«Приветствую тебя, папа Бенедикт из древнего Рима, в первой Церкви обращенных из язычества», - передает слова архиепископа Хризостома «Сибирская католическая газета». "Именно в этом месте Павел проповедовал Евангелие язычникам", - подчеркнул он. Здесь же Павел совершил и первое свое чудо, здесь же он окрестил первого европейца. «Именно здесь впервые рухнула официальная цитадель идолопоклонства, на ее руинах воссияла слава Креста, и сей свет постепенно распространился на всю Европу, чтобы сформировать ее историческое будущее. (...) Именно по этой причине Кипр называют Вратами Христианства в Европе», - сказал архиепископ Хризостом II. Однако большую часть своей проповеди он посвятил политической ситуации острова, обвинив Турцию в этнических чистках, колонизации захваченных территорий, в уничтожении христианских памятников культуры.
За приветствиями и Литургией последовало обращение папы Римского ко всем присутствовавшим, которое он начал по-гречески благословением из Первого Послания Св. Петра: «Благодать вам и мир да умножится», - сообщает Радио «Ватикан».
Помимо православных и католиков, среди присутствующих на службе также были армяне, лютеране и англикане. В связи с этим понтифик назвал богослужение и совместную молитву «необычайной милостью». По его мнению, это и есть общение, «хотя и несовершенное», но «уже сейчас нас объединяющее и побуждающее преодолеть наши разделения и бороться ради возвращения полного видимого единства, которого желает Господь для всех Своих учеников», отмечает католическое издание. Такое общение он охарактеризовал как «призыв к миссии». Понтифик также поведал о «великих достижениях экуменического движения», инициированного сто лет назад Миссионерской конференцией в Эдинбурге. Бенедикт XVI поблагодарил архиепископа Хризостома за гостеприимство и за участие в экуменических инициативах. Их цель, как подчеркнул понтифик, - полное и видимое единство между Церквами Востока и Запада, переживаемое в верности Евангелию и апостольской традиции.
Экуменическое богослужение закончилось общим чтением молитвы «Отче наш».
Кульминацией визита Бенедикта XVI на Кипр стала воскресная месса, отслуженная им в столичном спортивном комплексе «Элефтерия». На ней, кроме католиков-киприотов, присутствовали делегации Ближневосточных Церквей, паломники из Филиппин, Шри Ланки и других стран. Месса в Никосии проходила с использованием шести языков и включала азиатский и африканский музыкальный элементы, отражая тем самым богатство культурных традиций средиземноморского региона. Гостем богослужения был и глава Кипрской Православной Церкви архиепископм Хризостом II, информирует «Сибирская католическая газета».
Сразу же после завершения мессы понтифик торжественным образом вручил ближневосточным епископам рабочий документ, который должен лечь в основу дискуссий на заседаниях Синода епископов, который пройдет в Риме в октябре и будет посвящен ситуации на Ближнем Востоке. Авторы документа призывают верующих христиан преодолеть «ментальность гетто», вступить в диалог с исповедниками других религий, поддерживать светский характер государства в здоровых пределах, бороться за равные права всех граждан.
Отбывая домой, понтифик призвал всех христиан следовать путем экуменического сотрудничества, а также выразил надежду, что христиане и мусульмане вступят в диалог в поисках примирения и согласия. Тем самым Кипр сможет стать примером возможности такого диалога для других стран.
«Как отмечают многие комментаторы, второй ключевой фигурой визита Бенедикта XVI на Кипр является архиепископ Хризостом II. Это он сумел убедить Священный Синод Православной Церкви Кипра одобрить визит Римского епископа на остров, притом умело нейтрализовав активность антиэкуменических радикалов, - пишет «Сибирская католическая газета». - Он может сыграть важную роль и в грядущем диалоге Москвы и Ватикана».
Сам владыка Хризостом также подтверждает это мнение. В интервью Ватиканскому радио он сказал: «Наша Церковь имеет превосходные отношения и с Русской Православной Церковью, и с Ватиканом. Напомню, что всего лишь два года назад я посетил с визитом Москву, где имел общение со Святейшим Алексием II, который тогда был Патриархом. Уже тогда я хотел поднять тему улучшения отношений между РПЦ и Ватиканом. Однако Патриарх отказался ее обсуждать, считая это преждевременным. Теперь в Москве новый Патриарх, и я вполне мог бы предложить свое посредничество, если бы меня об этом попросили».