«Научный православный взгляд на ложные исторические учения»

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов поделился впечатлениями о работе конференции

0
1290
Время на чтение 8 минут

Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения». Конференция проходила 15-16 октября 2010 года в Петровском зале гостиницы «Националь». Проведение конференции по поручению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла благословил Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Цель конференции: утверждение исторической правды и опровержение псевдонаучных трактовок, выработка общей научной концепции исторической справедливости на попытки фальсификации важных событий в российской истории.

В работе конференции приняли участие видные специалисты научных, высших светских и духовных образовательных учреждений, общественных организаций России, Украины, Белоруссии и других стран.

Конференция *Научный православный взгляд на ложные исторические учения*На конференции были рассмотрены доклады, главным образом, посвященные развенчиванию так называемой «новой хронологии» и ложной трактовки событий в книгах А.Т.Фоменко, Г.В.Носовского, В.Суворова (В.Б.Резуна). Также были затронуты такие важные темы, остро обсуждаемые в СМИ, как СССР в годы Великой Отечественной войны; современный взгляд европейских государств на историю ВОВ: агрессоры и победители; фальсификация истории военного времени в Прибалтийских странах; «альтернативная история» в духе национальных приоритетов в независимых странах на территории бывшего СССР, «Голодомор» 1930-х гг. на Украине; попытки реабилитации Ивана Мазепы и других изменников Родины, новая квазинаучная база исторических взаимоотношений между братскими народами России и Украины, роль Русской Православной Церкви в XX веке; фальсификация истории России в целом, предпринятая в XX веке богоборческой большевистской властью. По итогам конференции планируется издание сборника научных статей и тезисов.

О своих впечатлениях от конференции рассказал главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, который был гостем конференции.

Уверен, конференция стала заметным событием не только для православной общественности, но и для представителей научного сообщества. Один тот факт, что в конференции приняли участие три архиерея Русской Православной Церкви, а еще один прислал приветствие, а также целый ряд облеченных высокими учеными степенями историков, свидетельствует об этом.

Конференцию открыл архиепископ Берлинский и Германский Феофан, который зачитал приветствие в адрес конференции председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, а также поделился своими впечатлениями об отношении к итогам Второй мировой войны, поскольку службу свою он несет в особом месте - в Берлине.

Затем с приветственным словом к собравшимся обратился организатор конференции, Президент Русского Культурно-Просветительного Фонда им. Святителя Василия Великого Василий Бойко-Великий, который подчеркнул, что история сегодня становится одной из важнейших дисциплин и постепенно занимает ту роль, которую в прежние времена играла физика. Поскольку, по мысли предпринимателя и общественного деятеля, модернизация сознания, то есть обращение к правде Божией, только и может стать основой любой успешной модернизации. Понять, что произошло с народом, почему народ, ранее освоивший одну шестую часть света, сейчас вымирает, - самое главное для нас, по мнению В.Бойко-Великого. Поэтому неслучайно конференция называется «научный православный взгляд на события истории».

Затем с приветствием к собравшимся выступил сопредседатель конференции, доктор исторических наук, заместитель директора Института Российской Истории РАН Владимир Лавров, который отметил, что сейчас общество очень остро реагирует на фальсификацию нашей истории украинскими и прибалтийскими властями. Однако самая объемная фальсификация, с которой, по мнению Лаврова, нам необходимо бороться, - это марксистско-ленинская интерпретации истории России. Преодоление этой фальсификации, считает Лавров, - долгая история.

Затем было оглашено приветствие к участникам конференции викария Германской епархии РПЦЗ епископа Штутгартского Агапита и секретаря Германской епархии протоиерея Николая Артемова. В своем пространном обращении они призвали отказаться от сталинских стереотипов интерпретации истории России, утверждая, что этого пока не происходит в обществе. Архипелаг ГУЛАГ практически незамечен в России, считают представители Зарубежной Церкви.

С приветствием к собравшимся обратился также иерарх Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан. Он подчеркнул актуальность конференции и поблагодарил Святейшего Патриарха за то, что он благословил ее проведение.

К собравшимся также обратился представитель Белорусского Экзархата викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр, который призвал к ответственному отношению к событиям прошлого, когда, по мнению владыки, о некоторых событиях благоразумно умолчать ради мира церковного.

С приветствием к участникам конференции обратился присутствовавший на конференции глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, который подверг критике «хронологию» Фоменко, отметив, что для математика нужен, скорее, психиатр, и заявил, что фальсификации истории присутствуют как у либералов, так и у патриотов.

Прошедшая конференция показала реальное состояние православного научного сообщества России в отношении к истории. Это состояние можно мягко охарактеризовать как противоречивое. Это противоречие, выражающееся в противостоянии либеральной и консервативной интерпретаций нашей истории, ярко выразилось на конференции. К примеру, с набором типичных либеральных схем выступил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Борис Илизаров, доклад которого назывался «Обаяние зла: от культа живой к культу мертвой личности Сталина». Илизаров предложил оценивать историю с позиции абстрактной общечеловеческой морали и заметил, что противоположная позиция с точки зрения целесообразности, на его взгляд, была внедрена в историческую науку со времен Макиавелли. Единственным историком, который придерживался предложенной Илизаровым методологии, он считает Николая Карамзина, который якобы всегда давал нравственную оценку событиям. В своем выступлении Илизаров обрушился с критикой не только на Сталина, но и на Иоанна Грозного, а интерес к лидеру Советского государства Иосифу Сталину он связал с такой «характерной» чертой русского народа, как мазохизм. И, назвав Сталина «бездарным генералиссимусом», Илизаров утверждал, что интерес к нему - это не более чем «очарование зла».

Следом за ним выступил известный историк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник того же института Александр Боханов, который, в отличие от Илизарова, посвятил свое выступление «Деформированные формы восприятия русского прошлого: истоки и смысл» корням русофобии в России, обратившись к средневековой истории и показав, что современная русофобия тесно связана с русофобией средневековой, и это корневое отношение Запада к России.

И в дальнейшем на конференции звучали такие мировоззренчески противонаправленные доклады участников.

Из докладов, которые вызвали особенный интерес, хочу отметить блестящее выступление депутата Государственной Думы Владимира Мединского, который, в противовес Б.Илизарову, подчеркнул, что смотреть на историю нужно с точки зрения любви к Родине и своему народу, и посвятил свое выступление попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.

Архиепископ Ионафан (Елецких)С интересным и содержательным докладом «Киевоцентризм как антипод Русского мира» выступил архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан. Владыка разобрал три разных версии «киевоцентризма», которые предлагают представители трех разных православных деноминаций. Среди них, к сожалению, есть и представитель канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата викарий блаженнейшего митрополита Владимира епископ Александр (Драбинко), а также представители раскольничьих структур - т. н. «архиепископ» УАПЦ Иоанн Модзалевский и т. н. «епископ» УПЦ КП Евстратий Зоря.

С интересным докладом выступил историк Петр Мультатули. Он посвятил его клеветническим мифам об Императоре Николае II, Царской Семье и Григории Распутине. Мультатули отметил, что есть мифы историко-созидательные и мифы историко-разрушительные, и неслучайно особой клевете, по его мнению, подвергается Царь Страстотерпец Николай и его Семья. Причины этому историк видит духовные, политические и личные, а суть конфликта Царя и общества состояла, по мысли Мультатули, в конфликте православного Государя и отходившего от Православной веры общества.

Л.Е.БолотинИнтересным был доклад историка и журналиста Леонида Болотина, который посвятил свое выступление проблемам нигилистического отношения светской науки к библейской хронологии, и подверг критике устоявшиеся схемы хронологии, которые существовали со времен Нового времени.

С интересным докладом выступил заместитель директора Института стран СНГ кандидат исторических наук Игорь Шишкин. Тема его доклада также была посвящена проблемам фальсификации истории в контексте развития Русского мира. Шишкин отметил, что концепция оккупации, которой придерживаются власти некоторых бывших республик Советского Союза, связана с тем, что они пытаются заранее блокировать возможные центростремительные тенденции. Как заметил историк, «они знают, как мы можем возвращать наши отчины и дедины» и заранее стремятся себя обезопасить. Фальсификация истории, по мнению Шишкина, - это не историческая проблема, а политическая, и она являет собой угрозу самому бытию русского народа, поэтому тема эта столь актуальна.

С интересным докладом выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Самарской духовной семинарии игумен Вениамин Лабутин. Свой доклад «Христианские ценности и формы их дискредитации в современной медиа-культуре» он посвятил фальсификации истории и самого понимания Христианства, когда представляется, что вера во Христа является лишь одной из религий, а не Богооткровенной истиной. Игумен Вениамин подверг критике последние попытки фальсификации истории, в частности, предпринятые телеведущим Владимиром Познером.

С докладом, посвященным теме возвращения исторических наименований городам и улицам, выступил руководитель общественного движения «Возвращение» Юрий Бондаренко.

А.Д.КаплинС интересным докладом, который в сокращенном виде был опубликован на «Русской народной линии», выступил наш постоянный автор, доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета профессор Александр Каплин. Его доклад был посвящен критике исторических писаний знаменитого фальсификатора Резуна-Суворова.

В конференции также приняли участие: Юрий Болдырев, народный депутат Украины; протоиерей Андрей Новиков, кандидат богословия, член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ МП, секретарь Одесской епархии; протоиерей Владимир Горидовец, член Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви Белорусского Экзархата, и другие ученые и священнослужители Русской Православной Церкви.  

Это впечатление лишь от первого дня конференции. Во второй день мне не удалось принять участие, но ее материалы, как обещают организаторы, будут опубликованы, и мы надеемся, что мы сумеем познакомить с ними и читателей «Русской народной линии».

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 2. Участник конференции

Где ж тут искажение, дорогой участник конференции, коли вы все и пересказываете, только для вас Илизаров - крупнейший специалист по духовному миру Сталина, а для меня типичный либерал, мыслящий схемами вчерашенго дня и все подгоняющий под антисоветские схемы. Если для доктора наук образцом историка является до сих пор Н.М.Карамзин, о чем можно говорить?! Причем Карамзин ему явно близок из-за его некритического отношения к русофобским мифам, а не из-за его монархического чувства. А пафом выступления Мединского, как и Боханова, и Мультатули был совсем иным, нежели либеральный пафос Илизарова.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:43
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16