«Проблема с религиозными самозванцами очень серьезна» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Проблема с религиозными самозванцами очень серьезна»

28.04.2010


Православные священники о мошенничестве, спекулирующем на авторитете Церкви …

Уважение к Церкви, свойственное подавляющему большинству жителей России, зачастую пытаются использовать в своих целях мошенники - от неизвестных в монашеском облачении, собирающих на улицах деньги «на восстановление храма», до зарегистрированных организаций, умудряющихся получать из разных источников немалые гранты. От подобных самозванцев страдает почти каждая религиозная организация - не только в России, но и за рубежом, отмечает Regions.ru. Прокомментировать эту проблему корреспондент издания попросил православных священнослужителей.

«Деятельность, осуществляемая якобы от лица традиционных религиозных организаций теми, кто к этим организациям не имеет отношения - это, по сути, незаконное предпринимательство. Я бы так это назвал. А бороться с разного рода мошенничеством и обманом - прямая обязанность соответствующих правоохранительных органов. Здесь, по-моему, все очевидно. Нужно элементарно проверять документы у всех таких лиц и организаций, выявлять нарушителей и наказывать. Во всем мире так и делают», - сказал известный московский пастырь, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов.

В свою очередь, глава пресс-службы Московского Патриархата протоиерей Владимир Вигилянский отметил, что проблема религиозных мошенников существует давно. «Священноначалие Русской Православной Церкви бесчисленное количество раз говорило о том, что оно запрещает сбор денег на улицах. Поэтому те люди, которые собирают деньги на улице - это либо мошенники, либо, может быть, и православные люди, но делающие это без благословения своего начальства. Я бы советовал гражданам не отдавать деньги этим людям, потому что они делают это незаконно», - сказал он. «Что же касается мошенничества, то религиозное оно или нет, все равно это уголовно наказуемое деяние. От наших правоохранительных органов каждый человек ждет, чтобы закон действовал. И мы, безусловно, надеемся на то, что эта незаконная деятельность будет пресечена», - добавил отец Владимир.

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, считает, что проблему с религиозными мошенниками государству и российскому народу следует решать сообща. «Проблема с религиозными самозванцами очень серьезна. Ее появление напрямую связано с тем, что сегодня мы живем в свободной стране и в свободном обществе, - со всеми преимуществами и трудностями этой свободы. Поэтому чтобы таких мошенников подвергать соответствующему уголовному наказанию, от государства соответственно требуется законодательная воля, а от народа России исполнительная решимость, поскольку борьба с самозванцами - это наше общее дело, а не только государственное», - сказал он.

Отец Макарий рассказал, что, проходя мимо религиозных самозванцев, он всегда звонит в милицию, сообщая об их деяниях, тем самым исполняя свой гражданский долг. «Таких людей надо убирать за решетку. Кстати, не будет лишним, если в России введут штрафы и для тех людей, кто дает деньги мошенникам, тем самым, поддерживая их деятельность», - считает он. «Дела верующего человека - это дела государства. 85-90% населения РФ - это верующие: православные, мусульмане и люди других вероисповедований. Хотя у нас Церковь отделена от государства, она не может существовать вне правового поля», - заключил отец Макарий.

Достаточно серьезной проблемой российского общества считает религиозных самозванцев клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский. «Обманутые такими мошенниками часто так и не понимают, что имели дело с самозванцами, и винят во всем конфессии, от имени которых эти самозванцы выступали», - сказал он.

По мнению священника, «способ борьбы с подобными самозванцами единственный - религиозное просвещение. Как правило, обманутыми становятся именно непросвещенные в той или иной области люди, - как, например, в свое время неготовых к новой экономике людей легко обвели вокруг пальца учредители "финансовых пирамид". Люди должны разбираться в традиционных российских религиозных культурах, чтобы подделку отличать от оригинала».

«Кроме того, - продолжил он, - надо перестать относиться к религии потребительски, считая, что за подаяния списываются грехи. Люди должны понимать, что Церковь не оказывает услуги. Религия - это связь с Богом и высшими силами, а не процесс «купи-продай». Ведь именно на таком отношении и паразитируют мошенники. Причем этой просвещенческой задачей должны заниматься в совокупности государство, общество и религиозные конфессии».

Отец Максим считает, что «поскольку у Церкви, государства и общества есть общие задачи, то Церковь ни в коем случае не должна существовать вне правового поля». «Конечно, есть вопросы, по которым государство и Церковь не пересекаются. Например, это вопросы богослужения. Однако подавляющее большинство граждан нашего государства являются верующими людьми, и государство, естественно, должно заниматься их защитой. К тому же интересы государства определяются интересами его граждан», - заключил священник.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что религиозное мошенничество - вопрос очень тонкий. «Не знаю, как обстоят дела с другими традиционными конфессиями, но я почему-то чаще всего сталкиваюсь именно с православными или с теми, кто выдает себя за таковых. Это якобы послушники, собирающие деньги на восстановление совершенно неизвестных мне православных монастырей, и люди, часто очень похожие на православных монахов и священников», - рассказал он.

«Беда в том, что как порой бывает сложно отличить профессиональных попрошаек и проходимцев от действительно нуждающихся людей, так же сложно распознать и самозванцев. А ведь нельзя же запретить человеку по доброй воле подавать просящему, кем бы он ни был, или жертвовать на любую организацию», - отметил отец Димитрий.

Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, отметил, что мелкое мошенничество, например, сбор церковных пожертвований на улице официально запрещен церковным начальством, и люди воцерковленные это знают. «Что же касается разных околорелигиозных или околоцерковных организаций, претендующих на гранты, то мне кажется, что это в первую очередь проблема экспертов тех фондов, которые собственно и распределяют эти гранты. Это уж им решать, кому давать деньги, а кому - нет», - считает священник. «И если речь не идет о прямом мошенничестве или вымогательстве, то, вероятно, вполне можно обойтись без вмешательства правоохранительных органов», - заключил он. Когда же очевиден ущерб - моральный или материальный - то здесь уже должны действовать общегосударственные правовые нормы.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает, что бороться с религиозными мошенниками следует с помощью духовного просвещения. «В свое время Москва начала борьбу с такими самозванцами. Столичное правительство приняло постановление о том, что никто не имеет право собирать пожертвования на восстановление храмов без специального разрешения Московской епархии. И хотя попрошаек "православного" вида стало меньше, однако о запрете и посейчас мало кто знает. Этим незнанием людей и пользуются аферисты. Поэтому необходимо в срочном порядке заниматься духовным просвещением людей, которые должны знать, что могут стать жертвами мошенников. На мой взгляд, это должна быть совместная работа Церкви и государства», - сказал священник.

Отец Георгий также считает, что «раз Церковь по своей сути является объединением граждан по религиозному принципу, то она, равно как и верующие, не должна жить вне правового поля». «Государство же вправе вмешиваться и в дела верующих, однако при этом действовать оно должно в соответствии с церковными канонами», - заключил священник.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме