«Распространение подобных представлений связано во многом с всеобщей религиозной деградацией, возвращением к первобытным формам религиозного опыта. Ведь пришельцы из иных миров - не что иное, как духи подземного царства мертвых, если иметь в виду универсальную модель мироздания, т.н. Мирового Древа, возникшую еще на рубеже XII-XI тысячелетий до Рождества Христова. Она, хотя и в искривленном виде (сейчас, в отличие от прошлых эпох, акцент ставится на исследовании именно "подземной" области) присутствует в сознании еще многих людей», - сказал протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. «Эти первобытные религиозные представления находят выражение и в некоторых сторонах современной культуры и искусства: в целом ряде произведений авангардной живописи, кино и музыки (особенно в роке)», - добавил священник.
Так же считает и игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии. «Вызвано это, естественно, духовной безграмотностью населения. Причем эту духовную безграмотность постоянно подпитывают СМИ - в частности, рассказами об инопланетянах, якобы посещающих Землю», - сказал он. «Существует духовный мир. И Церковь знает, что в этом мире живут существа мыслящие, действующие и весьма активные. Это мир ангелов - светлых и падших, воздействующих на человека. И человек, находящийся в состоянии духовной безграмотности, может принимать любые фантазии, которые навязываются духами тьмы», - добавил отец игумен.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что, к сожалению, в наше время подобные представления получают все большее распространение. «И вызвано это в первую очередь духовной непросвещенностью людей, отсутствием элементарных знаний о духовном мире. Признавая наличие самого духовного мира, люди часто ограничивают свои познания о нем весьма поверхностными представлениями, увлекаясь образами, которые распространяют отнюдь не добрые силы», - сказал он. «Если в прежние времена бесы смущали человека разнообразными драконами, то сегодня, в век технических достижений, - это представления о различных инопланетных цивилизациях, пришельцах и т.д.», - считает священник.
«Увы, в силу духовного невежества эта тема стала очень притягательной для многих людей. Многие СМИ спекулируют на этой теме. Все это говорит об очень низком уровне духовной культуры и элементарном незнании основ веры», - заключил он.
Священник Георгий Рощин, заместитель председателя отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества, винит в распространении суеверий о пришельцах кино- и телеиндустрию. «Вера в пришельцев, живущих на земле, сформирована, прежде всего, кинопродукцией. Поэтому судить о серьезности оснований такой веры сложно», - подчеркнул он. «Я думаю, что в России приверженцы веры в инопланетные существа могут быть только среди неверующей, нецерковной публики. Церковь ясно выражает свою позицию, что земная цивилизация единственная в своем роде», - сказал отец Георгий.
«Некоторые богословы рассуждают на тему иных миров, исходя из определенных текстов Священного писания. В частности, есть такое место в Евангелии, где Спаситель говорит: "У Отца Моего обителей много суть", - что дает возможность предположить, что наш мир не является единственным. Но это, скорее всего, лежит в области теоретического богословского размышления и не связанно с теми суеверными представлениями о пришельцах, которые мы черпаем из телевизионных передач», - добавил священник.
«Здесь можно дать совет: меньше верить развлекательной индустрии и меньше засорять себе голову такими псевдоверованиями, а больше обращать внимание на собственную жизнь, на нравственное воспитание нашего внутреннего сердца, на выстраивание добрых отношений с нашими близкими», - подытожил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, подозревает, что в народе любовь к пришельцам сродни любви к супергероям. «Эта вера - порождение научной фантастики. Таинственное и неизвестное всегда привлекало людей», - сказал он. «Понятно, что в определенных социальных и культурных средах такие верования более распространены. Есть народы очень практичные, мало увлекающиеся подобной фантастикой. К ним, например, можно отнести немцев. Что же касается китайцев, то если мы посмотрим на их культуру, то все эти летающие киногерои, действительно, чем-то похожи на инопланетян», - отметил отец Георгий.
Напомним также, что ранее, в интервью нашему агентству заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, кандидат философских наук и доктор богословия игумен Серапион (Митько) высказывал мысль, что за уфологическими феноменами скрываются явления бесовского мира. Комментируя то обстоятельство, что главный астроном Католической церкви священник Габриэль Фюнес считает инопланетян своими «братьями», отец Серапион заметил: «То, что мы "знаем" об инопланетянах из СМИ из многочисленных голливудских фильмов, мы можем придти ко мнению, что это силы глубоко враждебные человечеству. А что это за силы, святым отцам хорошо было известно - это диавол и аггелы его, падшие ангелы. То, что сейчас вкладывается в образ инопланетян, ранее виделось людьми в образе врага рода человеческого. Поэтому тематика эта для православного человека знакома. И православный человек, который с презрением относится к такого рода явлениям, может испытывать законные опасения относительно того, что некие уфологические феномены, представленные в современной массовой культуре могут быть использованы в негативной эсхатологической перспективе. То есть, совершенно очевидно, что явление "посланцев из космоса" может стать одним из тех чудес, которые начнет совершать антихрист. Поэтому православный человек должен очень внимательно относиться ко всякой информации такого рода».