Первого русского Патриарха - Иова ставили при Царе Феодоре Иоанновиче, что стало ответом на концепцию «Москва - Третий Рим», предполагавшую, что Царь православного государства должен находиться в симфоническом единстве с Церковью, для чего Царь и Патриарх должны были стоять рядом. Так это и случилось. Наша страна пошла по пути построения государства Святой Руси. Мы знаем, что было очень много сложностей на пути патриаршей России, это и сложности, связанные со Смутой, и это, конечно же, большие сложности, связанные с церковным расколом во времена Патриарха Никона. Наш десятый Патриарх унаследовал все то, что было в патриаршем движении, он принял на себя все сильные и слабые стороны русского Патриаршества.
Мы практически ничего не знаем про Патриарха Адриана - о его светской жизни до монашества вообще ничего неизвестно. Он появляется перед нами сразу как монах, постепенно поднимавшийся по церковной иерархической лестнице. Нам известно, что он принимал довольно активное участие в выдвижении на престол Царя Петра I, активно поддерживая мать юного царевича - Наталью Кирилловну. И поэтому, когда отошел ко Господу Патриарх Иоаким, хотя Петр I и не благоволил Адриану, но, тем не менее, он не смог противиться настояниям матери и назначил его Патриархом. И это очень характерно то, что если Патриархов Иова и Гермогена соборно избирали, и они, будучи сильными людьми, становились лучшими представителями русского духовенства, то назначенный Царем Патриарх Адриан оказался человеком меланхоличным. Правда, он был человеком глубоко православным, отстаивавшим суть Православия в Русской Церкви и стремившимся к тому, чтобы вся Россия жила по нравственным законам Православия, не отступая от них.
Патриарх Адриан не смог противостоять активному и энергичному Царю Петру. Надо сказать, что 10 лет его Патриаршества были очень мучительными, в какой-то мере его патриаршее служение можно назвать подвигом. Хотя он не возвышал свой голос, как это делал Патриарх Гермоген в свое время, но, тем не менее, Патриарх Адриан просил у Царя за стрельцов, печаловался о них, несмотря на гнев Петра I. Он выступал против тех западных новшеств, которые вводились Петром I. Но, конечно, активно и ярко противостоять Царю в силу своего характера и положения он не мог. Наше Патриаршество к тому времени уже утратило очень многое после соборов 1666-67-го годов, когда был расстрижен Патриарх Никон и отправлен в монастырь, когда судьбы Русской Православной Церкви и ее иерархов вершили люди малодостойные, в частности, Газский митрополит Паисий Лигарид, приезд которого святитель Филарет называл величайшим несчастьем Русской Православной Церкви. Этот Паисий Лигарид, если бы он жил в наши годы, мог бы войти в книгу рекордов Гиннеса, так как собрал множество проклятий в свой адрес, а между тем, этот человек распоряжался судьбой Патриарха Никона, именно он фактически вершил судьбы Русской Православной Церкви.
Конечно же, после таких потрясений и Церковь, и Патриаршество вышли отнюдь не в том виде, который был необходим, чтобы противостоять ошибочным реформам Петра I. Разумеется, далеко не все, что делал Царь Петр, было ошибочным, но многое сделанное им можно было бы сгладить. Патриарх обязан был сделать так, чтобы не было той ненависти к Православию, той ненависти к русским обычаям, которая в результате правления Петра I возобладала в высшем обществе.
Во многом правление Патриарха Адриана можно назвать мученическим. Именно при нем происходят все эти шутейские всепьянейшие соборы, когда Царь и его окружение, паясничая, изображали из себя Патриарха и церковных иерархов, "благословляя" своих приближенных крестом, сделанным из двух связанных между собой курительных трубок. Понятно, что ни один Патриарх, живший в дониконовские времена, а уж тем более, Патриарх Никон, не смогли бы этого вынести. А Патриарху Адриану пришлось нести этот крест. И та меланхолия, о которой пишут, характеризуя десятого Предстоятеля нашей Церкви, происходила не только от его характера, но и от той невероятной ситуации, в которой он оказался.
Многие сравнивают Патриарха Адриана с Патриархом Иовом. Мы знаем, что первого Патриарха свели с престола, отправив на убогой телеге в Старицкий монастырь, и судьба его также была несчастливая. Но, мне кажется, что сравнение это все же искусственное, так как Патриарх Иов, конечно же, обладал гораздо большими духовными дарами - недаром он был канонизирован.
Мне кажется, что гибель Патриаршества после кончины Патриарха Адриана - это одна из самых главных дат нашей истории. Это печальная дата и в истории монархии - ведь после отмены Патриаршества, вскоре вместо русского Царя появляется Император. Вроде бы это та же самодержавная власть, но уже другой образ управления Россией, отход от той Святой Руси, где единение Царя, Церкви, Патриарха и народа было наиболее полным. Так что с отменой Патриаршества возникает и все более увеличивается пропасть между монархом, народом и Церковью.
Николай Коняев, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Аврора», специально для «Русской народной линии»
1. Re: Забытый Патриарх