«Если бы мы действовали в обход ОДКБ, то сами подрывали бы авторитет той организации, которую всячески поддерживаем. Признаемся честно: ОДКБ как организация, занимающаяся вопросами безопасности на постсоветском пространстве, - это в первую очередь российский проект. Таким образом, ее существование отвечает нашим геополитическим интересам. Действуя в Киргизии в обход ОДКБ, мы тем самым даем сигнал всем остальным ее членам, что их мнение для нас ничего не значит, и нам все равно, что они думают. Во-вторых, необходимо отдавать себе полный отчет в специфике местной ситуации. Отнюдь не факт, что наша миротворческая миссия в стране завершилась бы успехом. Не исключено, что киргизские власти, которые сегодня отчаянно зовут нас на помощь, чтобы выполнить нашими руками грязную работу, через какое-то время скажут нам: "Всем спасибо, а теперь сворачивайте свои манатки и уезжайте". Если же мы попытаемся закрепиться, нас тут же объявят оккупантами», - полагает эксперт.
По словам С.Михеева, «мы это уже проходили»: «Это - обычная паразитическая позиция большинства постсоветских элит, которые обращаются к России только тогда, когда им что-то надо. Причем претензии выдвигаются такого рода, что можно подумать, что мы по-прежнему живем в едином государстве, каким когда-то был Советский Союз. Но как только Москва проявляет свой самостоятельный интерес, все ее благодеяния тут же забываются. А вместо этого на Россию сыплются упреки в потакании своим "имперским амбициям", а все постсоветские страны тотчас вспоминают о своей независимости. Конечно, мы можем выполнить эту грязную работу, подставив под пули головы собственных солдат. Но пройдет совсем немного времени, и после нескольких антироссийских провокаций нас же сделают главными врагами всех жителей Киргизии».
Кроме того, полагает аналитик, в данном случае нельзя также исключать и тонкую геополитическую провокацию. «У того, что произошло в Киргизии, есть несколько уровней понимания. С одной стороны, это - внутрикиргизская разборка. На другом уровне речь идет об "экспорте нестабильности" в соседние страны. Не исключено, что втягивание России в эту историю призвано полностью дискредитировать нашу роль в этом регионе. Поэтому к принятию решений по разрешению киргизской проблемы надо относиться осторожно. Я не исключаю того, что ввод ограниченного контингента все же состоится. Но это однозначно должно произойти лишь в рамках Устава ОДКБ, а также при условии соответствующих согласований как минимум с Казахстаном и Узбекистаном. Кстати говоря, я не считаю нужным слишком жестко увязывать свои действия с позицией США: достаточно ограничиться уровнем внешних консультаций», - сказал он.
В связи с этим эксперт считает, что оказание гуманитарной помощи - это пока оптимальный вариант для России. «Несмотря на то, что киргизские власти уже отозвали свое предложение о вводе войск РФ на территорию страны, стороны продолжают обсуждать перспективы организации Россией охраны стратегических объектов в Киргизии - таких, как водохранилища и ГЭС, которые находятся непосредственно в зоне конфликта. В принципе, это - две разные вещи: одно дело - разъединять конфликтующие стороны, и другое - охранять стратегические объекты. Однако идти на этот шаг нужно не в одностороннем порядке. Уверен, что любые действия в поддержку киргизского руководства должны обусловливаться принятием взаимных обязательств с его стороны. То есть российское руководство должно сформулировать некий "пакет интересов", и указанные в нем условия должны в полной мере удовлетворяться киргизским руководством. Речь в том числе может идти о передаче в собственность тех самых объектов, которые нас сегодня призывают охранять. В конце концов, не стоит забывать, что в Киргизии работает такое стратегически важное предприятие, как "Достан" (оно изготавливает и испытывает подводные ракеты на Иссык-Куле). При этом значительная доля акций этой компании сегодня находится у беглого Максима Бакиева, который фактически контролирует принадлежащие нам ранее предприятия, которые и сегодня работают на оборону России», - рассказал С.Михеев.
«Я, например, считаю, что когда новые киргизские власти национализируют направо и налево различные активы, то это предприятие тоже могло бы быть национализировано, а его акции - переданы в руки российской стороны. То же самое касается и объектов гидроэнергетики. Если они сами не могут их не то что развивать, но и даже просто содержать в нормальном состоянии, то передача контроля над этими объектами в руки российской стороны напрашивается сама по себе», - заключил эксперт.