В четверг, 21 октября, в Интернете молниеносно распространилось сообщение о смерти протодиакона Андрея Кураева. Вскоре выяснилось, что это - информационная утка. Отец Андрей жив и здоров и вскоре самолично опроверг сообщение о собственной кончине.
Затем сам виновник торжества поблагодарил всех, кто распространил в Интернете ложные слухи о его кончине. «Я по-христиански благодарен тому человеку, который организовал эту рассылку. Я не знаю, какой у него был умысел, добрый ли, злой, посмеяться ли захотел... В любом случае я ему благодарен как христианин, потому что мало кому удается увидеть пусть и небольшие, но искренние некрологи в свою честь или просто сообщения о своей смерти", - сказал отец Андрей корреспонденту "Интерфакс-Религия". «Ну да, я таки не умер. Прошу прощения у Чибрика, РНЛ и прочих, кого этим расстроил», - пишет миссионер в своем блоге в «Живом журнале».
Из этой реплики видно, что достопочтенный миссионер-скандалист записал «Русскую народную линию» в свои непримиримые враги и считает, что мы желаем ему смерти. Хотим расстроить дорогого отца Андрея, мы, как православные христиане, напротив, желаем ему многих лет жизни, чтобы у него было время покаяться в тех заблуждениях и скандалах, которые с ним происходят в последнее время с опасной регулярностью.
А своей забавной шуткой о собственной смерти он нас только позабавил. Мы сразу восприняли сообщение о его смерти как шутку, цель которой не только привлечь внимание к своей персоне, но перебить то негативное мнение о себе, которое сформировалось в Церкви после известного кишиневского скандала.
Не только «Общество блаженной Матроны Московской», протоиерей Анатолий Чибрик, «Русская народная линия», но практически все трезвомыслящие православные люди с недоумением, по меньшей мере, восприняли кишиневскую выходку протодиакона всея Руси. Никакими благими побуждениями и намерениями, никакой борьбой за чистоту имени Святейшего Патриарха Кирилла не может православный человек оправдать поведение священнослужителя, называющего своего собрата, законного священнослужителя Русской Православной Церкви, «сектантом», «подонком», «фюрером» и «товарищем в рясе».
Неудивительно, что после кишиневской конфузии отец Андрей оказался в очень сложном положении. Об этом свидетельствует даже его форум, где только самые забубенные фанаты и поклонники протодиакона оправдывали его скандальную выходку. Основная масса нормальных трезвомыслящих френдов отца Андрея с недоумением восприняла его поведение в Кишиневе, а некоторые даже пытались его вразумлять. Но отец Андрей твердо стоял на своем: мое положение безукоризненно, во всем виноват Чибрик и РНЛ. Завидное упорство и опасное ослепление.
Однако при всем своем обольщении звездной болезнью отец Андрей как, несомненно, человек умный и чуткий почувствовал, что он стремительно теряет доверие даже среди своих «интернет-френдов». Поэтому нужен был какой-то шаг, который заставил бы всех задуматься о том, сколь ценен протодиакон Андрей Кураев для своей интернет-тусовки. Возможно, банальная технологическая шутка о кончине была инспирирована не самим протодиаконом, а кем-то из его друзей-политтехнологов. Видимой цели они добились. Инсценировка смерти протодиакона вызвала буквально шквал объяснений в любви к отцу Андрею Кураеву. А с кем-то, как он сообщает не без удовольствия, даже случился приступ после получения известия о кураевской кончине.
Но проблему-то это не решает. Проявления любви и пожелания многих лет жизни скоро прекратятся. А вот скандал в Кишиневе вряд ли так скоро забудется. По одной простой причине - он является всего лишь одним из череды скандальных событий, которые организовал или в которых участвовал в последнее время отец протодиакон. И многие уже задаются вопросом: а не пора ли остановить активность отца Андрея? Ведь уже сейчас понятно, что выходками, подобными кишиневской, он дискредитирует не только себя, но и Святейшего Патриарха Кирилла, именем которого прикрывается, да и в целом Русскую Православную Церковь.
Командировка в Абхазию оказалась мерой паллиативной, болезнь не исцелившей. Судя по всему, Священноначалию неизбежно придется вмешаться и всерьез вразумить отца Андрея, ведь темп скандалов начинает расти в геометрической прогрессии.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»