Боголюбского приюта (ликвидированного еще год назад) от своих воспитательниц, является очень мелкой темой. Самое смешное заключается в том, что многочисленные гонители Боголюбова, в том числе и пресловутые «фролеры», подчиняясь набранной инерции, похоже, еще не осознали простого и вполне очевидного факта: появление сомнительной и непроверенной информации на сайте FLB.RU, который специализируется на расследованиях, и тем более в передаче «Человек и закон» качественно отлично от блоговых сплетен, безответственных по природе; журналисты, профессионально занимающиеся расследованиями и компроматом, хорошо знают, что такое попасть под судебный процесс за ложные обвинения. Поэтому такого рода СМИ, как правило, не черпают информацию из сомнительных источников, называемых в народе «ОБГ» («одна баба говорила»), а имеют дело с прокуратурой, милицией и спецслужбами, которые, преследуя свои цели, постижение коих не всегда по плечу простому обывателю, с их помощью занимаются «сливом». «Слив» же, как правило, является верным признаком того, что ситуация носит по меньшей мере сложный и неоднозначный, многоплановый характер и каким-то боком «цепляет» элитно-клановые интересы. Для того чтобы не понять такую простую вещь, продолжая повторять привычную мантру про «миссиофобов» и «опрично-диомидовских врагов Патриарха», надо иметь мозги «фролеров».
Итак, налицо явный «слив», который так же отличен от вымысла и сплетен, как миссионер от миссиофила и педиатр от педофила. На причины его прозрачно намекает автор статьи на FLB.RU, указывая, что «духовными чадами архимандрита Петра, являются некоторые представители российской и местной элиты. Старец может мешать тем, кто сейчас добивается передела власти и собственности во Владимирской области». (То есть слив реального компромата на главного обвинителя отца Петра является в таком случае «контрминой» со стороны тех элитно-клановых кругов, кто такого передела не хочет). Помещенное после этого факсимиле некоего внутреннего служебного документа следственных органов максимально проясняет ситуацию.
В свете этого мы не можем со всей искренностью не посочувствовать тому человеку, которого столь рьяно «защищают» «миссиофилы», то есть Святейшему Патриарху Кириллу, которого непрошенные «защитники» (для того, чтобы всерьез верить в то, что Патриарх нуждается в защите Кураева или Фролова, нужно иметь совсем уж неадекватное сознание), как заведенные, продолжают почему-то считать практически одним целым со стоящим в центре скандала воспитателем в рясе, чья репутация оказалась, мягко говоря, сильно подмоченной. (См., напр.: http://kirillfrolov.livejournal.com/1055769.html). А если вспомнить, что под ударом оказывается также и репутация высших государственных лиц страны (ибо Президенту Медведеву демонстрировали школу в Михалях как образцово-показательную), и вина за это может быть косвенно возложена на высшее священноначалие РПЦ, допустившее такие нестроения среди своих «подчиненных» (желающие таким образом свести счеты со слишком ярким и независимым Патриархом Кириллом вполне могут отыскаться), то такая своеобразная «защита» со стороны апологетов «модернизации Церкви» как-то уж слишком напоминает действия фольклорного медведя, который вдруг решил убить муху на спине у мужика, да не рассчитал силы удара... Не любящий простых и резких движений в сложных ситуациях, да еще и с такой элитной «подкладкой», крайне осторожный и дипломатичный Патриарх Кирилл вряд ли скажет спасибо немногочисленной, но зато дружной команде «фролеров», со сплоченностью собачьей своры вознамерившихся в очередной раз любой ценой окончательно загнать «фундаменталистского зверя».
Что касается самого Боголюбского монастыря, то всем непредвзято настроенным людям ясно, что данный феномен страшен для серьезных элитно-клановых кругов как духовный, а в чем-то и социальный центр, альтернативный «депрессухе» и социальной скверне, определяющей собой главную «особенность» современной российской жизни. Опыт Боголюбова по созданию такого центра, конечно, вполне можно и даже нужно подвергать конструктивной критике, ибо наверняка не все в нем идеально. Но такая критика не имеет ничего общего с нынешней свистопляской.
Главный урок всей еще далекой от завершения истории заключается, на наш взгляд, в том, что в ней окончательно разоблачило себя пресловутое «либеральное христианство», так любящее рядиться в респектабельные одежды. Дневники Шмемана, литургическая реформа, «богословие открытости»... На поверку же оказывается, что за всеми церковно-модернистскими отвлеченностями лежит элементарное и старое, как мир потакание своим греховным страстям. Дьявол - большой шутник. Разговоры о том, что Церкви необходимо быть более открытой по отношению к мiру как-то незаметно и «естественно» заканчиваются грезами на тему женских прокладок и связанных с ними физиологических процессов, регулярной пошлятиной на любимую тему «ниже пояса» и девочками, зажатыми в угол не вполне трезвым... миссиофилом. «Богословие открытости» и «миссионерское наступление» с традиционным для этой идеологии агрессивным требованием снизить уровень аскетических требований рано или поздно поворачивается к объекту миссии своим причинным местом.
А выводы... Что ж выводы... Как говаривал один из моих учителей-редакторов, «не считай Читателя глупее себя». Ну, так я и не считаю.
Владимир Семенко, директор Аналитического центра этно-конфессиональных исследований, специально для «Русской народной линии»
1. "кто о чем..."?