Между тем, из справок, отчетов и экспертных мнений В.Милонов приходит к выводу, что декларируемые задачи «Преображения России» - реабилитация нарко- и алкоголезависимых - во многом расходятся с реальными делами.
Практикующие специалисты выделяют три основных этапа реабилитации наркозависимых. С первым - снятием абстинентного синдрома, проще говоря, ломки, успешно справляется государственная медицина. Потом человеку нужно показать и доказать, что можно обходиться без стимулирующих средств. Это в значительной степени работа психологов, коллективные беседы, другие методы. И наконец последний, самый сложных этап - это социальная адаптация. Человека нужно научить жить в обществе, полном соблазнов, и жить одному, без помощи братьев по общине или коллег по реабилитационному центру. С последним, как считают критики, у «Преображения России» большие проблемы.
Руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков так охарактеризовал работу «Преображения России»: «Подавляется воля человека и человеку внушается социофобия. Если ты вернешься в общество, ты снова будешь употреблять наркотики. Это для того, чтобы человек остался. Да, его будут кормить, его будут одевать. Но он будет работать на секту. Он будет рожать детей, но они будут работать на секту». «Работать на секту», поясняет НТВ - значит приносить доход руководителям организации. По словам отца Сергия Белькова, руководители «Преображения России» первыми догадались: желающие бросить наркотики - это, по сути, бесплатная рабочая сила, которая может приносить хороший доход.
Василий, бывший руководитель реабилитационного центра рассказал в интервью изданию: «Задача одна: удержать людей в центре, чтобы не разбежались, и найти работу. У каждого руководителя существует определенный план по сдаче денег. Если взять Новосибирск, это 200-250 тысяч рублей. Если взять Омск, то сумма меньше, потому что там работы меньше». Василий - один из бывших реабилитантов. По его словам, работать приходилось по 12 часов в день. Трезвые грузчики, аккуратные дворники зарабатывали главным образом такой работой. На издержках экономили. Тарелка супа в день - часто все, на что могли рассчитывать пациенты реабилитационных центров.
Возможно, это и привело к ЧП в элитном поселке Репино, которое шокировал Петербург в середине лета. Начальник штаба РУВД Курортного района Зинаида Волохова сообщает: «Мужчина вышел из ворот частной территории на Луговой ул., 5 и на него напала стая собак. Одну из собак он палкой убил. Решил, что если собака внешне здорова, то ее можно съесть. Это он делал раньше, когда сидел в местах лишения свободы и питался собачатиной». Задержанный потом сообщил о том, что он был одним из пациентов «Преображения России».
В самой же организации от определения «секта» категорически открещиваются. Один из руководителей петербургского филиала организации - Тимур Курбангалиев - заявил: «Когда мне говорят, что вы - секта, я даже не представляю, что такое секта. Я имею образное предположение, когда там что-то закрывают, колдуют, прыгают, молятся. Но это же идиотизм. Я так считаю. Здесь любой здравомыслящий человек видит все своими глазами. Просто с нами надо почаще общаться».
Еще один центр «Преображения» по иронии находится почти напротив городского парламента. Излечившиеся от наркомании продолжают жить общиной. Здесь каждый охотно расскажет, как он встал на путь исправления. Но вопросы финансового плана считаются дурным тоном, отмечает НТВ. На вопрос корреспондента, «откуда у общественной организации деньги на квартиру на набережной Мойке?», Тимур Курбангалиев заметил: «Это не квартира не общественной организации. Здесь живут те люди, которые прошли реабилитацию в нашем центре и сейчас проходят адаптацию».
В 2001 г. организацию «Преображение России» основал Андрей Чарушников, неоднократно судимый за грабеж и хулиганство. По словам протоиерея Сергия Белькова, все это вызывает большие сомнения: «Два брата, посидевшие на зоне за различные преступления, так вдруг создают некую империю. Сейчас больше 300 центров в России и несколько десятков - за рубежом, Они этого сделать просто не могли. Соответственно должен был быть какой-то первоначальный капитал. Можно догадываться, откуда он взялся. Оба были сектантами. Мы предполагаем, что часть средств поступила из-за рубежа, а частью, возможно, с ними поделился криминалитет».
Между тем, отмечает издание, до сих пор по факту деятельности организации не было возбуждено ни одного уголовного дела, и не был закрыт ни один центр реабилитации. Но не исключено, что скоро ситуация кардинально изменится. Руководители организации уже пообещали подать в суд на депутата Милонова. В ходе судебного процесса, возможно, будет дан ответ на вопрос: что же такое на самом деле благотворительная организация «Преображение России».