«Действия священноначалия, - продолжил владыка, - в том числе правящих архиереев епархий, определяются церковной целесообразностью. Одним из наиболее "болезненных" моментов внутрицерковной жизни бывают переводы священнослужителей из одного храма в другой. Часто они становятся предметом недовольства как священников, так и прихожан, и рассматриваются как некое "наказание" или попытка архиерея проявить свою власть. Но давайте попробуем разобраться, так ли это на самом деле».
«Церковь - это живой организм. Сейчас, в период возрождения после гонений ХХ в., церковная жизнь развивается, строятся храмы, увеличивается количество приходов, нужны люди, готовые на этих новых приходах служить. На место настоятеля храма нельзя поставить только что рукоположенного священника, вчерашнего семинариста. Поэтому естественно, что на настоятельскую должность архиерей старается определить человека, уже получившего хоть какой-то опыт церковного служения, послужившего некоторое время вторым или третьим священником в городском храме. Однако когда такой священник «вдруг», как может показаться со стороны, получает назначение в райцентр или в село, начинаются разговоры: "На батюшку начались гонения, батюшка кому-то не угодил..." На самом-то деле правящему архиерею просто нужно найти человека, который сможет выполнять обязанности настоятеля, а на его место в городском храме будет назначен, скажем, сегодняшний выпускник семинарии, которому нужно набраться опыта - с тем, чтобы со временем и ему можно было доверить нечто большее, чем служение штатного священника многоклирного городского храма», - отметил архиерей.
«Понятно, конечно, что штатный священник городского храма на практике зарабатывает гораздо больше настоятеля сельского прихода, особенно нового, только что открытого, а трудностей и обязанностей у сельского батюшки гораздо больше. Но ведь мы, выбирая свой путь, желали именно послужить Богу, а не найти для себя легкую и денежную профессию. Священнику, имеющему семью, нужно, конечно, содержать ее, но надо относиться к этому соответствующим образом: не считать зарабатывание денег главным делом в своей жизни. Если же священник считает, что приоритетом для него является возможность жить в комфортабельных городских условиях и зарабатывать большие деньги, то он просто "ошибся дверью", и чем быстрее он оставит священнослужение, тем будет лучше и для него, и для Церкви», - считает саратовский архипастырь.
По словам владыки, «архиерей тоже может быть переведен на другую кафедру, опять же из соображений церковной целесообразности. И поверьте, ему не намного легче переезжать с места на место, чем священнику или диакону. Но ведь в начале своего служения, перед рукоположением мы давали присягу - "во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь и выгоды, но славу Божию, благо Святыя Православныя Церкви и спасение ближних"; давали "твердое и осмысленное обещание смиренно нести свой крест и всю полноту ответственности", а монашествующие - приносили монашеские обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Военнослужащие тоже дают присягу, и им не приходит в голову возмущаться, писать жалобы, когда они получают приказ о переводе, ведь в армии людей тоже перебрасывают с места на место, исходя из принципа целесообразности и по необходимости: сегодня человек служит в Москве, завтра может оказаться на Дальнем Востоке, потом где-нибудь на таджикско-афганской границе... В армии это штатная ситуация. Такой же она должна быть и в Церкви, не зря ведь Церковь называет себя "воинствующей", и сравнение Церкви с армией вполне уместно в данном случае. По крайней мере, понимание дисциплины служения у духовенства и военных должно быть схожим».
«Что касается других аспектов нашего служения. Да, не всегда мы, священнослужители, можем сказать, что так же защищены Уставом Церкви и канонами, как сотрудники светских организаций - Трудовым кодексом и профсоюзами. Но в Церкви складываются совершенно особые отношения между служащими, и многое в них может быть совершенно непонятным с точки зрения современного человека и не подлежит регулированию с помощью светского законодательства. Допустим, у священника ушла жена или сам он выступил инициатором развода. По канонам, архиерей обязан запретить его в священнослужении. Можно ли рассматривать эту ситуацию с точки зрения Трудового кодекса? - Немыслимо. А ведь с точки зрения канонов, исходя из опыта Церкви, прещения оправданны, они имеют основание, потому что семейная жизнь священника должна быть образцом для пасомых, это оселок, на котором проверяется его способность руководить Церковью. Если он может управить "малую Церковь" - семью, тогда ему можно доверить и Церковь "большую", если нет - то нет», - справедливо отмечает архиерей.
«Или, например, проблемы нравственного характера. Сегодня в обществе практически утрачено понятие о нравственности, и никому из работодателей не придет в голову интересоваться моральным обликом своих работников. А священноначалие обязано этим заниматься, потому что если облик священнослужителя не соответствует требованиям христианства, он не имеет права продолжать свое служение. И таких ситуаций, не совпадающих со светскими представлениями о трудовых отношениях, в церковной жизни много. Так что к Церкви нельзя подходить как к одной из структур этого мира - она живет по своим законам, и те, кто вступает в клир, должны отдавать себе отчет о том, что они в своем служении накладывают на себя добровольно, ради Бога, определенные ограничения», - заключил епископ Саратовский и Вольский Лонгин.