Профессор Винко Джурич, долгое время считавшийся «русофилом N1 в Сербии», увы, так и не дождался выхода в свет этой книги. Во время проведения конференции «Россия и Ватикан: неизбеден ли конфликт?» нас постигла скорбная весть о кончине нашего друга и соратника.
Теперь пальма первенства «первого русофила» перешла составителю сборника, хорошо известному читателям РНЛ профессору Зорану Милошевичу. Пожалуй, это один из самых переводимых на русский язык современных сербских политологов.
А вот исключительно плодовитый юрист и политолог Милош Кнежевич, главный редактор журнала «Национални интерес», пока еще неизвестен русскоязычной аудитории, но, надеемся, в будущем положение изменится.
Четвертый автор - иерей Никола Гаврич, выпускник Петербургской Духовной Академии, в настоящее время работает над докторской диссертацией «Общественная мысль Ивана Ильина». В сборнике он представлен статьей-предисловием: «Путин - как последователь Ивана Ильина».
Мировоззренческая позиция авторов продиктована отнюдь не шкурными интересами. Москва - в отличие от Брюсселя и Анкары - весьма специфически относится к тем, кто у себя на Родине преподносится едва ли не «рукой Кремля».
Украинские активисты прорусских движений знают об этом не понаслышке.
В первопрестольной, по-видимому, делается ставка не на создание общественного мнения («третий сектор» + «четвертая власть» = «пятая колонна»), но на реалии геоэкономики.
Сербские «лидеры мнений» «прорусской ориентации» начинают это понимать.
Но неисповедимы Пути Господни!
Защищая тех, кто заботится о Трубе, императоры Нефтегазовой Трубы избавляют своих союзников от присяги на верность другим идеалам другой Империи. Идеалам, которые вобрали в себя не только культ эгоизма, но и целый ворох извращений.
Появляется надежда на то, что защищая Трубу, ее властелины будут выстраивать такое идейное пространство, которое избавят от обязательного акта поклонения идолам Толерантности.
Короче говоря, наконец-то появился тот, кто обеспечит возможность сербам оставаться самими собою.
Важно то, что такую возможность предоставили сербам не китайцы или венесуэльцы, а русские. Это позволит облечь евроскепсис в понятную и вполне доступную всякому сербу форму русофилии. Так уже было в истории неоднократно.
Это у нас мало кто из современных школьников знает о самом существовании такой державы Сербии. А на берегах Савы, Дравы, Дрины и Моравы все совсем иначе. Еще совсем недавно русская литература в программе средней школы занимала объем, сопоставимый со всей мировой литературой вместе взятой. Русь-Матушка была и (несмотря ни на что!) остается важной составляющей сербского национально-патриотического мировоззрения.
Любовь к исторической России, благодарность русскому народу, между прочим, были одним из существенных причин коммунистического выбора, в том числе, и во время Гражданской войны в Сербии 1941-1945 годов.
Вот и сейчас фантом «заступницы Руси-Матушки», вызвавший новый вал европейской русофобии, становится для сербских патриотов именно тем маяком, который рассеивает мрак безысходности и указывает путь из этого мрака.
К слову замечу, что для нас, молодых русских патриотов «эпохи ельцинской семибанкирщины» таким маяком был фантом «Югославии - последнего оплота сопротивления Новому Мировому Порядку». Для многих из нас Сербия была не просто «фигой в кармане», но была настоящей «фигой в харю» либерастам.
Каковы же мотивы пророссийской ориентации у авторов сборника? В качестве главного аргумента в пользу пророссийского выбора были предъявлены результаты, которых добилась страна, чей лидер обеспечил возможность отказа от игры по навязанным правилам.
Это действует. Еще совсем недавно на последовательных русофилов смотрели в Белграде примерно так же, как в дооранжевом Киеве. Без особой враждебности, но как на ностальгирующих чудаков-романтиков. Сербия после октябрьского ‘2000 переворота хлебнула так, что Украине и не снилось.
А Россия мало-помалу начала выкарабкиваться из ямы.
И пусть субкультура современной Москвы отвратительна, у Москвы есть тот шанс, которого у Брюсселя, не было изначально.
Речь идет о том, что властелины Трубы выстраивают такое идейное пространство, которое, как указывалось выше, избавит своих подданных от обязательного акта поклонения идолам Толерантности. А значит, даст шанс сберечь свою душу. Позволит остаться самим собой.
И как хочется верить в то, что Царь у нас, на самом деле, хороший.
Просто до продажных бояр еще не дошли руки.
Авторы сборника, опубликованного в городе, когда-то славившемся корабелами, в этом и не сомневаются.
Павел Тихомиров, переводчик сборника, специально для «Русской народной линии»