Беглый анализ собственников крупнейших российских СМИ показывает: абсолютное большинство т.н. российских СМИ контролируется иностранцами - иногда прямо, а чаще - через представителей наиболее зависимых от Запада секторов экономики: сырьевого и банковского (для первых Запад - это заказчик, для вторых - источник кредитования). Не исключение и т.н. государственные СМИ: их редакционную политику определяют добровольные или платные агенты того же самого сырьевого капитала, привыкшие мыслить в рамках «рыночной» системы координат.
Они рассуждают так: информация продается, значит она востребована. (Цинизм редкостный! Как известно, самый высокий рейтинг имеют телерепортажи с мест терактов. Но ведь именно этого и хотят террористы, чья цель: запугать как можно больше людей).
Ожидать от таких журналистов/редакторов/продюсеров патриотизма, поддержки отечественного производства и даже просто признания самостоятельной ценности русской культуры и русской цивилизации, по меньшей мере, наивно: у них свой «директор рынка», а нам уготована роль в лучшем случае пассивных слушателей или зрителей.
Неслучайно в современных СМИ, не исключая даже и многих околоцерковных, делается ставка на негатив: хорошая новость и новостью-то не считается, потому что «не продается». Такая установка, вкупе с огромным количеством откровенного информационного мусора, способствует развитию у потребителя «клипового мышления» - человек не успевает осмыслить, пережить новость, дать ей нравственную оценку, как уже вынужден «переваривать» следующий «чернушный» сюжет. В результате человек либо впадает в уныние, либо включает защитный механизм - равнодушие. Надо ли говорить, что для православного человека оба состояния губительны.
Что же делать? Чтобы сберечь душу от информационного наркотика, некоторые наши соотечественники пытаются максимально сократить потребление информации - отказавшись не только от просмотра «зомбоящика», но и от газет, и даже и от компьютера. Для кого-то такой путь, возможно, и спасителен - но в целом для страны, для ее активного и творческого элемента это - путь в никуда, хотя бы потому, что жить в информационном обществе и при этом игнорировать это самое общество, - все равно что брести по скоростному шоссе с завязанными глазами. Да и с какой, спрашивается, стати, нам нужно уходить в пещеры подобно пензенским сектантам. Россия, святая Русь - это наша страна, и наше дело - защищать ее, защищать наших детей от всякого рода нечисти, которая присвоила себе право говорить от нашего имени и указывать нам как нужно жить.
Если мы хотим победить в информационной войне и тем самым спасти свою страну и, в конечном итоге, себя, нам необходимо перехватить стратегическую инициативу в информационном пространстве. Выражаясь языком самих СМИ, мы должны стать ньюсмейкерами - то есть создателями новостей и всевозможных «информационных поводов». Средства для этого есть практически у каждого - как известно, действующая конституция позволяет (по крайней мере пока) обжаловать в суде любой закон и указ, любое действие/бездействие властьпридержащих и публикации СМИ. Либеральные СМИ признают только грубую силу, надеяться победить их в честном интеллектуальном поединке просто наивно: у хозяина рынка нет ни чести, ни интеллекта.
Но одной силы мало. Чтобы заставить оружие противника работать на нас (не позволив ему замолчать наши инициативы) необходимо нарушить его монополию на зрителя/слушателя/читателя. Нам необходимы свои СМИ - сайты, блоги, газеты, радиостанции, телепрограммы, информационные агентства, которые не только сообщат о наших делах, но и предложат потребителю информации наши ценности, наше понимание жизни, наш анализ всех сторон жизни, с точки зрения идеала Русского государства-Святой Руси. Закон рынка: набравшая посредством ретрансляции в наших СМИ «критическую массу» новость не сможет быть проигнорирована либеральными СМИ - в противном случае последние просто потеряют своего читателя.
И все же, главной темой наших СМИ должны стать не публикации «сводок с фронтов» и тем паче не тиражирование очередных концепций по спасению России - а конкретные личности и успешные примеры. России катастрофически не хватает подлинных героев и хороших новостей. Все, что может поднять человека над суетой и вдохнуть в него надежду, вернуть ему веру в высшую справедливость и в собственные силы: благородство подвига и бескорыстная жертва, красота Божьего мира и честный труд, возвышающий человека, научные открытия и смелые управленческие решения, выводящие из тупика производства и целые населенные пункты - все то, что якобы «не пользуется спросом» у либеральных СМИ - мы можем и должны вернуть в информационное пространство. Наш герой - это человек, которому хорошо. Но хорошо не оттого, что он обдурил ближнего и нажил золотой унитаз, а оттого, что он поступает по-Божески.
Господи, благослови!
Андрей Цыганов, специально для «Русской народной линии»