Отличие «газового конфликта» России и Белоруссии в том, что, в отличие от конфликтов с Украиной, которые имели место в 2008 и 2009 годах, этот конфликт не носит геополитического характера. За спорами с Украиной стоял вопрос ее переориентации от традиционного восточно-европейского пространства, где доминирует Россия, на западноевропейское цивилизационное и экономическое пространство, где хозяйничают Евросоюз и НАТО. О геополитической переориентации Белоруссии и ее уходе из восточнославянского ареала речь не идет.
Белоруссия сегодня ближе к России и экономически, и политически, и цивилизационно, к тому же сам Евросоюз уже не инициирует свое расширение любой ценой. В 90-е годы в связи с геополитической перекройкой восточноевропейской карты расширение на Восток было политической стратегией Запада, которая осуществлялась, несмотря на существенные экономические издержки. Сегодня ЕС дальнейшая интеграция экономически совсем не выгодна, что, в частности, хорошо показал экономический кризис, начавшийся в 2008 году. На Евросоюзе уже и так повисли и Греция, и Португалия, и страны Прибалтики. Параллельно происходит формирование единого экономического пространства СНГ, которое имеет место в форме пилотного проекта в виде Таможенного Союза России, Казахстана и Белоруссии.
Если говорить о Белоруссии, то известно, что она сохранила не только советский флаг, но и советскую структуру экономики и старый подход к международным отношениям. Но это суверенное государство, которое свободно распоряжается своим геополитическим пространством. Белоруссия дает России кратчайший выход в центральную Европу, позволяет России размещать на передовых рубежах системы безопасности и т. д. Естественно, что за свое геополитическое положение Белоруссия требует определенные экономические дивиденды.
Сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, российское руководство понимает, что в отношении с постсоветскими партнерами заложены некие тенденциозные формы, которые всеми принимаются как должные. Складывается впечатление, что Россия как будто бы платит алименты Белоруссии и прочим соседским республикам. С другой стороны, сейчас Россия оказывает помощь Украине, снижены цены на энергоносители. Но эта целевая помощь – не «дружеские дивиденды», - здесь все завязано на геополитический проект, на конкретное решение о пребывании российского флота до 2042 года.
Каких-то геополитических вопросов, непосредственно связанных с экономикой Белоруссии, у нас не возникает, поэтому здесь ситуация несколько иная. Россия начинает отходить от дотационной практики и оказывает помощь государствам под конкретные проекты. Очевидно, именно такой принцип будет господствовать в ближайшие десятилетия.
Для белорусов это является серьезной проблемой, поскольку отсутствие российских дотаций приведет к снижению уровня жизни, потому что во многом расходы на социальную сферу в Белоруссии черпались от тех бонусов, которые она получала от России в последние двадцать лет. Теперь белорусам придется как-то реформировать экономику, искать новые источники доходов, новые формы сотрудничества, которые давали бы возможность получать им целевую помощь от России.
Таким образом, на постсоветском пространстве столкнулись два подхода. Один - инновационный, прагматичный, другой – дотационный, сохраняющий советские традиции. В любом случае, - «времена меняются», и мы наблюдаем период становления постсоветского пространства на новых экономических принципах, что можно сравнить со становлением Евросоюза, других интеграционных объединений. Полагаю, что развязки будут найдены, и стороны поймут, что, с одной стороны, принципы советской дотационной политики не могут далее распространяться в XXI веке, а, с другой стороны, внедрение современных норм международных экономических отношений должно проходить более терпеливо, компромиссно. В итоге, будем надеяться на то, что на постсоветском поле сформируется полноценное экономическое пространство развитых стран.
Многие сетуют на то, что новые принципы экономических отношений могут отодвинуть еще дальше и так неподвижный процесc строительства Союзного государства России и Белоруссии. Важно понять, что здесь дело не в данном конкретном случае «газового обострения». Такие конфликты были и раньше, будут и в будущем. Ситуация лишний раз показывает, что принципы союзничества и экономического взаимодействия между нашими странами должны быть пересмотрены и развиты. Все дело в том, что Россия и Белоруссия видят Союзное государство по-разному. Пока не будет найдена развязка, которая одинаково устроит российскую и белорусскую стороны, эти конфликты будут возникать снова и снова.
Юрий Косов, заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской народной линии»