«По следам последнего теракта в метро российские власти упрекают граждан в отсутствии бдительности и в недостаточной активности. Однако и то и другое есть следствие насаждаемой самой же властью превратно понятой толерантности, когда людей заставляют приспосабливаться к любой привнесенной извне дикости, выдавая ее за национальные особенности, которые непременно нужно терпеть», - заявил в интервью порталу КМ.Ru заместитель директора Центра политических технологий Сергей Михеев, рассуждая о причинах и последствиях терактов в Московском метро.
Эксперт напомнил, что «одна из двух смертниц, устроивших взрывы в столичном метро 29 марта, вызвала подозрение еще у пассажиров автобуса, которые ехали вместе с ней в Москву. Однако они почему-то не обратились ни к водителю, ни к сотрудникам ГИБДД, упрекнул граждан начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев в интервью «Российской газете». Подобные же высказывания можно было услышать и от других представителей власти».
«Слышать такие упреки довольно странно. Во-первых, это звучит как известный призыв «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Власть живет за счет налогов, взимаемых в том числе с тех самых граждан, «не проявивших бдительность». Начиная с 1991 года российская власть методично сворачивает систему социальных обязательств, перекладывая на плечи граждан все больше и больше проблем. Обеспечение безопасности — это одна из немногих прерогатив государства, которая при любых условиях должна оставаться в ведении властей», - подчеркнул политолог.
«Но оказывается, что и с этим власть не справляется, да еще попрекает граждан, что они недостаточно сами о себе заботятся. Тогда возникает вопрос к властям – если вы и об этом заботиться не в состоянии, то что вы вообще можете делать для пользы общества хотя бы более или менее сносно? И за что конкретно вы получаете зарплату?» - вопрошает эксперт.
«Во-вторых, такие упреки вступают в противоречие с насаждаемой в обществе криво понятой толерантностью. В нынешней российской версии толерантность — это когда в ваш город приезжают люди с гор с совершенно дремучими представлениями о жизни, пытающиеся решать все свои проблемы или силой, или взятками. А местное население заставляют к этому приспосабливаться, говоря, что это «у них обычаи такие» и эти обычаи надо уважать. И на всякий случай добавляют, что если кто не будет уважать, того могут и за решетку упрятать по статье «за экстремизм». В результате, вместо того чтобы ассимилировать приезжих к более модернизированным обычаям их нового места жительства, происходит ассимиляция местных жителей к порой откровенно диким формам жизни, заимствованным из феодальной эпохи, которые зачастую практикуют приезжие», - заметил Михеев.
По его словам, «властям же, видимо, то ли инерция компанейщины мешает, то ли ума не хватает понять, что в том числе таким образом российское общество движется вспять от модернизации в архаичную дикость, так как волны мигрантов с Кавказа и Средней Азии (особенно молодое, постсоветское поколение) несет с собой совершенно разлагающие общество традиции повышенной агрессивности, полукриминальной круговой поруки и тотальной коррупции. А официальная пропаганда покрывает все это лозунгами о «национальном своеобразии»».
«Как же рядовой обыватель (к примеру, москвич) будет проявлять социальную активность в отношении небритого подозрительного субъекта нездешней наружности, если он почти наверняка знает, что этот субъект может проломить ему череп, и ему за это ничего не будет? Так как в случае привлечения милиции субъект тут же вызовет 50 своих родственников, которые, скорее всего, дадут взятку и замнут дело? А законопослушного обывателя власть бросит один на один разбираться со всем этим аулом. Примеров таких масса. В случае же если этот несчастный обыватель попытается апеллировать к общественности, то в бой тут же вступит свора «правозащитников» и прочих плакальщиков по «национальным особенностям». И бедного обывателя вообще закатают в асфальт обвинениями в фашизме и расизме», - заметил политолог.
«…В-третьих, в нашем обществе с сознательной или бессознательной подачи властей и массмедиа уже много лет насаждается субкультура криминальных понятий. А в соответствии с ней «стучать начальнику западло». Это теперь и трехлетний ребенок знает. Благо недостатка информации с оттенком криминального мировоззрения нет. Приложили к этому руку и благожелатели от либерализма. Они с такой яростью клеймили «сталинских стукачей» и воспевали лагерные воспоминания, что не заметили, как, по сути, стали проводниками лагерной субкультуры в ее криминальном изложении. Они не понимали, что заигрывать с криминальным мировоззрением нельзя. Оно обязательно сожрет и вас, и все ваши благие пожелания. Как это и произошло. Потому что невозможно, с одной стороны, стенать по западной культуре, которая сплошь и рядом базируется на тотальной «бдительности соседей». А с другой стороны, воспевать криминальные понятия и лагерную романтику», - продолжил эксперт.
С.Михеев отметил, что «в итоге и власть, и общество попадают в ловушку, которую сами для себя и создавали последние лет 25, а то и больше». «Терроризм не получит достойного ответа в самом обществе до тех пор, пока это общество и власть не будут поощрять реальную, а не выборочную (по этническому признаку, например) законопослушность граждан. С горечью приходится признать, что в сегодняшних реалиях законопослушный гражданин оказывается в менее выгодном положении, чем нарушитель законов, и чаще всего остается в дураках. Утвердившаяся в обществе мировоззренческая парадигма по-прежнему отводит относительно порядочному и законопослушному гражданину роль «лоха». К сожалению, происходит это в том числе с подачи властей. И до тех пор, пока это будет именно так, террористы могут спокойно ездить в общественном транспорте и жить по соседству», - заключил Сергей Михеев.