Я в общем и целом процентов на 90 разделяю тот подход, который изложен в комментарии Анатолия Степанова по поводу так называемого «Открытого письма группы клириков и мирян об экуменических деяниях Патриарха Кирилла». Но хотелось бы внести некоторые уточнения. Во-первых, во всех подобных ситуациях надо решительно отделять тех людей, которые искренно участвуют в процессе, хотя наверняка и не обладают всей полнотой понимания, от тех кураторов, сознательных провокаторов, которые подталкивают их к этому. Происходит, что называется, «управление по тенденциям», с целью достичь определенного результата. Этот результат - не только «Диомид-2», но и «Качели-2», и цель тех, кто подтолкнул людей подписать это письмо, на самом деле многоплановая. Выражаясь на политтехнологическим жаргоне, Патриарха Кирилла начинают качать, раскачивать, подталкивать, провоцировать на какие-то жесткие действия вообще против всех тех, кто выступает против экуменизма и модернизма в Русской Православной Церкви.
Для всякого, кто мало-мальски знаком с церковным протоколом, очевидно, что тон письма совершенно некорректен. Кто бы и что бы не думал о том или ином иерархе Церкви или о Патриархе, в таком тоне никто обращаться к Патриарху не имеет права. Это совершенно недопустимый тон. Таким образом, письмо, написанное в подобном тоне, уже по определению контрпродуктивно. Я не думаю, что те, кто написал такое письмо, ждут какой-то жесткой реакции. Я думаю, что сами эти люди обладают апокалиптическим, эсхатологическим сознанием, так как они находятся в состоянии, близком к отчаянию, наблюдая за всем происходящим. Но те, кто подталкивает их к подобного рода действиям, стремятся вызвать обратную реакцию со стороны Патриарха. Совершенно понятно, что не только Патриарх Кирилл, но и любой архиерей, к которому обращаются в подобном тоне, предпримет действия, прямо противоположные тем, которые требуют авторы письма. Надо понимать, что, когда мы обращаемся к Патриарху как к Предстоятелю Церкви, то есть к сакральной фигуре, существуют определенные выражения, определенный церковный протокол, который демонстрирует, что Церковь - не просто иерархия, но благодатная иерархия. И мы являемся членами этой иерархии. Это иерархическое начало в Церкви следует отделять от личных заблуждений тех или иных людей.
Письмо содержит плохо скрытую манипуляцию сознанием. Оно достаточно примитивное и не раскрывающее всей глубины проблем, связанных с экуменизмом. Авторы письма ссылаются на высказывание тогда еще митрополита Кирилла двадцатилетней давности. При этом предполагается, что с тех пор никакой эволюции в его взглядах не произошло, что это высказывание - основополагающее, что больше с тех пор в Церкви вообще ничего не изменилось. Но, на самом деле, на Архиерейском соборе 2000 г. был принят документ об отношении к инославным. Именно этот соборный документ является основополагающим в данном вопросе, и на него надо, в первую очередь, ссылаться.
Есть и более поздние высказывания, как Патриарха, так и других иерархов нашей Церкви. Поэтому использовать одно какое-то, причем очень давнее, высказывание тогда еще митрополита Кирилла совершенно некорректно.
Самое главное заключается в том, что все обсуждение проблемы экуменизма фактически переводится в то, что называется «диомидовским режимом». Это означает, что, во-первых, вносится заведомая конфронтациозность, а во вторых, сильно понижается богословский уровень самой дискуссии, тем самым той стороне сигнализируется, что уровень их противников в широком смысле низок, и отвечать им вообще незачем. Цель такого подхода заключается в следующем. Авторы послания пытаются помешать серьезному богословскому обсуждению экуменизма. Хотя вменяемые оппоненты экуменизма стремятся к такому обсуждению, к дискуссии. Я со своей стороны хотел бы, чтобы, допустим, уважаемый владыка Иларион (Алфеев) или протодиакон Андрей Кураев, если они считают себя достаточно компетентными, ответили бы на те материалы, которые публиковались на «Русской народной линии», в том числе и нам мои статьи. Однако вместо такого подхода все переводится в «диомидовский режим», который в принципе изначально уже не предусматривает дискуссии и является тупиковым.
За последнее время было высказано весьма немало критических замечаний в адрес экуменической идеологии и экуменической политики, которая сейчас проводится. По сути дела, никто из людей, склонных к экуменизму, на это ничего не возразил. С экуменической, либеральной стороны никаких возражений не последовало. Это значит, что письмо переводит обсуждение проблемы в принципиально иной режим. Получается так, что все противники экуменизма - совершенно примитивные маргинальные люди, и что нечего с ними церемониться. Это своего рода сигнал к Священноначалию, что пора переходить к репрессиям, и я вижу в этом подталкивание к каким-то действиям силового характера. Аналогичное письмо сейчас распространяется по Украине, его авторы критикуют ювенальную юстицию, но при этом поддерживают идею отделения Украинской Православной Церкви от Матери-Церкви. Таким образом, правильная идея борьбы с ювенальной юстицией сращивается с идеей церковного раскола. В нашем случае мы видим примерно то же самое. Фактически закулисные игроки, косвенно обращаясь к Патриарху, говорят ему: «Прыгай в сторону репрессий, никаких дискуссий нам не надо, хватит с ними церемониться!»
Между тем, проблема экуменизма - серьезная богословская проблема. Я считаю, что должная быть инициирована настоящая богословская дискуссия по этой проблеме вплоть до уровня Поместного собора. На время этой дискуссии интенсивность экуменических контактов должна быть снижена, а по возможности вообще всякая экуменическая деятельность заморожена. Тот, кто мог бы видимым образом или косвенно противиться этой дискуссии по экуменизму, прямо или косвенно содействует церковному расколу, как и те закулисные игроки, которые стоят за спиной авторов и подписантов этого письма. О том, что здесь идет нечистая игра, свидетельствуют эти подписи, о чем упоминал в своей статье А.Д.Степанов.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что нужно принципиально отделять честных порядочных людей, которые действительно искренно переживают за происходящее, от тех, кто находится за кулисами и пытается раскачивать эти качели.
Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии»