«Святейший Патриарх Кирилл поступил мудро и равновесно»

Диакон Владимир Василик об отказе Предстоятеля Русской Православной Церкви благословлять рок-концерты

Проблемы церковной жизни 
0
2279
Время на чтение 7 минут

Относительно рок-концертов Святейший Патриарх Кирилл поступил мудро и равновесно. Насколько я знаю, к Святейшему неоднократно ходили и о. Андрей Кураев, и другие для того, чтобы он не только благословил рок-миссию, но и сделал ее массовой. Патриарх имел достаточно мудрости этого не делать.

Ситуация здесь такова: сам он не является музыковедом, его музыкальные вкусы, естественно, далеки от рока. Патриарх, не чувствуя себя авторитетом в данной области, избрал позицию осторожного дистанцирования, поскольку на него оказывается давление, разные воздействия с одной стороны - ретивых миссиоманов, убеждающих его, что будто бы рок-миссия спасет молодежь, массово привлечет ее к Церкви, обновит Церковь, что надо идти в самые разные места и «говорить на всех языках», использовать все средства. А с другой стороны - Святейший, мудрый архиерей, монах и аскет – и для него значимо свидетельство отца Иоанна (Крестьянкина), с которыми он вероятно знаком. Отец Иоанн писал одному священнику с советом воздержаться от священнослужения, потому что в прошлом он был активным рок-музыкантом. Отец Иоанн (Крестьянкин) указал на то, что человек с таким демоническим опытом, с опытом общения с падшими духами и опытом разжигания страстей не может стоять у Престола. Это уже говорит о том, что такое стихия рока, как она действует на человека.

Меня весьма порадовали слова Святейшего о том, что он не видит в рок-миссии смысла. Я в свое время уже писал об этом в статье «О миссии истинной и ложной». Действительно, это так, потому что рок-миссия и проповедь мало- и трудносовместимы, если не вообще несовместимы. Евангелие нам говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37-39). Святейший Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что во время рок-концерта логика, мысль отключается. Человек живет ритмами, чувствами, у него на время отключается сознание, поэтому проповедь возможна на одну-две минуты. Это несколько лозунгов - вот и все.

Но разве такой должна быть христианская проповедь? Понятно, что она совсем не обязательно должна длиться часами, народ у нас, к сожалению, не терпелив, но мой опыт общения с великими старцами, такими, как отец Иоанн (Крестьянкин), отец Василий Ермаков, показывает, что их слова были обращены не только к душе и сердцу, но и к уму человека. Господь не насильствует ум человека, нашу волю. Как было бы просто, если бы наше сознание было отключено! Тогда можно было бы внедрить нам чип с Библией или Добротолюбием, и под влиянием нейролингвистических технологий (НЛП), под влиянием православного рока все стали бы православными.

Но кем бы мы тогда были? Не людьми, а либо роботами, либо животными. Употребление психотехнологий, в том числе и НЛП, на мой взгляд, является глубочайшим поруганием образа и подобия Божия в человеке. Использование НЛП, в том числе, в качестве лозунгов и речевок на рок-концертах и т. д., есть глубочайшая профанация самой идеи миссии, самой идеи проповеди. Почему тогда не призвать «православного Кашпировского», который всех бы загипнотизировал и закодировал? Но все понимают, что это была бы уже не Церковь Христова, а церковь антихриста.

Само по себе искусство, по словам протоиерея Александра Ельчанинова, является областью двусмысленной и демонической. Но, тем не менее, в классическом искусстве еще есть известные границы, есть известные тормоза, есть ограничители, которые вовремя позволяют включить наш разум. В роке этих ограничителей нет. Рок-музыка зомбирует человека, заставляет его жить в такт безумным, неистовым и античеловеческим ритмам, превращает собравшихся зрителей в стадо, управляемое музыкальным кнутом. Где здесь свобода Христова? Где здесь целый человек? Где тут хоть какая-то возможность обратиться к его душе, уму и сердцу?

Рок-ритмы апеллируют к низменным половым инстинктам. Получается, что и мы будем обращаться к темным и агрессивным инстинктам, изгонять бесов неверия с помощью бесов блуда и бесов агрессии. Мягко говоря, странная идея. Это все понимает Святейший Патриарх Кирилл.

Почему, однако, он не запрещает это безусловно? Я думаю, что он, как всяких христианин, не радуется неправде, а сорадуется истине и ищет во всяком явлении искусства что-то хорошее. Еще надеется, нет ли в роке той чистой струи, которая может вывести «подсевших» на него людей, заблудших к более высоким уровням искусства, вывести их к вере Христовой? Патриарх как миссионер знает, что люди иногда начинали свой духовный путь из самых нехристианских ситуаций, из самых темных и безжизненных сфер. Поэтому он и не запрещает этого безусловно.

Но то, что он не дает своего благословения, в высшей степени значимо. Зачастую старцы нашего времени поступали так: они либо благословляли, либо говорили «Как хочешь, сам знаешь, как». Но эти слова в их устах реально означали на самом деле: «Не делай». Так, в частности, говорил отец Николай Гурьянов. Они, зная человеческое непослушание, наше своеволие, не ограничивали нашу свободу, а давали ей место, но лишь для того, чтобы человек на своем горьком опыте сам убедился, каковы последствия его неразумия, его непослушания, своеволия и самочиния. А также попыток манипулировать старцем или священноначалием. Вот так и Святейший дал подобный ответ. По крайней мере, так я его истолковываю. Но то, что Патриарх, человек мудрый и весьма рациональный, высказался о бессмысленности рок-миссии и невозможности дать на нее благословение, - это значимо.

Не знаю, отрезвит ли это разных «фролеров и миссионэров», потому что, судя по тому, что они пишут в свих «Живых журналах», точнее «животных журналах», судя по тому непотребству и грязи, которые они позволяют по отношению к инакомыслящим верующим людям, мне кажется, что они малоисцелимы, если не неисцелимы вообще. Потому что это люди, обуянные духом века сего. Они пытаются втереться в доверие к священноначалию, не только «подставляют» его, но и пытаются его погубить.

За последнее время они пытались внедрить несколько пагубнейших идей священноначалию и относительно священноначалия. Первое - это идея о том, что Святейший Патриарх должен быть менеджером. Эта идея оскорбительна для Великого Господина и отца нашего. Во-вторых, ее внедрение превратило бы нашу Русскую Православную Церковь в транснациональную корпорацию. В-третьих, эта идея вносит в Церковь меркантильный, торгашеский, нечестивый и сребролюбивый дух. А отцы-подвижники, в частности, Авва Маркел в 152 рассказе «Луга духовного» говорит: «Бежим от матери всех зол - сребролюбия». Вот эта идея маркентинга, менеджмента, сребролюбия и вводится ими в церковное понятие, в церковную жизнь.

Меня поразила еще одна идея, которую высказал К.Фролов, а именно то, что миссионер должен быть «специалистом по сетевому маркетингу». Это что, получается, он живыми душами торгует? Понятно, когда нет ничего за душой, то и становишься маклером, менеджером, специалистом по маркетингу в Православии. С этим ли шли святые апостолы, святая Нина, святые Мефодий и Кирилл, святой Стефан Пермский, святители Иннокентий Алеутский и Николай Японский? С такими ли идеями? Становится смешно и страшно. Нуждались ли святые Кирилл и Мефодий в услугах константинопольских мимов для вящих успехов в своей миссии? Нуждался ли Стефан Пермский в помощи новгородских скоморохов с медведями, а Иннокентий Алеутский в труппе Большого театра? Нет, они проповедовали своей жизнью во Христе, той, которой наши миссионеры не живут.

А «миссионэры» же полагаются на те технологии, которые насильствуют и уродуют душу человека, которые наш безбожный мир разработал совершенно для другого. На деле они - не за Христа, а против Него, не за спасение, а за погибель, не за искупление, а за продажу душ человеческих. Невольно вспоминается образ Спасителя, который с бичом в руке разогнал торговцев во Храме и сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2:15,16). Он сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:13). Вот таким же «вертепом разбойников» пытаются сделать нашу Церковь «дорогие миссиоманы».

Еще одна опасная мысль, ими проводимая, - это идея харизматического лидера, удача которого служит гарантией его богоизбранности. Эта идея напрочь сносит идею легитимной власти, как светской, так и духовной. Она дает возможность клеветникам Церкви порочить Святейшего Патриарха Кирилла. Например, Святейший благословил спортивную команду, она потерпела поражение, и немедленно клеветники Церкви обрушились на Патриарха. Почему? Да потому что в головы их вложена кураевско-фроловско-уткинская идея об удачливом и харизматичном вожде. У нас полыхали пожары, и опять пошли разговоры относительно Патриарха Кирилла, что де правление его не благословлено.

Все от того, что в головах засел ядовитый стереотип о том, что правитель легитимен только тогда, когда он удачлив. А между тем это идея нечестивая, неправедная. Император Николай II не был нелегитимен по причине, что его преследовали неудачи. Святейший Патриарх Тихон, в годы правления которого Церковь терпела страшные потрясения и гонения, был легитимен, как и святой сербский князь Лазарь вошел в историю именно как страдалец и мученик, и никто не смел говорить о том, что власть его была незаконной, от того он и потерпел поражение.

Подобные «наивно-триумфалистские разговорцы» в Интернете неуместны и вредны. Не удачливость, не успех, а праведность - вот что является основой власти и светской, и церковной. И последняя идея «миссионэров» - всеядность, причем используются здесь  любые средства. Волей-неволей это напоминает искушение Христа. Когда дьявол возвел Христа на высокую гору и, показав все царства мира, предложил их все, только за одно лишь поклонение ему. Миссия любой ценой и любыми средствами - это антихристианский лозунг. Вот они говорят о рок-миссии, о байк-миссии, но, простите, а почему тогда не «наркомиссия», допустим, организовать конкурс на изготовление «православного наркотика». Можно еще заняться «тату-миссией» - конкурсом на изготовление лучшей «православной татуировки» и т. д. Даже не буду дальше заходить, пусть читатели сами домыслят.

Возникает впечатление, что кому-то очень надо растворить уникальное содержание Православия в низкопробных субкультурах и таким образом, представить его всего лишь как одну из субкультур. Чем с успехом и занимается, например, о. Андрей Кураев. Всем этим тенденциям надо властно противостоять. И, слава Богу, что у Святейшего Патриарха Кирилла хватило мужества и воли отмежеваться от такой миссии.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 11:12
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16