23-25 октября 2010 года в Петербурге прошла Первая региональная конференция по церковному социальному служению в Северо-Западном Федеральном округе (СЗФО) «Новая эра милосердия», сообщает наш корреспондент. 23 октября участники конференции посетили социальные учреждения Петербургской епархии – реабилитационный центр для бездомных, Покровскую богадельню, Центр Василия Великого, Приходское общество трезвости Александра Невского, горбольницу № 8, детский хоспис. 24 октября, после Божественной Литургии в Казанском кафедральном соборе, которую возглавил епископ Выборгский Назарий, викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, в Петровском конференц-зале гостиницы «Россия» состоялось пленарное заседание форума.
Приветственное слово к участникам конференции митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира зачитал епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Александро-Невской лавры. В приветственном слове митрополита Владимира отмечается, что в Петербурге идет активное возрождение церковной благотворительности, уже создано значительное число церковных социальных учреждений благотворительности. В свою очередь, владыка Назарий пожелал собравшимся терпения, смирения, а также научиться быть милосердными, чтобы тем, для кого творятся дела милосердия, не было обидно, чтобы они не воспринимали дела милосердия как некую милостыню, как обиду.
Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), викарий Московской епархии, который произнес доклад «Четыре особенности церковно-социального служения». По словам владыки Пантелеимона, первая особенность церковно-социального служения – это служение любви со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Нельзя делать социальное служение, не имея любви», - подчеркнул епископ. Вторая особенность церковно-социального служения заключается в том, что православные люди должны осознавать, что мы, в силу греховности мира, не сможем никогда помочь абсолютно всем. В мире существует зло, и служащий человек должен принести себя в жертву, служа ближнему. «Мы должны помочь ближнему понять тайну страдания», - подчеркнул владыка, сославшись на таковые слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), добавив, что страждущий человек должен понять смысл своего страдания. Третий принцип церковно-социального служения, по словам епископа, заключается в том, что это служение есть «Литургия после Литургии», что это – всеобщее, общее дело, которое не должно никого оставлять равнодушным. Четвертый принцип заключается в том, что мы должны меньше говорить, а больше делать, не быть лицемерами и фарисеями, не гордиться своими делами милосердия, а стараться их творить втайне, по слову Священного Писания. В свою очередь, епископ Назарий отметил, что дела милосердия мы делаем, прежде всего, для себя, для спасения собственной души.
Затем владыка Назарий и владыка Пантелеимон ответили на вопросы участников форума.
По окончании пленарного заседания началась работа секций: «Работа с детьми в кризисной ситуации», «Реабилитация наркозависимых», «Медицинское служение», «Помощь бездомным», «Утверждение трезвости – социальное служение Церкви», «Организация епархиальных и приходских центров защиты жизни и семейных ценностей», «Помощь пожилым и престарелым».
Работа секции «Утверждение трезвости – социальное служение Церкви» проходила в зале «Николай I». Всего в первый день функционирования секции было сделано шесть докладов. Артем Юрьевич Гиль, научный сотрудник Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем, член Общественной палаты Российской Федерации, произнес доклад на тему: «Алкогольная катастрофа в России: пути преодоления». Докладчик отметил, что в связи с повальным пьянством мы теряем около полумиллиона человек в год. Также Гиль добавил, что антиалкогольная кампания, проводившаяся в нашей стране в 1985—1987 гг., имела значительный эффект, тогда резко снизилась смертность от алкоголизма. Примерно 1 220 000 человек в те годы удалось спасти благодаря антиалкогольной кампании. Данные же, свидетельствующие о ситуации со смертностью от спиртного, относящиеся к нашим дням, крайне тревожные. Так, только за полгода в 2008 г. Россия потеряла от алкоголизма порядка 490 000 человек. И это только смертность, непосредственно связанная с употреблением алкогольных напитков. Однако известно, что алкоголизм провоцирует и другие заболевания, такие как ВИЧ-инфекции, туберкулез, гепатит и др. Согласно статистическим данным, чрезмерное употребление алкоголя характерно одинаково для разных социальных слоев – как для богатых, так и для нищих. Резко возрастает алкогольная смертность в период с пятницы по воскресенье – и по весьма понятным причинам. Как отметил эксперт, среднестатистическая цифра употребления спирта на душу населения, по данным Всемирной организации здравоохранения, ужасающая, и она составляет 18 литров на душу населения.
По словам А.Ю.Гиля, ограничения на продажу алкогольной продукции в ночное время, введенные примерно в половине субъектов Российской Федерации, мало что дают, так как в любом законе всегда найдутся лазейки. К тому же, как правило, в период с 18.00 до 22.00 никакого запрета на продажу спиртного вообще в крупных городах нет. Поэтому, подчеркнул докладчик, необходимо ввести запрет на продажу алкоголя хотя бы с 20.00, а также ввести уголовную ответственность за продажу подобного рода «напитков» детям.
Затем слово было предоставлено известному петербургскому психологу, доктору философии Владимиру Анатольевичу Цыганкову, который ознакомил участников форума с историей трезвеннического движения в дореволюционной России. Докладчик отметил, что трезвенническое движение в ту эпоху стало подлинно народным; простые русские люди были возмущены всеобщей алкоголизацией населения страны, наличием сравнительно дешевой водки, которая активно продавалась в России после 1862 года, то есть после завершения последнего четырехлетия винной откупной системы. Также Цыганков напомнил собравшимся, что в свое время Святейший Патриарх Пимен запретил своим указом употребление алкоголя в ограде Церкви, и высказал пожелание, чтобы это положение было актуализировано и в наши дни.
Также докладчик напомнил участникам форума имена великих деятелей дореволюционного трезвеннического движения – педагога С.А.Рачинского, протоиерея Александра Рождественского, думского депутата М.Д.Челышева, святого праведного Иоанна Кронштадтского и др., а также Указы Святейшего Синода того периода, связанные с утверждением народной трезвости и с созданием приходских обществ трезвости.
В заключение В.Цыганков призвал всех трезвенников быть едиными и сплоченными в общем деле, и тогда, по его мысли, продвижение идей народной трезвости в современном обществе будет успешным. Также он пожелал, чтобы в ближайшее время было создано объединение всех обществ трезвости на всей канонической территории Русской Православной Церкви.
Далее с докладом выступил клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение», член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, кандидат педагогических наук иерей Игорь Бачинин, подчеркнувший, что трезвость – естественное состояние человека. По его словам, трезвение – это «процесс постоянного духовно-нравственного совершенствования». Отец Игорь отметил, что сегодня в России против народа развязана алкогольная, нравственная, холодная, информационно-психологичская война. По его мнению, сейчас мы уже фактически проиграли нравственную войну и живем в условиях информационной оккупации.
Затем священник поделился свои опытом в организации в Екатеринбурге братства «Трезвение», а также рассказал о деятельность Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение». По его словам, хорошим опытом взаимодействия церковной и светской властей в деле борьбы с алкоголизмом является создание в Екатеринбурге Попечительства о народной трезвости, соучредителями которого являются Правительство Свердловской области и Екатеринбургская епархия РПЦ.
Касаясь ситуации вокруг «дела» нижнетагильского борца с наркоманией Егора Бычкова, осужденного за якобы жестокое обращение с подопечными, отец Игорь подчеркнул, что фактически Егор зацепил интересы наркоторговцев в погонах; отсюда и столь жесткая мера наказания. По его словам, несомненно, на суд было оказано давление со стороны заинтересованных лиц.
В завершение работы конференции выступил руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз с докладом «Мировоззренческие основы трезвеннического движения». Как отметил священник, в настоящее время под прикрытием лозунгов борьбы с пьянством и наркоманией пышным цветом произросли в России всевозможные секты и еретические течения, многие из которых носят откровенно оккультный характер. Отец Алексий подчеркнул, что духовными основами православного трезвеннического движения должны стать Священное Писание, Священное Предание, труды Отцов Церкви по аскетике. При этом священник процитировал собравшимся строки из Священного Писания, в том числе и слова апостола Павла: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:9,10).
Отец Алексий подчеркнул, что исцеление от пьянства возможно только при изменении образа жизни человека. «Надо помочь зависимому переродиться, чтобы спасти его душу», - добавил о. Алексий.
В заключительном слове первого дня работы форума отец Игорь Бачинин отметил, что трезвость и трезвение – те добродетели, которые помогают человеку перейти к праведному пути. «Мы должны стать личным примером трезвости», - подчеркнул священник. Сейчас, по его словам, нужно всем православным трезвенникам консолидировать свои усилия для борьбы за народную трезвость. Также он отметил, что сегодня, как никогда, нужна серьезная научно-исследовательская деятельность, нужно проанализировать исторический и современный опыт трезвеннического движения. Кроме того, о. Игорь признал необходимым актуализировать дореволюционные решения Святейшего Синода по созданию обществ трезвости.
25 октября работа секций и круглых столов продолжилась. На сей раз в зале «Николай I» православные трезвенники рассмотрели проблему организации обществ трезвости на приходе. По итогам форума была принята резолюция, в которой подчеркивается необходимость обращаться к анализу дореволюционного опыта православного трезвеннического движения, намечены пути консолидации обществ трезвости.