Диакон Владимир Василик: «К сожалению, история повторяется» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Диакон Владимир Василик: «К сожалению, история повторяется»

13.04.2010


Известный клирик о «катынском деле» и польской трагедии под Смоленском …

10 апреля, в Светлую субботу, над Смоленском произошло крушение самолета с польской делегацией на борту. Событие весьма печальное. Как доцент кафедры славянских и балканских стран СПбГУ выражаю соболезнование родственникам пострадавших и всему польскому народу. Это событие – всем нам великий урок. Прежде всего, следует указать на то, что подобные перелеты просто недопустимы. Неслыханно, чтобы на одном борту самолета находилась почти вся элита того или иного государства. Это грубейшее нарушение правил безопасности в отношении высших лиц государства. Здесь проявилась и нераспорядительность и торопливость организаторов данного события. Во-вторых, это урок того, как слова или приказ руководителя могут гибельно отразиться и на судьбе его близких и подчиненных, и на собственной его судьбе. Из картины катастрофы явствует, что причина ее заключалась в настойчивых и торопливых распоряжениях главного пассажира авиалайнера - покойного польского президента Польши Леха Качинского. Очевидно, польские летчики, опытные профессионалы, не посмели ослушаться президента (хотя ответственность за все происходящее на борту несет командир экипажа) и проявили чрезмерное послушание, приведшее к всеобщей гибели. Повторю еще раз общеизвестные и очевидные факты. Решение о посадке польского самолета было принято вопреки мнению пилотов. Российские службы также неоднократно предупреждали авиалайнер об опасности и предлагали запасные аэродромы. И поэтому российская сторона за случившееся не несет ни малейшей ответственности. 

К глубокому сожалению, подобное неразумие польская элита демонстрирует далеко не в первый раз. Нынешняя авиакатастрофа очень напоминает те действия, благодаря которым польская довоенная элита загубила межвоенное польское государства. Вначале – дружба с Гитлером, и далее совместный дележ Чехословакии. Слом старого традиционного союза с Францией, ярко выраженная антироссийская позиция. Когда Гитлер потребовал сравнительно немного – всего лишь Данциг – Польша отказала. При этом – наивная надежда на западных союзников, которые Польше в реальности ничем не помогли, и отказ от сотрудничества с Советским Союзом и блокировка любой помощи с его стороны. Отказ в проходе советских войск, отказ от военного сотрудничества и декларативные заявления типа «с немцами мы потеряем свободу, с русскими мы потеряем нашу душу». Подобное политическое неразумие польская элита демонстрировала в течение многих веков существования Польши. Это и сеймовая практика, когда заявления одного шляхтича было достаточно, чтобы сорвать сейм. Нескончаемые смуты, гражданские войны, бескоролевье,  постоянная зависимость от иностранных держав… Взять хотя бы польские восстания 1831 и 1863 годов, когда у Польши были практически все условия для органического развития внутри Российской Империи. 

К сожалению, история повторяется. Позволю себе не согласиться с уважаемым о.Вячеславом Пушкаревым относительно того, что 20 лет назад рухнул "языческий" порядок Варшавского договора. То, что идет на смену этому порядку - куда более языческий миропорядок, в котором, боюсь, настоящему христианству места не будет. В 2000 году я был в Праге и видел мемориальные доски, на которых рассказывалось о подавлении «пражской весны». Я испытал чувство вины и скорби. Но когда я вышел к собору святого Вячеслава Чешского и увидел здесь, извините, человека с искусственным фаллосом, который прогуливался рядом в телесного цвета трико, мне стало не по себе. Я испытал омерзение и подошел за разъяснением к полицейскому. Он равнодушно пожал плечами и сказал: «У нас демократия», и отвернулся. Я понял: бывают вещи пострашнее, чем иностранные танки на улицах. Потому что невозможно «равноправного» сосуществование святыни и непотребства. Слава Богу, в Москве такого пока нет. Но если мы пойдем этим путем, то придем к тому же миропорядку. Так вот, при том «языческом порядке» Польша все-таки могла оставаться католической страной. Но сегодня польская элита весьма активно встраивается в новый миропорядок, признаки которого я только что описал…

Наконец, самый тягостный и деликатный момент, на котором следует остановиться поподробнее в данном материале – Катынь. Хотя на официальном уровне вина СССР за расстрел польских офицеров в Катыни была признана еще в 1989 году, с объективной точки зрения историка «катынское дело» являет в себе еще целый ряд белых пятен и со строго фактической стороны представляется недосказанным. Существуют очень серьезные опасения и подозрения, что т.н. пакет №1, содержащий документы по «катынскому делу», является подлогом. Существуют упоминания о ряде документов, например, о записке Серова из уст того же Яковлева, которой в этом пакете не находится. То, что материалы по делу, переданные польской стороне, до сих пор толком не опубликованы, - наводит также на определенные размышления. Те же вещественные доказательства, найденные в процессе расследования, свидетельствуют скорее в пользу того, что в злодеянии повинны немцы. Версия о том, что НКВД пользовалась немецким оружием, - странна и неубедительна. Также существует целый ряд послевоенных и современных свидетельских показаний, которые ставят под сомнение факт расстрела польских офицеров органами НКВД.  В частности, показания ветерана ВОВ Ильи Ивановича Кривова, который до войны служил под Смоленском и встречал польских военнопленных вплоть до 15-16 июня 1941 года. Более того, он передает бесценное свидетельство капитана Сафонова о том, что в кабинете военного коменданта станции он (Сафонов) лично видел человека в форме лейтенанта госбезопасности, который чуть ли не на коленях выпрашивал у коменданта эшелон для эвакуации пленных поляков из лагеря. Кроме того, существует свидетельство немецкого социалиста Вильгельма Шнейдера, который попал в нацистскую тюрьму за сопротивление режиму. Здесь, в тюрьме, Шнейдер встретился с одним унтер-офицером, который засвидетельствовал, что в октябре 41-го года он был участником расстрела более десяти тысяч польских офицеров в лесу под Катынью. Достойно внимания, что эти показания были даны в американской оккупационной зоне (в 1947 году). 

С точки зрения международного положения, понимания истории и здоровой логики, расстрел польских офицеров для Сталина был бессмысленным. В случае обнаружения этого факта случился бы страшный международный скандал, который привел бы к еще более жесткой изоляции СССР и жестким мерам со стороны Англии и Франции. В накаленной обстановке зимы-весны 1940 года, когда Анлия и Франция едва не выступили на стороне Финляндии, а английские бомбардировщики едва не бомбили Баку, со стороны Сталина такой шаг был бы самоубийственным. Мотивировать это массовое убийство местью не представляется возможным. Когда надо, Сталин умел обуздать свои чувства, так как, прежде всего, он был опытным и серьезным политиком и прагматиком. Расстрел польских офицеров совсем не вписывается в практику обращения с военнопленными в СССР в предвоенный и военный период. Против немецких военнопленных, творивших против нас свои зверства, такие бойни не устраивали. И японских, и финских офицеров в массовом порядке никто не расстреливал. Сталин был слишком умен, чтобы поднимать подобную волну насилия, да еще и против поляков, которая могла стоить ему власти. 

Давайте теперь вспомним о расстреле немцами 29 сентября 1941 года сто тысяч человек в Бабьем Яру в обстановке активизации польского сопротивления с началом войны. В обстановке неспокойного тыла поступок немцев был вполне рациональным. Если расстрел в Катыни произошел в 40-м году и немцы о нем узнали сразу, то почему они не возвестили об этом граду и миру в том же 41-м году или хотя бы 42-м? Нет, в 43 году, заметая следы своих преступлений, они выдали это за преступление советской стороны. Тем паче, что могильники НКВД немцы предпочитали демонстрировать населению сразу. К сожалению, эмигрантское польское правительство на эту провокацию повелось. По крайней мере, такова моя, и не только моя версия данных событий. Почему же вина Советского Союза была «признана» при Горбачеве и Яковлеве? Они решили демонтировать систему Варшавского договора. Одним из самых слабых звеньев явилась Польша. Поэтому было решено на волне истеричной антисталинской кампании воспользоваться геббельсовской версией «катынского дела» для того, чтобы демонтировать ОВД. Все выглядит весьма стройно и логично, учитывая то, как горбачевское руководство обращалось с союзниками и как разваливало Советский Союз. 

Польское руководство летело под Смоленск для того, чтобы пожать плоды деятельности Горбачева, Яковлева с их присными. И нашло здесь страшную и печальную кончину. Очередной раз подтверждается справедливость слов Святейшего Патриарха Кирилла, сказанных по поводу фальсификации истории: «Ложь историческая порождает ложь современной жизни. На лжи нельзя построить человеческого благополучия, на лжи нельзя построит человеческого счастья. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы дьявольскую ложь, а дьявол - отец лжи, закладываем в основу бытия народа. И такие эксперименты не проходят, они всегда рухнут, но крушение их, к сожалению, увлекает за собой человеческие жертвы, в прямом и переносном смысле слова».
Диакон Владимир Василик, доцент СПбГУ, кандидат филологических наук 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме