itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Леонид Гребнев: Разработчики законопроекта не собираются идти навстречу образовательным потребностям граждан

Вместе с тем, по мнению бывшего заместителя министра образования, пока не следует ожидать, что все дополнительные образовательные услуги в школе и детсадах будут платными

Закон об Образовании в РФ 
0
423
Время на чтение 3 минуты

Вопрос оплаты за обучение связан с федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", проходившем рассмотрение и утверждение в апреле-мае (83-ФЗ от 8 мая 2010 г.). Этот закон касается не только образовательных учреждений, а любых государственных и муниципальных учреждений, получающих финансирование из бюджета. Однако как раз в этом законе внесены поправки в действующий с 1992 Закон Российской Федерации «Об образовании» в части учредительства образовательных учреждений, которые расширяют возможности создания таких учреждений религиозными организациями. В ранее действовавшей редакции это право имели только религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации. Теперь это могут быть и все остальные религиозные организации («статья 11. п. 1. Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: …3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы)»).

Защиту интересов граждан России в сфере религиозных аспектов светского образования, в условиях расширения возможностей воздействия на них зарубежных религиозных организаций было бы логично обеспечить за счет значительно более детального регламентирования содержательных вопросов образования. Именно на это направлены предложения, недавно опубликованные на сайте «Русская народная линия».

В законопроекте "Об образовании в Российской Федерации", который сейчас опубликован на сайте министерства образования и науки, финансовые вопросы почти не представлены. Исключение представляют два положения. Первое касается обеспечения приоритетности развития высшего образования путем «финансирования за счет средств федерального бюджета обучения не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации». Эта норма совсем не новая. Она кочует по всем редакциям действующего закона, начиная с 1992 года, и представляет собой образец демагогии и/или некомпетентности законодателей. Затраты на обучение при очной (дневной), очно-заочной (вечерней) и заочной формах различаются очень сильно. Если их привести к очной форме по действующим нормативам, то окажется, что указанная норма закона никогда не соблюдалась. Второе положение закрепляет среди полномочий на уровне субъектов федераций (ст.15, п.9) «финансовое обеспечение государственных гарантий гражданам на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях». Тем самым опасения, что все дополнительные образовательные услуги будут в школе и детсадах платными, оказываются преждевременными.

Этот законопроект плох тем, что термин «образование» трактуется в нем абсурдно: «образование - общественное и частное благо…» (ст. 2). Элементарная логика подсказывает, что благо может быть или общественным, или частным. Тем более, что образование само по себе - это совсем не «благо», которое кем-то производится, а кем-то потребляется. По сути образование - это самообразование, то, что человек делает сам с собой, получая или не получая при этом разнообразные образовательные услуги. Вот они-то и являются общественно значимым частным благом. Таково современное общепринятое общемировое представление об образовании. Это то, что по-английски называется - learning, а не education.

В законопроекте под обучением понимается teaching - это когда кто-то кого-то учит (ст. 2: «обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся…»), тогда как современное понимание образования - learning - это то, чему человек сам учится. Лучше бы вообще все определения убрать из этого законопроекта, как это было раньше. Не знаешь, что это такое, не пиши, не позорься. А то, что так написали, заставляет подозревать, что разработчики законопроекта даже не собираются идти навстречу образовательным потребностям граждан.

Более того, в этом законопроекте люди присутствуют только как винтики «образовательной машины»: «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность… организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся...» (ст.17, п.1). То есть тех, кто вне организаций, закон почти не касается, они - вне «системы образования». Точно так же, как музеи, библиотеки, и вообще всё, что реально оказывает образовательные воздействия, не являясь «образовательными услугами». Норма Конституции, что Российская Федерация поддерживает различные формы самообразования (ст. 43, п. 5), в этом законопроекте не нашла никакого отражения.
Леонид Гребнев, заместитель министра образования России в 2001-2004 годах, доктор экономических наук, профессор Московской государственной юридической академии, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Гребнев
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Правитель и два стула
Размышляя об Адаме из Эдема и не только… : эссе / Л.С. Гребнев. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 282 с.
13.02.2024
Священное Писание и неканоничность
Доклад Макарие-Калязинскому клубу
16.11.2023
О праве на ошибку
Еще раз о юлианском и григорианском календарях
16.01.2023
Чиновники боятся низовой активности граждан?
Эксперты «Русского Собрания» о власти, бюрократии и народной инициативе
15.07.2022
Все статьи Леонид Гребнев
Закон об Образовании в РФ
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31