В поддержку распространения ювенальной системы в России высказалась представитель УФСИН Елена Кузнецова, отметившая, что ребенок должен иметь шанс обратиться за защитой к специально обученным людям, для чего необходимо создать «механизм ответственности родителей». Ее поддержала директор Центра социальной реабилитации условно-осужденных несовершеннолетних им. свт. Василия Великого Юлиана Никитина.
Оппонировала им представитель некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет» в Санкт-Петербурге, член Центрального Совета общероссийского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание» Любовь Качесова, высказавшая опасение родительской общественности, что безнаказанность, в том числе для детей, может повлечь развитие агрессивности среди молодежи. Она также отметила удовлетворенность родительских организаций тем, что Русская Православная Церковь обратила внимание на проблему ювенальной юстиции.
Мы попросили прокомментировать результаты работы круглого стола его участника, руководителя молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерея Артемия Скрипкина.
«Этот круглый стол прошел по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Поводом к его проведению стало обращение общественной организации "Родительский комитет", с тем, чтобы владыка благословил ее деятельность на территории нашей епархии. В связи с этим Митрополит Владимир поручил отцу Александру Степанову организовать круглый стол с представителями общественных организаций, чиновниками и мирянами, которые занимаются этим вопросом, чтобы выработать взвешенный подход, на основании которого епархия может ориентироваться в данной проблеме», - сказал отец Артемий.
Однако, обратил внимание священник, чиновников представляла только одна представительница Василеостровского района: «Со стороны государства не получилось серьезного представительства, но, тем не менее, эта дама выступала очень активно и напористо и дала нам представление о направлении государственной политики. Позиция эта такова, что ювенальную юстицию необходимо вводить в связи с тем, что у нас в стране наблюдается ухудшение семейной ситуации, и есть некая разноголосица в среде структур, занимающихся этой проблемой: в органах опеки, в МВД, в ГУИН и т.д. В результате возник некий административный хаос. Как я понимаю, закон о ювенальной юстиции должен стать зонтичной системой, призванной координировать эту проблему. Именно эти два тезиса она отстаивала».
По словам отца Артемия, все согласились, что проект закона, который сейчас пытаются протолкнуть в Государственной Думе, очень несовершенен и носит неконкретный характер. «В то же время, в конце закона прописано, что сразу после его принятия будет предпринята глобальная федеральная программа ювенальной юстиции в России. Но пока закон производит двусмысленное впечатление. С одной стороны, он неконкретен, а с другой стороны, он подразумевает мощнейшее включение механизма обработки общественного сознания для продавливания реформы, о сути которой мы не знаем. Получается этакий рояль в кустах. Вот это-то, честно говоря, всех и напрягло. Люди, которые профессионально работают с детьми, усматривают в системе ювенальной юстиции некий положительный момент, простые же наши граждане, которые больше переживают за своих детей, за ситуацию в семьях, выступали резко против закона. Я тоже отношусь к последней группе. Я не чиновник, не юрист и считаю, что закон этот по существу угрожающий. Об этом и была дискуссия. Доклад по итогам круглого стола направят владыке Митрополиту. Этот документ ляжет в основу позиции Санкт-Петербургской епархии по ювенальной юстиции», - сказал пастырь.
«Я тоже выступал, озвучив следующие сомнения, - продолжил отец Артемий. - Во-первых, ювенальная юстиция - это не российский проект. Это международный проект, за которым стоят закулисные силы, которые двигают и финансируют всё это. Такое чувство, что наши "друзья" из Страсбурга хотят в очередной раз нас "облагодетельствовать", что не вызывает никаких хороших чувств, учитывая историю российских реформ за последние 20-25 лет. Во-вторых, настораживает развитие системы ювенальной юстиции в Европе. Мы видим, что на практике последствия ее ужасающие. Прежде всего, эта система бьет по многодетным, а значит, и по верующим семьям».
«Рассматриваемым законом вводятся странные правовые понятия, в нем, в частности, говорится о том, что права детей являются приоритетными. С моей точки зрения, это прямое противоречие Конституции. Какая бы Конституция у нас не была, она говорит о том, что все у нас равны, а тут оказывается, что некоторые равнее. Дети, исходя из проекта закона, имеют больше гражданских прав, что странно, особенно учитывая то, что этими правами распоряжаются не их родители, а некие априори добрые дяди и тети, получающие от государства такие полномочия. Создается впечатление, что у родителей права отчуждаются в пользу этой новой гиперструктуры. Кроме того, возникает вопрос к государству: если оно признает неэффективность работы нынешних судов, органов опеки, ГУИН и других систем, то почему бы ему не начать с их реформирования, вместо создания ещё одной грандиозной бюрократической структуры? Зачем усложнять и без того сложную жизнь?» - задается вопросом священник.
«Кроме того, очевидно, что с введением системы ювенальной юстиции начнет совершенно бешено развиваться паразитирующая на ней коррупция. Если мы страдаем от злоупотреблений гаишников, которые пугают нас тем, что могут отобрать у нас водительские права, то какая будет коррупция там, где будут отнимают детей, причем без суда и следствия? Ведь система предполагает, что некая "добрая тетя" без решения суда или санкции прокурора сможет изъять детей из семьи. В этот момент ребенок практически по статусу уже становится сиротой, хотя решения суда никакого нет. Всё это рождает у меня мрачные ассоциации с эпохой большого террора 1930-х годов. Нам что мало истории тоталитарного государства? И больше всего меня пугает, что нарушается базовый юридический принцип презумпции невиновности, который является основой не только христианского понимания вещей, на котором стоит наша цивилизация, но и античного права. Ведь в законе априори предполагается, что родитель - это потенциальный маньяк, педофил, моральный урод и преступник. Родитель вынужден будет доказывать, что он таковым не является. В связи с этим у нас и появляются вопросы по этой теме. Поэтому мы, в соответствии с точкой зрения Святейшего Патриарха Кирилла, которую он высказывал, будем всячески с этим бороться, поскольку этот законопроект представляется очень опасным в первую очередь для традиционной православной семьи», - заключил протоиерей Артемий Скрипкин.