17 июля сего года в своем Живом Журнале он в недопустимо грубой форме обрушился на выступление архиепископа Красноярского Антония в связи с вопросом о катехизации. Чего только нет в этом материале! И «штампы советской пропаганды», и «советские газеты за завтраком». По мнению о. протодиакона, «в Красноярской епархии реинкарнировался дух Короля-Солнца с его незабвенным «Государство - это я!». Вот еще шедевр обличительства, по стилю и духу сопоставимый с текстами нигилистов шестидесятых годов XIX в.: «Кроме того, если бы и в самом деле владыка верил в то, что он написал, он, наверно, иначе управлял бы епархией. Он бы не стал считать преимущественным направлением епархиальной миссии пышные концерты и фестивали церковных хоров». Достаточно заглянуть на сайт Красноярской епархии, чтобы убедиться в очевидной несправедливости слов отца Андрея.
Особенно возмутителен следующий пассаж: «Владыка Антоний в тех случаях, когда он не отдыхает в Испании или США, любит обличать латинскую ересь». Во-первых, откуда отцу Андрею известно, где отдыхает Владыка? Он что, на таможне стоял, или за билетами для него бегал в аэропорт? Где об этом существует официальная информация? А если ее не существует, то хорошо ли диакону заниматься подглядыванием в замочную скважину? А во-вторых, какое ему до этого дело? Можно пойти очень далеко, выясняя, где и за сколько отдыхали весьма уважаемые лица, в том числе и сам отец Андрей. Не найдется ли тогда новый надувало-Фагот из известных служб, который устроит «черную магию с разоблачением» и спросит отца Андрея: «А где Вы отдыхали, уважаемый Андрей Вячеславович с такое-то по такое-то число? И на чьи денежки?»
Резюмируя этико-стилистическую сторону материала, можно сказать следующее. Текст отца Андрея написан в худших традициях советской антирелигиозной пропаганды - в духе Ярославского и Суслова. Но создан-то он протодиаконом, который самим духом своего служения должен быть воспитан в благоговении перед высотой архиерейского служения: ведь на каждое литургическое действо диакон берет благословение архиерея! Или в литургии одно, а в жизни - другое? Но тогда лицемерие какое-то получается.
Если отцу Андрею кажется, что владыка Антоний неправ, то для выражения своих недоумений и скорбей он вполне мог избрать веками отработанные формы печалования и вежливых вопросов. Как бы его ни заботили вопросы миссии и катехизации, нельзя переходить границы церковного этикета и христианской этики. Во имя будущих миссионерских успехов нельзя попирать существующую архиерейскую честь и ставить под сомнение наличествующую архиерейскую власть: это - курс на дезинтеграцию Церкви, в конечном счете - на раскол.
Вообще, для непосвященного человека непонятно, что происходит: если у священноначалия вообще и руководства отдела образования и катехизации есть претензии к правящему архиерею Красноярской епархии, то их, согласно церковным обычаям, озвучивают по закрытым административным каналам, а не вываливают в ЖЖ. Иной путь был бы деструктивным. Возможно, отец Андрей действует от себя, занимается непозволительными импровизациями, стяжая себе сомнительную славу героя-обличителя за счет архиерейской чести и славы. Если это не так, то хотелось бы попросить уважаемого о. протодиакона представить письменное благословение на этот текст.
Данный текст, как и резкие и несправедливые выступления против других архиереев (архиепископа Владимирского Евлогия, архиепископа Тобольского Димитрия) по своему духу и стилю вполне подпадает под 55 апостольское правило: «Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен, ибо «правителю людей твоих да не говори зла» (Деян. 23:5)». «Досадит», по-гречески ubrizei - означает «оскорбит». В правиле не сказано, «оскорбит незаслуженно», смысл его состоит в наказании за любое оскорбление архиерея, тем более, что во многом отец Андрей не прав и по существу, но это - отдельная тема, к которой мы еще вернемся.
К сожалению, отец Андрей пытается оскорбить своего духовного отца, каковым для дьякона должен являться любой архиерей, к тому же - заслуженного человека, отмеченного многими наградами, за 20 лет обустроившего Красноярскую епархию, который даже по возрасту отцу Андрею в отцы годится.
В завершение следует напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Это, конечно, огромный вызов, потому что когда священник подписывается своим полным именем, когда все остальные знают, что это священник говорит, то ответственность очень высока. Поэтому я призываю духовенство участвовать во всей этой современной жизни, в этом обмене информацией, но только с очень высоким чувством ответственности. Нельзя просто болтать в Интернете, нельзя свои собственные мысли подавать таким образом, чтобы люди воспринимали это как мысли Церкви. Поэтому, с одной стороны, я призываю духовенство к тому, чтобы они активнее использовали эти новые конверты для переписки, но, с другой стороны, учитывая, что возрастает ответственность, предлагаю очень серьезно готовиться как в духовном, так и в интеллектуальном смысле для участия в такого рода работе».
Надлежит также исполнить приятный долг - поздравить владыку Антония с 20-летней годовщиной восстановления Красноярской и Енисейской епархии и пожелать дальнейшего развития его успешной деятельности и многая и благая лета.
Диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, специально для «Русской народной линии»