Так называемый «Киевский патриархат» сделал заявление в связи с первым заседанием комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, сообщает сайт раскольников-филаретовцев. В котором отмечается, что содержание принятых на заседании документов «дает основания для осторожного оптимизма». «Митрополит Владимир в своем слове на примере статистики зарегистрированных на Украине приходов Киевского и Московского Патриархатов попробовал показать реальный масштаб церковного разделения. Чуть ли не впервые было признано, что вне подчинения Московскому Патриархату на Украине пребывает такое количество православных, которое превышает численность некоторых Поместных Церквей. От себя можем добавить, что в условиях отсутствия фиксированного членства в приходах и либерального законодательства, статистика зарегистрированных государством приходских уставов отображает состояние дел лишь частично и условно. В действительности более объективную картину показывают данные разных социологических опросов, дающие приблизительно одинаковые цифры, - свыше 30% жителей Украины относят себя к Киевскому патриархату, а около 20% - к УПЦ (МП). Если опираться на эти данные, то Киевский патриархат уже в настоящий момент не просто больше некоторых Поместных Церквей, а является одной из наибольших Церквей Вселенского Православия», - самоуверенно заявляют филаретовцы.
«Митрополит Владимир, - по их мнению, - критически оценивает позицию самоудовлетворенной успокоенности, присущей отдельным деятелям УПЦ (МП). В отличие от тех, кто считает, что на "раскольников" не следует вообще обращать внимание, как на незначительное явление, митрополит Владимир призывает активно действовать в направлении преодоления разделения Украинской Церкви, при чем действовать в духе христианской любви и попечения о ближних».
Филаретовцы пишут, что «некоторые прогрессивные моменты есть и в позиции, высказанной главой ОВЦС МП митрополитом Илларионом». «Фактически он признает, что практика принятия в Московский Патриархат крещенных в Киевском патриархате через совершение над ними "повторного крещения" унизительна и является препятствием на пути преодоления церковного разделения. (…) Также он теоретически признает возможной практику принятия крещенных в Киевском патриархате к общению с Московским Патриархатом и без "перекрещивания"», - указывают раскольники. По их мнению, «практика "повторных крещений" рано или поздно станет на пути продолжения диалога, ведь она показывает, что в настоящий момент к Киевскому патриархату в Московском кое-кто относится не как к братьям по вере, а как к атеистам, язычникам или иноверцам. Диалог в таких условиях явно будет невозможен и бесперспективен». «Киевский патриархат, - пишут раскольники, - не раз уже обращался к Московскому Патриархату с требованием прекратить антиканоническую практику "повторных крещений", что совсем не означает, что в УПЦ КП якобы есть много желающих перейти в УПЦ (МП), которых от этого якобы сдерживает лишь подобная практика. Киевский патриархат не имеет никаких сомнений в том, что совершаемые в нем таинства являются благодатными и спасительними».
«Невзирая на постоянное давление со стороны властных сторонников Московского Патриархата, - пишут филаретовцы, - особенно на местном уровне, с тех пор Киевский патриархат вырос, окреп и превратился в полноценную Поместную Православную Церковь». По их словам, «идея автокефалии Украинской Церкви вообще была провозглашена свыше 90 лет тому назад. И все это время, невзирая на внешние неблагоприятные обстоятельства, идея украинской церковной автокефалии имела и будет иметь своих последователей, число которых постоянно увеличивается, в том числе - в среде Московского Патриархата». Раскольники считают, что «в Московской Патриархии должны понять - Киевский патриархат будет существовать на Украине до тех пор, пока наше государство является независимым».
В связи с этими заявлениями мы попросили сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева высказать свое мнение о возможности преодоления церковного раскола на Украине.
«Раскольники не готовы воссоединяться с Церковью. Воссоединение сейчас возможно на уровне отдельных священников, которые могут вернуть в Церковь свою паству. Поскольку священник без паствы не имеет цены, то уведя людей в духовный блуд, он должен возвращаться вместе с людьми, иначе это не покаяние. Я вижу реальный возврат на уровне отдельных священников, у которых хватит мужества и пастырского авторитета, мужества - для того чтобы вернуться, а пастырского авторитета - для того, чтобы объяснить людям этот шаг и повести их за собой. В целом раскольники будут предпринимать попытку оправдать себя, подыскивая разные аргументы с целью легитимизации самих себя в своих собственных глазах», - выразил мнение отец Андрей.
«Что касается утверждений раскольников о том, что совершаемые ими Таинства благодатны и спасительны, то о благодатности Таинств никто из нас не имеет права высказываться, ибо человек не может сам о себе свидетельствовать, и Церковь сама о себе не свидетельствует. В данном случае важен вопрос полноты Церкви», - добавил он.
«Раскольники могут заявлять что угодно, но мы-то понимаем, что с каждым годом для большинства расколоучителей вопрос возврата всё более тяжел, особенно для тех, кто находится в сане и занимает высокие иерархические степени, для них легче умереть, чем вернуться в Церковь, - убежден пастырь. - Преодоление раскола - это очень запущенный и затянутый процесс, который с каждым годом становится всё тяжелее. Я без оптимизма смотрю на возможность преодоления раскола».
«Что же тогда нужно делать? Нужно, чтобы Церковь продолжала быть собою. Для того чтобы достучаться до сердца другого человека, нужны нечеловеческие усилия, это дело не в силах человека. У меня есть надежда на простой неангажированный народ, который возжаждет внутри существа своего, мимо всех предрассудков, застрявших где-то в голове между полушариями, между национализмом и либерализмом. Я надеюсь, что мимо всего этого человек восчувствует жажду общения с Церковью и жажду благодати. Это единственное ради чего стоит трудиться, все остальное на дает никакой надежды» - считает отец Андрей.
«Мы можем иногда позволить себе напомнить резкие слова Господа нашего Иисуса Христа, как бы их не старались причесать и прилизать. С упертым человеком незачем разговаривать, два раза сказав, надо уйти "отряхивая пыль". Всякое насаждение, которое насадил не Отец Небесный, искоренится. Поэтому пускай раскольники говорят всё что хотят, даже слушать их не хочется, всё, что они могут сказать, известно заранее. Раскольниками движет гордыня и закосневшая упертость. Мне страшно представить себе экскурс в чужую совесть, легче спуститься на дно океана, чем сойти в глубину чужого сердца. Но, я уверен, что огромное количество людей, носящих якобы священный сан, якобы священствующих в этом расколе, прекрасно знают, что они раздражают долготерпение Божие. У них самих ночью наедине с самим собою нет в том сомнений. Но раскольники хотят сохранить хорошую мину при плохой игре, поэтому они будут настаивать на своей легитимности и каноничности, закапываясь в историю как можно глубже, вспоминая Лжеисидоров сборник (декреталии), а, может, они дойдут и до времен убийства Каином Авеля, и придумают собственную интерпретацию этой библейской истории. Это погибельная упертость, за которой стоит не просто трагедия отдельного человека, а трагедия целого народа, который заведен этими духовными вождями в глушь», - убежден отец Андрей.
«Вожди еврейского народа, которые участвовали в несправедливом суде над Иисусом Христом, после Его воскресения, имели несомненное свидетельство о том, что Он жив. Анна, Каиафа и все члены синедриона, которые незаконно осудили Христа на смерть, неоднократно удостоверялись проповедью апостолов в том, что они не правы, что они распяли Праведника, и они исполнили пророчество, желая того или нет. Они имели открытые двери для веры и покаяния, но они не покаялись, при всем том, что они прекрасно знали, что их позиция гибельна. Но они удержали народ в повиновении, а себя удержали в нераскаянном состоянии. История говорит, что такие случаи возможны. Поэтому все, что бы ни говорили раскольники, предлагаю делить натрое, потому что эта ангажированная позиция духовных банкротов», - пояснил пастырь.
«Комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления может глубоко обговаривать эти проблемы и доносить их до широкой церковной общественности, до народа Божия. Комиссия может заниматься профилактикой раскола, вести работу по возвращению из раскола тех, кто не информирован или находится в расколе в связи с какими-то предрассудками, заблуждениями или просто из-за недостатка информации. Поэтому любая деятельность полезна, но 100% КПД конечно не будет», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.