В настоящее время имеется достаточно много литературы о сектах, в которой можно встретиться с различными подходами в рассмотрении самого явления сектантства, к классификации сект, к описанию их деятельности. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, сектой называется «организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении». Недостатком этого определения, очевидно, является невозможность оценки самого явления сектантства. Хорошо или плохо то, что в обществе обнаружилась группа людей, не согласных с господствующей религией и идеологией?
Общество православных верующих, также как и других традиционных конфессий, в Советском Союзе легко попадает под это определение, то есть становится сектой, в силу своего несогласия с господствующей в тот период религией атеизма. Электронная версия Большой Советской Энциклопедии содержит следующее определение: «Сектантство религиозное (лат. secta – школа, учение, от sequor – следую), общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и других религиях и находящихся в оппозиции к ним». Но здесь также возникает множество вопросов. Например, был ли буддизм в начале своего зарождения индуистской сектой или он стал сразу традиционной мировой религией? Аналогичные вопросы можно поставить и об исламе, и о христианстве, и об иудаизме. Было ли, например, христианство одной из сект иудаизма?
Изучение феномена сектантства, естественно, невозможно без соотношения с таким понятием как религия. Наиболее ёмким и в то же время кратким является, на мой взгляд, определение, данное С. Трубецким в статье «Религия» для энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. «Религия – это организованное поклонение высшим силам». Секты, следовательно, являются подмножеством множества религий, что собственно и нашло отражение в выше приведенных определениях.
На протяжении веков и тысячелетий язычество, распавшись на множество разновидностей, было самой массовой религией отступившего от Бога человечества. После Вавилонского столпотворения народы начали поиск тех духовных ниш, в которых, как им казалось, можно пребывать с наибольшим комфортом. Некоторые народы уходили от Истины все далее и исчезали из истории, либо, деградировав, застывали в ней в какой-то неестественной дикости, дав повод исследователям XIX–XX веков принять эту дикость за исходные начала религиозных форм верований. У иных народов дух не находил в этих примитивных деградационных религиях успокоения, а логика развития выбранного языческого религиозного основания (атеизма или пантеизма) требовала дальнейшего движения. На этом пути можно увидеть достаточно медленные процессы, когда народы застывали на долгие века, создавая квазистационарные религиозные системы. Так основные древние цивилизации, такие как Вавилон, Египет, Финикия, Индия и др. вырабатывали у себя религии, ставшие для них традиционными.
Естественно возникает вопрос, который может относиться не только к древним религиозным системам, но имеет и современное звучание: каким образом ложная религия может стать традиционной? То, что ложная религия может стать традиционной, в этом никакого сомнения нет, – об этом говорит нам тысячелетняя история человечества, как впрочем, и современная нам действительность, в которой множество народов традиционно исповедуют ложные религии. Даже совсем недавняя наша история обнаруживает, что атеизм пытался стать путем государственного давления традиционной (правда на короткий срок и с целым рядом оговорок) религией многих народов. Но атеизм показал нам нечто противоположное – кратковременность своего господства. Он разрушился изнутри, не выдержав внутренних противоречий и конкуренции с традиционными религиями тех народов, которым он был навязан. Таким образом, вопрос может быть несколько переформулирован: при каких условиях ложная религия может господствовать в обществе длительное время?
Для ответа на поставленные вопросы необходимо рассмотреть, какие религиозные формы действительно приводят к весьма быстрому разрушению, т. е. к деградации личности, распаду общества и государства, и каким образом народы сохраняют себя от этих видов религии. Агрессивные и разрушительные виды религии в современной православной и отчасти в религиоведческой литературе получили название сектантства, а организации людей, вовлеченных в эти религиозные формы, именуются сектами.
Внимательное рассмотрение сектантских учений прошлого и настоящего, проведенное в замечательной работе И. Р. Шафаревича «Социализм как явление мировой истории», показывает, что практически везде сектантство является древнейшим институтом разрушения социальных институтов – семьи, собственности и национально-государственных образований. В религиозном плане сектантство всегда проявляло себя как оплот язычества в резко выраженной богоборческой форме.
Это позволяет нам дать определение секты. Итак: Секта – организованное сообщество людей, исповедующих и реализующих на практике какую-либо богоборческую и (или) языческую доктрину, предполагающую ликвидацию важнейших институтов человечества: моногамной семьи, собственности и национального государства, и стремящихся к подавлению личности, как образа Божьего в человеке. В этом определении существенным является пункт о реализации на практике провозглашенных доктрин разрушительного характера. В целом данное определение является необходимым и достаточным условием принадлежности какой-либо общественной, политической или религиозной организации к секте. Такое определение может дать выход и на юридические нормы, т.к. государство обязано защищать само себя, защищать существующие в нем институты собственности и семьи. Наличие в учении (не важно провозглашается ли оно в качестве религиозной, философской, политической или идеологической доктрины) установок на разрушение этих институтов и наличие практики по применению их в организованном для этого сообществе, может служить юридическим основанием для определения этого сообщества в качестве секты и запрещения его деятельности на территории государства.
Ложное учение всегда страдает двумя недостатками: оно внутренне противоречиво и неадекватно реальности. В этом смысле ложное учение разрушительно, и как таковое несет угрозу в первую очередь основным нормам бытия, которые мы знаем как Заповеди Божьи. Но если в силу каких-либо причин (политических, или экономических, или в силу сложившейся культурной традиции) народ, принявший ложную религию, не применяет на практике разрушительных установок этой религии, как бы прячет их в эзотерическую глубину, доступную только «посвященным», то такое ложное учение вполне может стать традиционной религией для этого народа.
Как известно, большевики в России, придя к власти, стали реализовывать марксистское учение об уничтожении семьи, частной собственности и стирании национальных границ, чтобы «в мире без Россий, без Латвий, жить единым человечьим общежитьем». Но в семидесятые годы прошлого столетия коммуниста могли исключить из партии за развод с женой. Здесь налицо попытка превратить сектантское учение в традиционную религию, спрятав от массы народа суть Марксизма–Ленинизма, заменив его некой солянкой, смешав с традиционным для нас христианством. Сплава не могло получиться, поскольку явно было сказано, что «работа адова будет сделана и делается уже». Бомба с названием «весь мир насилья мы разрушим» оказалась слишком мощной и, взорвавшись, разорвала страну. Атеизм оказался не способным стать традиционной религией! (Понимая это, можно предсказать, что такая же участь, видимо, ожидает и Европу, поскольку атеизм (неважно, что это уже не марксизм) там приводит к тем же результатам. Удержать Европу от распада может только очень грубая сила, если таковая найдется). Богоборческая секта большевиков (см. определение секты), захватившая страну, была столь агрессивна и тоталитарна, что её действиями были уничтожены десятки миллионов людей.
В завершении необходимо отметить, что христианство при своем возникновении (в отличие от множества иных религий) не являлось сектой (см. определение секты), поскольку в нем:
1. Невозможно представить себе богоборчества – Сам Бог явился во плоти для утверждения веры в Себя и установления Своей Церкви.
2. Подтверждены, данные в Ветхом Завете установления о семье, – «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. …кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». (Мар.10: 6–9, 11–12)
3. Апостол Павел учит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. (Рим.13:1,2). Таким образом, национальное государство как институт, ограждается от разрушения в христианском учении.
4. Частная собственность, имеет статус неприкосновенности уже в Ветхом Завете в соответствии с Заповедями «не укради» и «не пожелай чужого».
5. Нет подавления личности как образа Божьего в человеке. Новый Завет требует от человека и дает ему возможность быть совершенным: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48).
Таким образом, ни один из признаков секты неприложим к Православию, сохраняющему Заповеди Божьи в первозданной чистоте.
Протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, специально для «Русской народной линии»