Идет ли молодежь в Церковь? Имеет ли место на сегодняшний день постоянный людской приток на приходы и в монастыри? Вопрос не праздный. Мы знаем, что и Святейший Патриарх имеет его одним из первых в поле своего зрения. Лет двадцать назад бытовали времена, которые называли вторым Крещением Руси. Если бы все тогда крестившиеся и пришедшие в Церковь люди оставались в ней до сего дня, то, наверное, Основы православной культуры были бы в школе обязательным предметом, и молодых людей в Церкви было бы гораздо больше. А пока, увы, мы имеем другую картину. Не увлекаясь особо соображениями из области «если бы, да кабы», мы можем, во всяком случае, констатировать, что приток людей в Церковь был, а теперь не так. Попробуем сравнить Крещение Руси, первое, в Х веке, с Крещением вторым, в ХХ веке. И там, и там мы видим бурный рост, возвышение Церкви в государстве и обществе. Это схожий момент для обеих эпох. Но какое же различие сразу бросается в глаза? Конечно же, позиция и поведение власти. В первом случае эта позиция особенных вопросов не вызывает. Что же сказать о тех, кто имеет сегодня в России реальную власть? Какова их позиция? Давайте поглядим.
Двадцать лет нам не дают русской православной школы, не хотят учить детей исконной вере и народным традициям. Зато учат любить деньги, пить пиво, вино, водку, разврату и всякой другой гадости, учат не иметь любви к Родине, семье, труду и всему тому, что делает человека человеком. Более двадцати лет мамонократия пожирает страну. Деньгами измеряется абсолютно все.
Вот для наглядности два примера отношения власти к народу. 1914 год. Царское правительство вводит сухой закон. Почему? Потому что с 1900 по 1914 годы потребление алкоголя в России возрастает с двухсот грамм до четырех литров чистого алкоголя на душу населения. Такая цифра - уже катастрофа. И Царское правительство водит сухой закон. Известно, что порог, за которым наступает необратимый процесс деградации социума, определяется, как восемь литров чистого алкоголя на человека в год. Сегодня наше общество может «похвастаться» потреблением аж восемнадцати литров на каждую бедную душу обманутого населения. Это уже не катастрофа, это апокалипсис какой-то. Что, правительство об этом не знает? И что же оно делает в этой ситуации? «Проклятый царский режим» на четырех литрах забил тревогу и не посмотрел на ущерб казне в военное время. Вот какая у нас была «тюрьма народов». Никакой свободы. Даже выпить русскому человеку от души нельзя было. Зато теперь пользуйся «правами человека» на здоровье! Так мамонократия делает выбор в пользу выгоды за счет здоровья и самого бытия народного.
Есть некие и в Церкви, и их немало, кто пленен властью денег. Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник, говорит о таких святой Иоанн Лествичник. Современная молодежь, хоть и одурманена прелестями «свободного общества», не может не замечать стремления к роскоши и проявления корысти со стороны некоторых священнослужителей.
Истинные подвижники благочестия искали уединения, уходили в пустынные леса, и там, посреди леса и болот, никому не ведомые, всецело отдавались главному в жизни делу. Однако святость долго скрывать затруднительно. Святость притягивает тех, кто ищет правду. И такие искатели приходили и открывали уединение подвижников, часто против их воли. Ученики множились, возникали монастыри, и Церковь распространялась. Юность в силу своей природы тянется к правде. Она еще хранит много из того, что получила в дар от Творца. И если она увидит больше правды среди тех, кто называет себя Церковью, если она увидит, что Церковь не входит в соглашение с мамонократией, что Церковь, как истинная мать, защищает чад своих перед лицом чего и кого угодно, - тогда только у Православия не будет недостатка в молодых последователях. И ничего нет в природе такого другого, чем можно было бы приобрести молодежь для Церкви.
Иерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, специально для «Русской народной линии»