Сейчас возникает трудный вопрос: как выдержать столь высокий сакральный уровень в явно профанированном пространстве Интернета, где огромное количество информации является порнографической? С другой стороны, это пространство, которое многие справедливо именую информационной свалкой, необходимо просвещать и очищать. «Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тьму мою» (Пс.17-29). Очень многие люди обездвижены, многие не имеют средств и возможностей общения, кроме как через компьютер, Интернет. Но еще большее количество людей «подвисли» на Интернете, как говорит молодежь, - находятся на «компьютерной игле». И их нужно лечить от компьютерной зависимости, как не парадоксально, через тот же самый Интернет, возвращая их к нормальной духовной жизни. Кроме того, интернет для многих являются универсальной библиотекой. Многие люди оторваны от университетских центров, библиотек, но в пределах Интернета они способны проверить почти любую информацию и найти практически любую книгу, а временами и рукописи.
Конечно же, Церковь должна действовать на этом поле. Вопрос - как. Дело в том, что временами православные интернет-средства дают далеко не лучшие примеры общения в Интернете. Это и провокационные статьи, и обвинения целых сообществ в расколе и якобы нелояльности к священноначалию, это и бесконечные дискуссии по сути дела ни о чем, «терки» с взаимными претензиями, что как раз демонстрирует отсутствие письменной и духовной культуры, и наконец, элементарной этики.
Весьма важен призыв Святейшего Патриарха повышать свой духовный, интеллектуальный и литературный уровень. Многие, читая письма античности, средневековья, Нового времени, особенно русских писателей - Пушкина, Тургенева, Достоевского, по справедливости поражаются их высокому эпистолярному таланту. Даже первая половина ХХ века дает очень высокие образцы. Нельзя без особого волнения обращаться к лагерным письмам священников или фронтовиков. Эти образцы мы должны всегда держать перед нашими духовными очами.
Чем в этом смысле хорош Интернет? Тем, что ты находишься под прицелом критики и должен к своему слову подходить с большой ответственностью. Чем он плох? Своей массовостью в Интернете воспроизводится бесконечное количество текстов, никем не цензурированных. Отсюда неминуемо начинает падать качество. Кроме того, Интернет работает с аудио- и видеорядом. Отсюда возникает соблазн работать не с сознанием человека, а с его подсознанием. Наблюдая некоторые тексты на форуме протодиакона Андрея Кураева, я пришел к страшной мысли: временами он и его читатели работают по принципам нейролингвистического программирования - не обращаются к логике, к сознанию, к фактам, а без всяких доказательств, но весьма энергично и агрессивно вбивают в головы одну и ту же мысль. Например, «Русская народная линия - раскольники». И клевета, сказанная несколько раз, становится неким виртуальным «фактом».
Я считаю, что священнослужитель, особенно популярный, особо авторитетный, имеющий доступ к телевидению, к радио, Интернету и газетам, должен быть чрезвычайно ответственен в своих суждениях и высказываниях. С этим я обращаюсь и к себе, и к своим коллегам, в том числе и к уважаемому отцу Андрею Кураеву. Стоит вспомнить библейские слова: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12:37). «За всякое слово праздное люди дадут ответ в День судный (Мф. 12, 36)», - также сказал Господь.
Именно поэтому с особой отрадой я перечитывал слова Святейшего Патриарха Кирилла, который призывает к особой ответственности священнослужителя за любое выступление, особенно в социальных сетях. Сам Святейший Патриарх показывает примеры мудрости, выдержанности и ответственности в своих выступлениях. Нам во многом надо учиться у него.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»