Как уже сообщала РНЛ, глава ФСБ России Александр Бортников подписал приказ о денежном вознаграждении граждан, предоставляющих информацию о преступниках и готовящихся преступлениях. Отметим, что на днях на предприятиях госкорпорации "Росатом" решили выплачивать вознаграждения работникам, чья информация поможет предотвратить противоправные действия в отношении госкорпорации и ее предприятий. Весной МВД разместило на своем сайте проект приказа, обязывающего всех сотрудников системы сообщать о коррумпированных коллегах.
Regions.Ru напоминает, что во многих странах Запада существенную помощь в борьбе с преступностью оказывает привычка граждан сообщать обо всех фактах правонарушений, однако в России доносительство осуждается традиционной моралью.
Как сказал один сетевой журналист: "Страна остро нуждается в идейных стукачах. Только стукачах не политических, а бытовых: что бы денно и нощно писали заявления о том, кто что украл, где машину менее чем в 3-х метрах от жилого дома поставил, застройку незаконную начал, к электросети тайком присоединился".
С другой стороны нельзя забывать и о том, что доносительство в условиях низкой правовой культуры может стать дополнительным рычагом в руках вымогателей и коррупционеров.
«В чем причина того, что граждане России не привыкли делиться с правоохранительными органами информацией о преступниках? Можно ли и нужно ли переломить эту тенденцию?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов считает положение, когда сообщить что-либо о нарушениях закона считается предосудительным, ненормальным. «Мне кажется, что ненормальная ситуация в этой сфере сложилась вследствие мощных искажений в отношениях государственной власти и народа еще в советский период, когда донос стал средством расправы с неугодными людьми и на политическом, и на бытовом уровне. Совершенно справедливо это морально осуждалось», - сказал он.
«С другой стороны, сокрытие преступлений, в том числе и через недоносительство, особенно в правоохранительных органах, тоже недопустимо. Наверное, для поддержания порядка в обществе и государстве без доносительства все-таки не обойтись. Здесь следует обратиться к опыту ряда западных стран, где это практикуется, не подвергаясь никакому моральному осуждению, и дает положительный результат. У нас же доносительство до сих пор используется как средство борьбы с конкурентами, что недопустимо. Но как средство борьбы с преступностью оно, по-моему, вполне приемлемо», - считает протоиерей.
«Работа правоохранительных органов без тесного контакта с населением малоэффективна. Но дело в том, что на протяжении уже многих лет государство у нас воспринимается как враждебное по отношению к народу, поэтому и доносительство воспринимается как своего рода предательство. Сейчас, как мне кажется, государство пытается изменить такое восприятие и позиционирует себя как государство социальное, обращенное к народу, а не против него», - заключил отец Димитрий.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что с христианской точки зрения информация заглазная, нацеленная на причинение вреда человеку, - против правды Христовой. «Это грех, это против совести. По Евангелию, если я вижу, что брат мой согрешает, то должен лично обличить его и раз, и два, и при свидетелях. Такое братское обличение способно отвратить человека от греха, ведущего к смерти. А доносительство я могу представить разве что в отношении каких-нибудь оккупантов», - сказал он.
«Многие проблемы в этой области связаны в первую очередь с очень низким уровнем культуры правоохранительной деятельности. Наши правоохранительные органы должны научиться просто честно и качественно работать и выполнять свои прямые обязанности, а не ждать, сложа руки, когда им кто-то позвонит или напишет донос. Над этим руководство должно серьезно задуматься», - считает протоиерей.
«А принуждение граждан к доносительству окажет на наше общество только разлагающее и развращающее воздействие. Получается, что органы правопорядка, призванные охранять закон как олицетворение правды, будут способствовать распространению неправды, что недопустимо в государстве, которое пытается выйти на добрую дорогу», - заключил он.
«Россияне не привыкли делиться с правоохранительными органами информацией о преступлениях, поскольку наша православная культура предписывает неосуждение», - считает известный православный общественник и миссионер иеродиакон Иоанн Корниенко. «Хотя, - добавил он, - среди наших соотечественников все же есть те, кому не хватает этой самой культуры неосуждения».
Отец Иоанн отметил, что не является сторонником идеи денежного вознаграждения граждан, предоставляющих информацию о преступниках или готовящихся преступлениях. «Подобное поощрение приведет к тому, что среди наших соотечественников окажется слишком много «Павликов Морозовых», которые без зазрения совести будут доносить, а также клеветать на других с целью легко поживиться. Поэтому я против, чтобы россиянам за предоставленные сведения платили», - подчеркнул он.
Отец Иоанн глубоко убежден, что граждане России и правоохранительные органы начнут нормально сотрудничать только в том случае, «если государством будет разработана системная культурологическая политика, которая «информационных герое» будет выделять из общего числа людей». «Иными словами, государство и его представители должны стараться популяризировать поступки россиян в пример другим через СМИ», - заключил иеродиакон Иоанн Корниенко.
Диакон Вадим Лебедев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, считает, что главные беды современного человека – эгоцентризм и равнодушие. «Полагаю, что есть существенная разница между доносом и информированием с целью соблюдения правопорядка. В первом случае, безусловно, человеком движет злой умысел насолить ближнему, во втором же – желание предотвратить намечающееся преступление. Я думаю, что все осознают существование этой грани», - подчеркнул диакон.
«Необходимо все-таки людей побуждать быть неравнодушными и ответственно относиться к окружающему их миру и обществу. И, конечно, создатели приказа, инициированного ФСБ, стремились подтолкнуть граждан к этому, используя материальную мотивацию. Ведь мы, к сожалению, реагируем только тогда, когда опасность начинает угрожать лично нам. Например, когда в Москве начали взрывать дома, люди стали проявлять гражданскую активность и сообщать в милицию о всех подозрительных ситуациях», - заметил он.
«Конечно, вышедшим приказом могут воспользоваться люди нечистые на руку. Но опять же, надо просвещать народ духовно и нравственно, чтобы грань между стукачеством и информированием была заложена в нашей душе, в совести. Ведь есть и другая страшная крайность: сейчас люди, как правило, замкнуты на себе и своих проблемах и равнодушны к беде ближнего. И нам надо преодолевать эту эгоцентричность и воспитывать гражданина с активной жизненной и общественной позицией», - подытожил отец Вадим.