На минувшей неделе Радован Караджич завершил перекрестный допрос «эксперта» стороны обвинения американского профессора Роберта Доньи, и потребовал от Судебной палаты Гаагского трибунала не принимать его сообщение «О возникновении конфликта в Боснии и Герцеговине» как «непрофессиональное, политизированное и пристрастное», передает агентство «Бета». Он заявил, что все три доклада, составленные американцем для трибунала, это вообще «не экспертиза». При этом Караджич подчеркнул, что Донья в докладах и в выступлении настроен антисербски.
В завершение перекрестного допроса Доньи Караджич спросил американца, может ли он назвать хоть одно сербское военизированное формирование, существовавшее в Боснии и Герцеговине (БиГ) накануне войны, наряду с хорватским ХОС и мусульманской Патриотической лигой. Ответ соответствовал всей изворотливой «экспертизе» американского ученого. Он заявил, что Сербская демократическая партия (СДП) под руководством Караджича «мобилизовала и рекрутировала добровольцев, которых направляла в Югославскую народную армию», и пыталась заполучить союзную армию для своих целей. На дополнительный же вопрос Караджича о том, была ли поддержка регулярной армии «нелегальной», свидетель ответил «не знаю».
Опровергая цитату в одной из книг Доньи о том, что сербские политические представители накануне войны в унизительном смысле называли боснийских мусульман «сербами-предателями», принявшими во время османского владычества ислам, Караджич указал, что «сербы мусульманского вероисповедания очень популярны у сербского народа». «Сербы гордятся такими сербами мусульманского вероисповедания как Мехмет-Паша Соколович и Меша Селимович. Они настоящие сербы и очень популярны у сербов. Я уж не говорю об Эмире Кустурице», заявил экс-президент Республики Сербской. Правда, во время пребывания в подполье, Караджич, видимо, упустил сообщение о том, что Кустурица принял Православие.
Караджич также поинтересовался у Доньи, почему в своих работах он называет сербских гайдуков, которые боролись против турок, «бандитами»: «Дэвид Крокет и Робин Гуд для вас тоже бандиты?»
Также к политизированным, пристрастным и антисербским моментам Караджич отнес критику американским свидетелем двусторонней встречи Караджича с лидером хорватов БиГ Мате Бобаном в мае 1992 года. В упрек лидеру боснийских сербов было поставлено то, что встреча была проведена «без информирования о ней мусульман», что, дескать, «не в порядке». «Вы пытались достичь двустороннего соглашения, а правила обязывают трехсторонние», - отметил эксперт. Когда же Караджич напомнил Донье, что именно мусульмане с хорватами без участия сербов провозгласили независимость БиГ, американец вновь продемонстрировал «чудеса» двойных стандартов, заявив, что «ситуация не является аналогичной».
Один из адвокатов Радована Караджича Горан Петрониевич в интервью газете «Курир» 12 июня отметил, что словам его подзащитного дополнительные объяснения не нужны: «Это факт, что Донья один из наименее квалифицированных экспертов с явной антисербской направленностью. Он хотел доказать, что сербы по религиозным мотивам напали на мусульман в Боснии. Караджич своими доводами всего лишь разбил его утверждения».
На прошлой неделе стало известно, что против Радована Караджича отказался свидетельствовать Момчило Мандич, бывший министр юстиции РС. Соответствующее письмо он направил в Судебную палату трибунала и адвокатам экс-президента РС. При этом он упоминает о «притеснениях и издевательствах» со стороны гаагского судилища в отношении его лично и его семьи, пишет «Курир».
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»