Протоиерей Геннадий Беловолов: Виктор Цой должен уступить место Ксении Петербургской и апостолу Петру 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Геннадий Беловолов: Виктор Цой должен уступить место Ксении Петербургской и апостолу Петру

09.02.2010


Священник выразил недоумение решением губернатора Петербурга установить в городе памятник певцу …

К 21 июня 2010 года в парке "Александрино" на проспекте Ветеранов в Петербурге решено установить памятник лидеру группы «Кино» певцу Виктору Цою, об этом сообщил РИА Новости член инициативной группы по установке памятника Михаил Пензиев. Как уточнил Пензиев, памятник планируют заложить ко дню рождения музыканта - 21 июня. По словам собеседника агентства, парк Александрино выбран для установки памятника по той причине, что Цой долгое время жил неподалеку и часто гулял с женой и сыном в этом парке.

Идея установки памятника Виктору Цою впервые была озвучена в 2008 году и исходила от родителей музыканта - они написали письмо губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, в котором просили увековечить память сына. Тогда же была создана инициативная группа по установке памятника Цою, в которую вошли кинорежиссер Рашид Нугманов, писатель Александр Житинский и другие. Изначально памятник планировалось установить на площади перед СКК "Петербургский" или в Парке Победы - рядом с домом, где Цой провел детство. Однако эти варианты были отвергнуты.

Критики проекта отмечают, что Матвиенко разрешила установить памятник Виктору Цою, несмотря на введенное в городе правило - увековечивать память не менее чем через 30 лет после смерти.

Мы попросили известного петербургского священника настоятеля Леушинского подворья, директора Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерея Геннадия Беловолова высказать свое мнение об установке памятника Виктору Цою в Санкт-Петербурге.

«Прежде всего, нужно вспомнить о смысле памятников вообще. Само слово нам подсказывает, что памятники - это особая форма народной памяти, запечатленной в камне, бронзе, овеществленной в каких-то скульптурных и архитектурных формах. Главный критерий для установки нового памятника, я считаю - один: достойно ли это явление народной памяти. В каждой семье хранится альбом со старыми фотографиями. Памятники в городе - это своего рода наш общий фотоальбомам. Городской памятник всегда является проявлением нашей общей памяти, хотя бы потому, что ставится он все-таки не в частном дворике, а на площадях и улицах городов, где живем мы с вами - тысячи и миллионы людей.  Воздвигнутый памятник рядовой гражданин, хочет он того или нет, будет видеть каждый день. Памятник становится частью городского пейзажа, входит в понятие образ города. Его зрителями поневоле становятся все жители города. В отличие от других форм искусства, которые могут быть показаны в выставочном зале, театре, концертном зале, куда специально приходит какое-то ограниченное количество почитателей или интересующихся, городской памятник адресован ко всем. Такие памятники становятся часто городскими и даже национальными символами», - отметил отец Геннадий.

«Когда речь идет о таких фигурах, как Сахаров, Собчак, Старовойтова, памятники которым уже установлены, или Виктор Цой, памятник которому предполагают установить, - продолжил о. Геннадий, - то здесь мы однозначно можем сказать, что эти имена отнюдь не являются значимыми и авторитетными для большинства жителей Петербурга. Все-таки речь идет о тех, кого можно назвать кумирами лишь определенных социальных групп. Цой - это кумир молодежной субкультуры, Сахаров и Собчак - кумиры демократически ориентированной общественности, причем в специфическом западном понимании демократии. Старовойтову, памятник, которой стоит центре города в скверике на Суворовском проспекте, пожалуй, многие сейчас и не вспомнят, кто она такая. Идет, таким образом, навязывание большей части жителей города кумиров небольшой прослойки или социальной группы. Получается парадокс, памятники становятся не отражением реальной исторической памяти народа, а наоборот - навязывают народу новую искусственную память. Это проще назвать пропагандой, особой формой тоталитаризма, когда меньшинство внедряет своих кумиров в сознание большинства».

«Правило о том, что можно устанавливать памятники не ранее чем через 30 лет после смерти, не лишено здравого смысла, чтобы одно поколение не навязывало своих кумиров другим поколениям - те сами должны сделать историческую оценку (30 лет - это как раз смена одного поколения). Эта норма является своего рода цензурой против памятников-однодневок. Кроме того, нужно учесть, что памятники в городе ставятся за счет налогоплательщиков, и мы становимся не только вынужденными зрителями, но ещё и невольными спонсорами памятников людям, которых мы можем не знать или просто не почитать. Я не против памятников названным лицам в принципе, но их нужно ставить обязательно за счет их поклонников, а также и в каких-то ограниченных пространствах. Наверное, памятник Цою был бы уместен в каком-то СКК, или в концертном зале, где выступают эстрадные артисты. А памятникам Сахарову и Собчаку место, может быть, в музее политической истории. Почему рядовой гражданин должен ежедневно любоваться этими фигурами, не понятно. И это притом, что многие действительно общенациональные и общегородские символы у нас, как правило, игнорируются. Можно назвать немало наших соотечественников,  государственных деятелей, военачальников, деятелей культуры, которым в Санкт-Петербурге до сих пор нет памятников. Примеры привести несложно: в нашем городе нет памятника адмиралу Федору Ушакову, Императору Александру II, Императору Николаю Александровичу (что вызывает особое недоумение: Царь-Мученик, который принес себя в жертву за Россию, не почтен ни одним официальным памятником в Санкт-Петербурге, исключая бюст в Царском Селе). Нет памятников Тютчеву, Чехову, Есенину. Т.о., в то время как многие наши общенациональные символы никак не представлены в Петербурге, воздвигаются памятники тем, кого уместней назвать культовыми фигурами той или иной субкультуры. А вообще-то по каким-то знаковым памятникам не мешало бы проводить опросы общественного мнения, чтобы эти памятники не разъединяли нас, а объединяли», - отметил отец Геннадий.

«Думаю, что г-жа Матвиенко, представляющая весь Петербург, не должна идти на поводу у группы почитателей Виктора Цоя. Безусловно неординарный и яркий певец все-таки не является общегородским символом и большинство населения его песен не поет. В ответ на эту идею хочется спросить, а почему у нас в городе нет памятника блаженной Ксении?! Кто в Петербурге не знает нашу небесную заступницу?! Вот недавно на Первом канале ТВ самая рейтинговая передача «Пусть говорят» была полностью посвящена блаженной Ксении. Почему бы нам не установить памятник Ксении Блаженной, единственной святой, которая носит титул «Петербуржская», она достойна того, чтобы  увековечить ее память не только часовней на могиле. Причем эта идея не раз высказывалась на разных уровнях. Я думаю, что сам Виктор Цой уступил бы ей место на постаменте. Блаженную Ксению иногда называют «небесным губернатором» Петербурга, избранную народом без ограничения срока. Так может быть Валентине Матвиенко, нынешнему земному губернатору города, лучше установить памятник своей небесной покровительнице. Думаю, что вряд ли кто-то из петербуржцев возразил бы против такого памятника», - продолжил священник.

"Без труда можно составить большой контрсписок тех выдающихся имен, кого по странным причинам забыли почтить в Петербурге: Государей, политических деятелей, литераторов, художников, музыкантов. Взять хотя бы невинно расстрелянных 30 января 1918 года в Петро-Павловской крепости Великих князей: Николая Михайловича, Георгия Михайловича, Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, останки которых обнаружены в декабре месяце прошлого на месте их расстрела. Прекрасный повод почтить сыновей Отечества, невинно пострадавших в годы революции, не покрывать нашу историческую память асфальтом для автостоянки, а воздвигнуть там достойный их памяти мемориал", - заметил батюшка.

"Если есть нерастраченные творческие силы, то их есть где применить, есть кому поставить памятники, которые стали бы достойными символами нашего города и украсили бы его, выразили бы его дух, идею, прошлое, одним словом - его образ. Наш город носит имя святого апостола Петра. А где же памятник небесному покровителю Санкт-Петербурга?! Во многих городах установлены памятники не только основателям, но и небесным покровителям. В Ростове-на-Дону, к примеру, на центральной площади стоит величественная фигура святителя Димитрия Ростовского, в честь которого назван этот город. Не помешало бы и нашему городу иметь памятник апостолу Петру (может быть, вместе с апостолом Павлом). Этот памятник напоминал бы нам всем, что мы жители града Святого Петра. Городу вернули его историческое имя, но не создали скульптурный символ, не воплотили имя небесного покровителя в памятнике", - подчеркнул отец Геннадий.

"Итак, мы высказываем конкретное предложение - воздвигнуть в Санкт-Петербурге в первую очередь памятники его небесным покровителям - святому апостолу Петру и блаженной Ксении Петербуржской, воплотить небесный Петербург на земле. Прошу этот комментарий считать обращением к властям и общественности города и прошу петербуржцев высказать свое отношение к этой идее", - заключил протоиерей Геннадий Беловолов.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме